Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.С. Пушкин "Няне"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Кремешняя Любовь Тимофеевна

В разработке использованы личностно ориентированные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 456.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 –м классе по теме  А.С.Пушкин  «Няне»

Цели урока: - вспомнить биографические сведения о Пушкине ;

                        - развивать внимание к авторскому слову , к точности употребления слов в поэтичес-

                        кой речи;  

                       - формировать умение  понимать настроение лирического  героя ;

                       -воспитывать любовь к русской поэзии.

Оборудование :

.компьютер

.проектор и экран для демонстрации презентации Power Point;

.

                                                          Ход урока

  1. Организационный момент.

-Прозвенел звонок на урок !

-Здравствуйте, дети !

-Доброе утро, гости!

-Приятно видеть всех !

Пусть наш урок будет интересным , познавательным и принесет  нам радость общения.

-Чем на уроке вы хотите заниматься? (читать, пересказывать, думать, анализировать, узнавать новое, проверять д/з.)

  1. Актуализация знаний.

-Сегодня мы с вами вновь говорим :

«Здравствуй , Александр Сергеевич Пушкин !»

Встречи с творчеством А.С. Пушкина – это «чудное мгновение» ,которое длится всю жизнь. Имя Пушкина ,черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве ,а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок ,ценность которого узнаешь только с годами.

-Вы уже знакомы со сказками поэта ?

-А с некоторыми его стихотворениями ?

-Что вы знаете об этом человеке?

(Дети рассказывают)

      .Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Поэт сказочник, прозаик, портретист – графист , критик. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве  в семье потомка знатного  дворянского  рода. Отец поэта ,Сергей Львович ,любил литературу ,собрал большую библиотеку .Мать поэта, Надежда Осиповна , урожденная Ганнибал, была остроумна , хороша собой .

          .В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына , Александр и Лев. Как было в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернеров - иностранцев. Маленький Александр  прочитал много книг из библиотеки отца ,где была в основном французская литература.

          .Александр  Сергеевич Пушкин учился в лицее. Это было лучшее учебное заведение для юношей благородного происхождения в Царском Селе под Петербургом. Здесь Пушкин стал поэтом. На публичном экзамене знаменитый поэт Державин высоко оценил талант юного Александра.

         .Почти два года провел Пушкин в селе Михайловское в полном уединении со своей старой няней . Он находился в ссылке . Это вид  наказания  за создание вольнолюбивых  произведений. За это время написано более 90 произведений.

         .Зимой 1837 года была дуэль между  Пушкиным и французом  Дантесом , служившим  в русской армии. Только так в те времена Александр Сергеевич  мог защитить свое доброе имя и честь своей семьи . Поэт был тяжело ранен . Через два дня Пушкина не стало.

Викторина.

-Послушайте отрывки из произведений. Вспомните их названия .

1. Тут она, взмахнув крылами,

 Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась ,отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит ;

А сама –то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит. («Сказка о Царе Салтане» )

2.Петушок опять кричит;

Страх и шум во всей столице».

Царь к окошку ,- ан на спице,

Видит, бьется петушок,

Обратившись на восток. («Сказка о золотом петушке»)

3.Правду  молвить , молодица

Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело : Говорить оно умело. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

4.Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался ,к старухе воротился-

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке.»

5.Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого  товару. («Сказка о попе и работнике его Балде»)

      .Няня  Александра  Сергеевича Пушкина , Арина Родионовна Яковлева  ,родилась 10 апреля 1758 года в деревне Лампово  Копорского уезда Петербургской губернии.

      .Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное- Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела.

     .В документах  она названа по отцу – Родионовой , а в быту – Родионовной .Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах  писал «няня». В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна.

     .Ребенком она числилась крепостной . В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева , и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины ,вот почему Арина попросилась в няни.

     .20 декабря 1797 года родилась Ольга, старшая сестра поэта. После ее рождения Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу  Ульяну  Яковлеву . Арина была кормилицей сестры поэта ,няней Пушкина и его  брата Льва.

         .Вскоре после рождения дочери Ольги Сергей Львович Пушкин вышел в отставку и переехал с семьей в Москву , где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня  Ольги Сергеевны , уехала вместе с ними.

        .Всю жизнь Арина считала себя рабой своих господ. От рождения до смерти она и ее семья оставались крепостными. И Пушкина такая ситуация вполне устраивала. Никогда, ни одним словом он не затронул этой темы применительно к няне ,хотя рабство в общем виде возмущало его гражданские чувства не раз.

        .Важно то, что сама Арина Родионовна и дети ее оказались на особом положении. Она была что-то вроде ключницы : стерегла усадьбу, выполняла поручения господ, ей доверяли, убедившись в ее честности, кое-какие  денежные дела.

        .Арина вынянчила Александра . Не одна она, конечно, была няней . Прислуги в доме Пушкиных было много, кормилиц без труда находили в деревне и отсылали обратно, но этой няне доверяли больше других.

        .Мать Пушкина иногда разрешала ей спать в господском доме. Членам ее семьи предоставляли некоторые льготы. На определенное время их отпускали , они могли иметь побочный заработок или помогать по хозяйству родственникам в своей деревне. Позже прислуживать господам взяли и дочь няни Надежду.

         .Няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжает в Михайловское. Пушкин называл  ее  «мамушкой» ,относился к ней с теплотой и заботливостью . В 1824-1826 годах  Арина Родионовна вместе с Пушкиным  прожила в Михайловском , разделив с поэтом его изгнание . В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с  удовольствием слушал ее сказки ,записывал  с ее слов народные песни. Сюжеты  и мотивы услышанного  он использовал в творчестве.

         .Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько  народных выражений, хотя слышал от нее , конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих  ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

-Я прочитаю стихотворение А.С. Пушкина . В нем встретятся слова, лексическое значение которых я предлагаю узнать.

(На доске)

Светлица                                                                              устар.ворота

Вороты                                                                                  постоянно

Горюешь ,будто на часах.                                                в старину светлая

Всечасно                                                                               парадная комната в доме

-Соедините  стрелочкой.

Чтение учителем стих-я .

- Как бы вы назвали это стих-е ? («Няне»)

-Прочитайте стих-е про себя .

-Кто хочет прочитать стих-е ?

-Какой вы себе представили Арину Родионовну ? ( Няня любила своего воспитанника «Подруга дней моих суровых» ,поэтому поэт был на ее стороне .Это благодарность лирического героя.)

-Какие слова стихотворения помогают нам увидеть ее образ ? ( «Голубка дряхлая моя !, «В твоих наморщенных руках….» ;Это острое чувство жалости, с которым лирич. герой наблюдает старение любимого человека, нежность.)

-Как  А. С. Пушкин передает в произведении чувства няни в разлуке с ним ? (Лирический герой относится к няне с нежностью ,благодарностью, сочувствием  и жалостью.)

-Как поэт относился к своей старой няне ?

-В каких словах это выражено? ( Подруга, голубка…..)

-Прочитайте стих-е выразительно, попробуйте передать голосом все чувства.

Анализ стих-я.

- Попробуйте выразить настроение этого стих-я с помощью красок – цветов.

- Какими красками вы бы передали настроение стих-я ? (Настроение стих-я  можно  передать мрачными , темными красками. )

-Каким настроением пронизано это стихотворение ?

(Настроение стих- я грустное, печальное, тоскливое.)

- Как вы думаете , какие чувства владели поэтом , когда он писал это стихотворение ?

( В произведении передано  чувство вины  перед няней  за долгое отсутствие, страдание от разлуки , выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)

Этими  чувствами поэт наделяет лирического героя стих-я.

Образное рисование.

Читая стихотворение  далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.

- Представьте , что вам нужно проиллюстрировать это стих-е или создать слайды.

- Сколько иллюстраций – слайдов у вас получается ?

1. Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

(Строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.)

2.Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

( Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся  вдаль.)

3.Глядишь  в забытые вороты

На черный отдаленный путь :

Тоска, предчувствия , заботы

Теснят  твою всечасно грудь.

(Кажется , няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.)

- Сегодня на уроке мы с вами читали стих-е  А. С. Пушкина «Няня».

- Поделитесь  впечатлениями  о  стих-и. (Читая стих-ние  , я восхищался….)

-Что вас взволновало ? ( красота строк, …)

-Что у вас осталось в памяти ?

Дом. зад. Выучить стих- ние  наизусть.

Я узнал…

Хотел бы узнать…

Хочу сказать учителю…

Хочу сказать однокласснику…

Хочу сказать себе…

Попрошу Вас сегодня объективно обсудить с родителями оценку, которую заработали на уроке. Поставьте ее в дневник, а я роспишусь.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....

Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс А Митта. Шар в окошке

Программа "Школа XXI века". Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема: А Митта "Шар в окошке"....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...