Тема урока азбуки 1 класс УМК Школа России: Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Коржова Ольга Сергеевна

Педагогическая цель: Создать условия для закрепления знаний учащихся о твердом согласном звуке [ш], буквах Ш, ш, развивать речь, память, логическое мышление.

Тип урока: Решение частной задачи.

Планируемые предметные результаты: Распознают в словах и характеризуют звук [ш] как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ.

Личностные результаты: Проявляют интерес к русской народной культуре.

УУД метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные:

общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач;

логические – выделяют главную мысль в тексте.

Коммуникативные: умеют контролировать действия одноклассников.

Основное содержание темы, понятия и термины: Твердый глухой согласный звук [ш]; буквы Ш, ш; правописание ши; скороговорка, загадка.

Образовательные ресурсы: презентация, электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).

 

 

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Вид и форма

контроля

1

2

3

4

5

I. Организация начала урока

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. Приветствие учащихся. Приветствие гостей.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

– Проверьте свою готовность к уроку.

– Поприветствуем гостей.

 

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Интересные заданья,

Игры, шутки – всё для вас!

За работу, в добрый час!

 

 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

II. Актуализация знаний

Дидактическая игра, актуализация знаний о звуках и буквах, изученных ранее.

Фронтальная. Словесный.

– Давайте вспомним, что мы уже знаем о буквах и звуках. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «ДА-НЕТ». Я буду задавать вопросы. А вы если хотите ответить «да», то поднимаете обе руки вверх, если «нет» - то не меняете положения рук.

- Верно ли, что буквы а, о, у, ы – обозначают гласные звуки?
- Верно ли, что буквы б, в, г, д – обозначают глухие согласные звуки?
- Верно ли, что буквы и, я, е – обозначают твердые согласные звуки?
- Верно ли, что звук [ч] - всегда мягкий?
- Верно ли, что ь – гласная буква, обозначающая мягкий согласный звук?
- Верно ли, что произносим и слышим буквы, а видим и пишем звуки?
- Верно ли, что мы знаем, что две гласные буквы, которые стоят в начале слова и после гласной буквы, обозначают 2 звука?

– Отлично.

 

 

 

 

 

 

 

Верно.

 

Не верно.

 

Не верно.

 

Верно.

 

Не верно.

 

 

Не верно.

 

Верно.

 

 

Фронтальный. Наблюдение учителя.

III. Постановка учебной задачи

Используется электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD). Страница буква Ш,ш.

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя.

– Отгадайте о чем это:
Его произносит змея
И ежик, сердитый немножко,
Спускающий шарик и я, -
Но только не так - понарошку!

– Посмотрите внимательно на картинку и найдите на ней слова со звуком [ш].

– Вот мы и вспомнили с какой буквой и каким звуком познакомились на предыдущем уроке.

– Что мы уже знаем о звуке [ш]?

– С какой буквой и каким звуком мы будем работать сегодня на уроке?

– Отгадайте загадку о транспортном средстве, при написании названия которого используется буква Ш:

 

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно на картинке.

(воздушный шар)

 

– Вот воздушный шар, который будет подниматься все выше и выше, благодаря нашим знаниям, полученным на этом уроке. Правда, он у нас одноцветный, но в конце  занятия мы его постараемся раскрасить.

 

Звук [ш].

 

 

 

Шапка, мышка, мешок, хлопушка, мишка, машина и т.д.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

 

 

 

IV. Закрепление знаний и способов действий

1.      Загадки. Печатание слов.

Отгадывание загадок, представленных в презентации. Печатание отгадок в тетради. Составление звуковой схемы с использованием электронного приложения к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).

Коллективная. Словесный, наглядный.

– Откройте тетради. Раскрасьте красным цветом флажок и приготовьтесь отгадывать загадки. Отгадки мы напечатаем в тетради, а к последней составим звуковую схему.

 

Залатать плохой башмак

Без него нельзя никак.

На иглу оно похоже

И поранить палец может. 

 

– Как напечатаем слово «шило»?

 

– Давайте вспомним стихотворение-подсказку, которое поможет нам правильно написать это слово. Повторим его вместе:

 

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

Все сочетания с ШИ

Ты только с буквой И пиши!

 

Теперь простуды не боимся

И среди луж мы веселимся.

Гулять пойдём сейчас с Алёшей,

Наденем на ноги …              

 

Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму.

 

– Теперь вместе составим схему слова «шапка».

– Сколько слогов в этом слове?

– Как звучит первый слог?

– Сколько звуков в нем?

– Как мы их слышим?

 

– Как звучит второй слог?

– Сколько звуков в нем?

– Как мы их слышим?

– Какой слог ударный? Что надо сделать, чтоб определить это?

– Какой первый звук в этом слоге?

– А второй?

– Третий?

– Четвертый?

Открывают тетради и раскрашивают флажок, настраиваются на отгадывание загадок.

 

 

Шило

 

 

 

 

Ши-ло

 

Повторяют хором стихотворение-подсказку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Галоши

 

 

 

 

Шапка

 

 

 

 

 

Два

Шап

Три

Как слог-слияние и отдельный звук

Ка

Два

Как слог-слияние

Первый. Позвать слово.

 

Ш-согласный, твердый.

А-гласный, ударный.

П-согласный, твердый

К-согласный твердый

А-гласный, безударный

Коллективный. Устные ответы, комментированное письмо.

2.      Физминутка.

Коллективная. Практический.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять –  руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Выполняют движения по тексту.

Коллективный. Правильное выполнение движений.

3.      Развитие связной речи. «Шутки».

Работа с учебником, стр. 22.

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа.

– Откройте учебники на стр. 22. Прочитаем текст «Шутки» как пчелки. Они когда трудятся, то жужжат, так и мы будем трудиться-читать текст, пожужжим. Приступили. 

– Что сделала мышка?

– Кого она пригласила?

– Что случилось? Почему?

Читают текст. Отвечают на вопросы.

 

 

 

Мышка сушек насушила.

Пригласила мышек.

Кушать сушки стали и сломали зубки. Т.к. очень сухие сушки были.

Коллективный.

Чтение, беседа.

4.      Дидактическая игра «Продолжи слово».

Работа с учебником, стр. 22.

Групповая. Словесный, практический. Игра.

– На странице 22 вам предлагается игра «Продолжи слово». Необходимо продолжить цепочку слов, изменяя одну букву:

мышка→мошка→ кошка→кочка→…

Называют слова. Например: …точка→мочка→…

Групповой. Устные ответы.

5.      Минутка отдыха для глаз.

 

Коллективная. Практический.

– Наши глазки потрудились, пришло время им немного отдохнуть. Сейчас выполним несколько упражнений для наших глаз:

·         зажмуриться, открыть глаза;

·         посмотреть за окно;

·         посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;

·         поводить глазами из стороны в сторону, кругами, восьмёрками.

Выполняют движения.

Коллективный. Правильное выполнение движений.

6.      Развитие связной речи. Составление рассказа по картинкам.

Используется электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).

Составляют рассказ по картинкам про Дедушку Лесовичка, мышек и мишку, используется диск. Затем слушают готовый рассказ с диска и смотрят мультфильм.

Коллективная. Словесный, наглядный. Рассказ. Работа с рисунком.

– А теперь посмотрите на серию картинок, по ним надо составить текст.

– Что такое текст?

 

– Попробуйте составить к каждой картинке по предложению, так чтоб вместе получился связный текст.

 

– А теперь давайте послушаем рассказ, который составили авторы учебника.

Текст - это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

 

Составляют предложения по серии картинок. предложенных на диске.

 

Слушают рассказ, воспроизводимый с электронного приложения к учебнику.

Коллективный. Устные ответы. Рассказ.

7.      Развитие связной речи. «Машины – помощники человека»

Рассматривают рисунки, называют машины, рассказывают о них. Читают рассказ по ролям.

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, рассказ, работа с рисунком.

– Рассмотрите рисунки на стр.23. Составьте рассказ о том, что делают эти чудо-машины.

 

 

 

 

 

– Прочитайте рассказ «Шум, Машина и Тишина», как пчелки. Они когда трудятся, то жужжат, так и мы будем трудиться-читать текст, пожужжим. Приступили. 

– Давайте теперь попробуем прочитать его по ролям. Но сначала ответьте на вопрос: что такое диалог?

– Теперь распределим наши роли:…

– Приступим к чтению.

 

Скорая помощь-помогает быстро оказаться в нужном месте и оказать помощь пострадавшим.

Молоковоз-перевозит молоко на дальние расстояния.

Грузовая машина перевозит различные грузы.  И т.д.

жужжащее чтение

 

 

 

 

Диалог – это беседа между двумя или более людьми.

 

Участвуют в распределении ролей и читают под руководством учителя.

Фронтальный. Чтение, устные ответы, рассказ.

V. Рефлексивно-оценочный

 

Фронтальная, индивидуальная. Слово учителя.

– А теперь вернемся к нашему воздушному шару.

Перед вами пузырьки воздуха трех цветов. Если на уроке вам было очень интересно, то выберите пузырек красного цвета. Если – не очень интересно, то зеленый пузырек. Если вы скучали на нашем уроке, то выберете синий пузырек.

 

– Посмотрите, какой красивый, пестрый воздушный шар у нас получился. Он высоко взлетит, благодаря нашим знаниям. Ведь чем больше мы узнаем на уроках, тем больше мы знаем об окружающем нас мире, тем шире наши горизонты.

– Спасибо всем за работу.

Делают выбор и подносят к доске. С помощью учителя прикрепляют свой шарик на картинку.

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

Индивидуальный, фронтальный.

 

Скачать:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте, УМК "Школа России". Буква О, звук О

На уроке представлены различные формы работ по развитию фонематического слуха первоклассников, умения различать гласные и согласные звуки, рассуждать ,работать в паре с одноклассником....

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Лунин " Я и Вовка" 2 урок. 2 класс. программа Школа России

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Лунин " Я и Вовка" 2 урок. 2 класс. программа Школа России...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по математики Тема: Умножение и деление. Закрепление

Цели деятельности учителя: совершенствование вычислительных навыков  и умения решать задачи на деление и умножение;закрепление вычислительных навыков умножения и деления.Планируемые результ...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по русскому языку Тема: Что такое глагол? "УМК Школа России"

Цели деятельности учителя: формирования умения ставить вопросы к глаголам; развивать речь, коммуникативные навыки; способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки.Пл...

Конспект урока .Предмет: Литературное чтение в 1 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Твёрдый согласный звук [ ж], буквы Ж, ж.

Предмет: Литературное чтение в 1 классе.УМК «ШКОЛА РОССИИ» Дата проведения: 6 декабря.Учитель начальных классов: Закирянова Тансылу Алтафовна.Тема  урока:  Твёрдый согласный звук...