Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Пазухина Татьяна Сергеевна

Планирование составлено на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

 

Учебник: С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ.

Руководитель Сызранского филиала ГБС(К)ОУ

школы – интерната

№ 2 г.о. Жигулёвск

_______________________

СОГЛАСОВАНО.

зам. директора

по УВР

_______________________

           

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол №1

от _________________

_____________________

Рабочая адаптированная основная образовательная программа

для учащихся с умственной отсталостью

по предмету «Чтение»

Класс   4-а

Учитель   Пазухина Татьяна Сергеевна

Количество часов в неделю      4

Планирование составлено на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

Учебник: С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы /Под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.

Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта.

Задачами уроков чтения в младших классах являются:

  • воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;
  • формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
  • формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
  • развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.

Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения.

Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваться точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «ЧТЕНИЕ»

4 класс

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, 
воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
В программе определён обязательный базовый уровень знаний.

Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.

 Рождественские рассказы.

 Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.

Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время – потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».

Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения.

 Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.

Учащиеся должны уметь:
1 уровень:

  • читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • читать про себя, выполняя задания учителя;
  • выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
  • читать диалоги по ролям;
  • пересказывать прочитанное по частям;
  • выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;
    2 уровень:
  • осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
  • пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
  • участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
  • выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

•        компьютерные презентации

•        интернет - сайты «Про школу», «Педсовет», «1 сентября» и др.

•        Комплект сюжетных картинок

•        Серии книг для внеклассного чтения

•        Демонстрационные таблицы

•        Презентации по темам

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.

2. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. В.Г.Петрова Москва, «Просвещение»,1982 г.

3. Воспитание правильной речи у детей. Н.А.Седых, Москва, АСТ 2005г.

4. Методические рекомендации. Чтение. 2–4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ильина С. Ю.

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Школьная жизнь

1

Снова в школу (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»)

1

2

Жил-был Учитель. Э. Мошковская

1

3

Чему учат в школе (в сокращении) М. Пляцковский

1

4

Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали»)

1

5

Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница»)

1

6

Шум и Шумок. По Е. Ильиной

1

7

Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов

1

8

Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити»)

1

9

Читалочка. В. Берестов

1

10

Зарубите на носу. По М. Бартеневу

1

11

Загадки

1

12

Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»

1

Время листьям опадать…

13

Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова

1

14

Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой

1

15

Подарки осени. Е. Благинина

1

16

Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу»)

1

17

Лес осенью. А. Твардовский

1

18

В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка»)

1

19

Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога»)

1

20

Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму

1

21

Осень. К. Бальмонт

1

22

Три сойки. По Ю. Ковалю

1

23

Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька»)

1

24

Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев

1

25

Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!»)

1

26

Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому

1

27

Время листьям опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад»)

1

28

Загадки

1

29

Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …»

1

Делу – время, потехе – час

30

Пекла кошка пирожки… (русская потешка)

1

31

Сенокос (чешская потешка)

1

32

Карусели. По Л. Пантелееву

1

33

Прятки. По Н. Носову

1

34

Считалки

1

35

Жмурки. По М. Булатову

1

36

Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час»

1

В мире животных

37

Бодливая корова. О К. Ушинскому

1

38

Упрямый котёнок. По В. Бирюкову

1

39

Пушок. По В. Гаранжину

1

40

Томка. По Е. Чарушину

1

41

Охотник и собаки. По Б. Житкову

1

42

Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос»)

1

43

Хитрый бурундук. Г. Снегирёв

1

44

Барсучья кладовая. По А. Баркову

1

45

Гостья. По А. Дорохову

1

46

Игрушки лисят. Г. Корольков

1

47

Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел»)

1

48

Загадки

1

49

Обобщающий урок по теме «В мире животных»

1

Жизнь дана на добрые дела

50

Миша-мастер. Г. Ладонщиков

1

51

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1

1

52

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2

1

53

Михаськин сад. В. Хомченко

1

54

Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего дома»)

1

55

Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву

1

56

Котёнок. Е. Благинина

1

57

Птичка. В. Голявкин

1

58

Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела»

1

Зима наступила

59

Снег идёт. По. Л. Воронковой

1

60

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 1

1

61

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2

1

62

Зима (отрывок) И. Суриков

1

63

Декабрь (отрывок) С. Маршак

1

64

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1

1

65

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1

1

66

Вечер под рождество. По Л. Клавдиной

1

67

Где лежало «спасибо»?

1

68

На горке. По Н. Носову. Часть 1

1

69

На горке. По Н. Носову. Часть 2

1

70

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 1

1

71

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2

1

72

Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский

1

73

Зимняя сказка. П. Головкин

1

74

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1

1

75

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2

1

76

Снежная шапка. В. Бирюков

1

77

В шубах и шапках. По А. Тумбасову

1

78

Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос»

1

79

Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспособился»)

1

80

Зимние приметы. По А. Спирину

1

81

Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская

1

82

Обобщающий урок по теме «Зима наступила»

1

Весёлые истории

83

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.1

1

84

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2

1

85

Одни неприятности. Г. Остер

1

86

Однажды утром. М. Пляцковский

1

87

Почему комары кусаются. В. Бирюков        

1

88

Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак        

1

89

Две лишние коробки. По О. Кургузову

1

90

Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе

1

91

Обобщающий урок по теме «Весёлые истории»

1

Полюбуйся, весна наступает…

92

Март. В. Алфёров

1

93

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1

1

94

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2

1

95

Забота. Е. Благинина

1

96

Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому

1

97

Последняя льдина. По В. Бианки

1

98

Весна. А. Плещеев

1

99

Скворцы прилетели. По А. Баркову

1

100

Всему свой срок. По Э. Шиму

1

101

Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин

1

102

Весенний вечер. По Ю. Ковал ю

1

103

Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву

1

104

Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…!»

1

В мире волшебной сказки

105

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

106

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

107

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

108

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

109

У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина)

1

110

Подарки феи. По Ш. Перро

1

111

Подарки феи. По Ш. Перро

1

112

Горшочек каши. Братья Гримм

1

113

Наши сказки. По В. Порудоминскому

1

114

Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки»

1

Родная земля

115

Царь-колокол. М. Ильин

1

116

Город на Неве. С. Васильева

1

117

Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко

1

118

Сочинение на тему. С. Вербова

1

119

Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово»)

1

120

Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном»)

1

121

Защита. А. Усачёв

1

122

Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю

1

123

День Победы. Т. Белозёров

1

124

Обобщающий урок по теме «Родная земля»

1

Лето пришло

125

Ливень. С. Козлов

1

126

Тучка. Г. Граубин

1

127

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

1

128

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

1

129

Одуванчик. Е. Благинина

1

130

Встреча со змеёй. По А. Дорохову

1

131

Летний снег А. Бродский

1

132

После зимы будет лето. В. Голявкин

1

133

Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская

1

134

Летние приметы. По А. Спирину

1

135

Обобщающий урок по теме «Лето пришло»

1

136

Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Русский язык»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: А.К. Ак...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Живой мир»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Занимательный труд»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «ИЗО»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Математика

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: М.Н. Пе...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Музыка, пение (танец)»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Устная речь»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.В. Ко...