Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Русский язык»
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Пазухина Татьяна Сергеевна

Планирование составлено на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

 

Учебник: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение» 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ.

Руководитель Сызранского филиала ГБС(К)ОУ

школы – интерната

№ 2 г.о. Жигулёвск

_______________________

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора

по УВР

_______________________

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол №1

от _________________

_____________________

Рабочая адаптированная основная образовательная программа

для учащихся с умственной отсталостью

по предмету «Русский язык»

Класс   4-а

Учитель   Пазухина Татьяна Сергеевна

Количество часов в неделю      4

Планирование составлено на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

Учебник: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение» 2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И.М.Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. 

Нарушения мышления и речи, ровно, как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно ее коммуникативной функции.

Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

Коррекционные цели:

•        развитие умения пользоваться речью как средством общения;

•        научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

•        выработать навыки грамотного письма;

•        развивать мелкую моторику пальцев рук и кисти рук        

•        развивать слуховое внимание и память;

•        научить последовательно и точно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

•        повысить уровень общего и культурного развития учащихся;

•        обучение грамотному и аккуратному письму;

•        осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Задачи программы по русскому языку следующие:

  • развитие у школьников познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;
  • совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
  • обучение школьников применению изученных орфографических правил;
  • формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Повторение (8 ч)

Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному). Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.
Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге.
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам. 

Звуки и буквы (36 ч)

Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и 
несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной 
изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.

Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь.

Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь. Правильный перенос таких слов. 

Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.

Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. 

Слово (54 ч)

Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе.
Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный,злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам.Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота
Подбор слов, противоположных по значению.
Распространение предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса.
Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.

Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.

Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.

Предложение (20 ч)

Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам.

Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.

Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)

 Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. Четкое и графически правильное письмо прописных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В.

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.

Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты.

Связная письменная речь

(в связи с изучением всех разделов программы)

Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту.

Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.

Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.

Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.

Учащиеся должны уметь:

1 уровень:

  • списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;
  • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20 – 25 слов);
  • с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);
  • составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • делить текст на предложения;

2 уровень:

  • делить слова на слоги для переноса;
  • списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
  • писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2 – 4 слов) с изученными орфограммами;
  • различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • выделять из текста предложения на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении темы текста и заголовка к нему.

                     

 УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Плакат «Алфавит».

2.Азбука букв

3.Магнитная азбука

4.Наборное полотно

5. Таблицы демонстрационные

6.Дидактический раздаточный материал для 1-4 классов.

7.Дидактические игры.

8. Карточки с индивидуальными заданиями по темам.

9. Презентации по темам

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение» 2014 г.
  2. А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва, «Просвещение», 1991 г.
  3.  Костылева Н.Ю.  200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет/ АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005 г.
  4.  Соболева О.П., «Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» Белгород: Издательство Бел РИПКППС, 2007 г.
  5.  Шевердина Н.А. Диктанты по русскому языку для начальной школы /Издательство Феникс, 2010 г.
  6.  Обучение учащихся вспомогательной школы. Пособие для учителей. В.Г.Петрова, М.: Просвещение ,1976.
  7.  Обучение грамоте и правописанию в 1- 4 классах вспомогательной школы. В.В. Воронкова, М.: Просвещение, 1988.
  8.  Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская, М.: Просвещение, 1991.

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Повторение

1

Правило написания предложений

1

2

Выделение предложения из текста по заданию учителя

1

3

Работа с незаконченным предложением

1

4

Работа с деформированным предложением

1

5

Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы.  Графическая схема составленных предложений

1

6

Составление диалога из данных реплик. Определение количества предложений в диалоге

1

7

Выделение в предложении названий предметов, действий, признаков

1

8

Самостоятельная работа

1

9

Работа над ошибками

1

Звуки и буквы

10

Алфавит.  Гласные звуки и буквы

1

11

Расположение слов в алфавитном порядке

1

12

Ударение. Роль ударения в словах

1

13

Ударные и безударные гласные

1

14

Выделение ударных гласных голосом.  Упражнения в постановке ударения в словах

1

15

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции

1

16

Проверка безударной гласной изменением формы слова

1

17

Объяснение правописания слов с безударной гласной

1

18

Непроверяемые безударные гласные

1

19

Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице

1

20

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке

1

21

Буква «ь» для обозначения мягкости согласных

1

22

Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении

1

23

Обозначение мягкости согласных на письме

1

24

Буква ь на конце слова и в середине слова

1

25

Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу

1

26

Перенос слов с ь

1

27

Контрольная работа

1

28

Работа над ошибками

1

29

Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я

1

30

Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь 

1

31

Изменение слов по образцу и смыслу

1

32

Перенос слов с разделительным «ь»

1

33

Работа с деформированным текстом

1

34

Составление и запись рассказа по картинкам

1

35

Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции

1

36

Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Подборка проверочных слов

1

37

Правописание звонких и глухих согласных в середине слов. Правило проверки

1

38

Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце и в середине слова

1

39

Тренировочные упражнения в подборе проверочных слов

1

40

Работа с деформированным текстом

1

41

Правописание ча - ща, чу - щу, жи - ши

1

42

Составление предложений с данными сочетаниями слов

1

43

Подбор примеров на знакомые правила и запись их по образцу

1

44

Составление рассказа с опорой на план и данные предложения

1

45

Самостоятельная работа

1

46

Работа над ошибками

1

Слово

47

Группировка слов по категориям: названия предметов.

1

48

Постановка вопросов к словам в предложении

1

49

Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе

1

50

Слова, близкие по значению

1

51

Группировка слов по категориям: названия действий

1

52

Постановка вопросов к словам, обозначающим действие

1

53

Слова с противоположным значением

1

54

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке

1

55

Названия признаков предмета

1

56

Постановка вопросов к словам, обозначающим признаки в предложении

1

57

Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? 

1

58

Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый)

1

59

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета

1

60

Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая; злой, голодный

1

61

Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета

1

62

Выделение из предложения слов по вопросам

1

63

Подбор слов, противоположных по значению

1

64

Распространение предложений словами различных категорий

1

65

Описание знакомых предметов по вопросам и картинкам

1

66

Изложение текста по данным вопросам

1

67

Работа над ошибками

1

68

Имена собственные

1

69

Правописание большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных

1

70

Правописание большой буквы в названиях городов, рек, озёр, гор

1

71

Составление и запись рассказа по вопросам

1

72

Объяснение правописания пропущенных букв

1

73

Дифференциация имён собственных и нарицательных

1

74

Составление и написание письма родным, товарищам под руководством учителя. Адрес на конверте

1

75

Предлог как отдельное слово

1

76

Подбор предлога, нужного по смыслу

1

77

Предлоги до за, про, без, около, перед

1

78

Раздельное написание предлога с другими словами

1

79

Составление и запись предложений с использованием предлогов

1

80

Описание знакомых предметов по вопросам с использованием предлогов

1

81

Изменение формы слова в зависимости от предлога

1

82

Дописывание        предложений        с использованием предлогов по вопросам

1

83

Составление предложений из слов с нужными предлогами

1

84

Контрольная работа

1

85

Работа над ошибками

1

86

Родственные слова. Корень

1

87

Выделение корня в родственных словах

1

88

Запись родственных слов по данному корню

1

89

Составление и запись рассказа по серии картинок с использованием данных сочетаний слов

1

90

Подбор родственных слов

1

91

Выделение родственных слов в тексте

1

92

Единообразное написание гласных в корне родственных слов

1

93

Слова с непроверяемыми орфограммами в корне

1

94

Подбор родственных слов и запись их по образцу

1

95

Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом

1

96

Составление и запись рассказа по серии картинок и опорным словам

1

97

Самостоятельная работа

1

98

Работа над ошибками

1

Предложение

99

Предложение

1

100

Составление и запись предложений из сочетаний слов

1

101

Деление текста на предложения

1

102

Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения

1

103

Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце)

1

104

Основные признаки предложения: законченность мысли

1

105

Основные признаки предложения: порядок слов в предложении

1

106

Основные признаки предложения: связь слов в предложении

1

107

Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями

1

108

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке, вопросам и опорным словам

1

109

Установление связи слов предложении по вопросам

1

110

Дополнение предложений по вопросам

1

111

Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные

1

112

Вопросительные предложения

1

113

Восклицательные предложения

1

114

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки)

1

115

Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника

1

116

Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении

1

117

Составление ответов на вопросы

1

118

Составление и запись рассказа по вопросам к тексту

1

119

Контрольная работа

1

120

Работа над ошибками

1

Повторение

121

Восстановление деформированного текста

1

122

Алфавит

1

123

Родственные слова

1

124

Названия предметов, действий, признаков

1

125

Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова

1

126

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

1

127

Предлог

1

128

Составление и запись рассказа по сюжетной картине с использованием данных слов

1

129

Членение текста на предложения

1

130

Знаки препинания

1

131

Самостоятельная работа

1

132

Работа над ошибками

1

133

Составление предложений из слов, данных в начальной форме

1

134

Безударные гласные

1

135

Объяснения написания слов с безударной гласной по опорной таблице

1

136

Восстановление деформированного текста

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.Ю. Ил...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Живой мир»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Занимательный труд»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «ИЗО»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Математика

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: М.Н. Пе...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Музыка, пение (танец)»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Устная речь»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.В. Ко...