«Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

ОС «Школа 2100» в 4 классе. На уроке показаны различные приёмы работы с текстом, закладывающие навык самостоятельной учебной работы, умения учиться

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_usadba_aksakova.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 по теме: «Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых»

ОС «Школа 2100» в 4 классе. На уроке показаны различные приёмы работы с текстом, закладывающие навык самостоятельной учебной работы, умения учиться.

Тема урока: Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых.

С.Аксаков « Детские годы Багрова-внука»1 глава.

(Урок введения нового знания)

Предметные умения.

Основные цели:

1.​ Познакомиться с литературой XVIII века.

2.​ Познакомить с писателем С.Т. Аксаковым и его произведением «Детские годы Багрова-внука».

Общеучебные умения:

Основные цели:

1.​ Развивать интеллектуальные умения: учиться доказательно объяснять, как получено решение учебной задачи.

2.​ Развивать коммуникативные умения: учиться действовать совместно при решении учебной задачи.

3.​ Развивать организационные умения: самоконтроль и самооценка.

Задачи:

1.​ Учить работать с детской книгой, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения;

2.​ Развивать умения давать полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного, воображение, творческую способность детей.

3.​ Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы.

Оборудование:

, Для учителя: компьютер,    мультимедийный проектор, экран, презентация.

Для учащихся: учебник «Литературное чтение» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, «Тетрадь по литературному чтению» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева О.В.Чиндилова.

Ход урока:

Этапы урока

Выполняемые задания

Комментарии

Технол

1. Орг. момент

Слайд 1

2. Прверка домашнего задания (2 мин)

Обсуждение домашнего задания.

- Какие слова вы нашли при выполнении домашнего задания? тетрадь стр.28 №4

- Связаны ли эти слова с историй книги?

- Каким образом связано слово Китай, воск, Русь, перо, грамота?

 

Слайд 2 (таблица)

Бамбук, камень, пергамен (телячья кожа особой выделки, впервые появилась в Индии), шёлк, воск, Новгород, Египет, Китай (привозилась бумага), Русь, береста, бумага, папирус, Англия, Рим, Индия, перо (писали гусиными перьями), грамота.

3. Работа с авторским текстом «Путешествие второе». (5 мин)

7 минут

3 мин

А мы с вами продолжим историческое путешествие к истокам детской литературы.

Откроем учебники на странице 57.

- Прочитайте заголовок текста.

- Что обозначает слово путешествие?  

 ПУТЕШЕСТВИЕ, -я, ср. Поездка или передвижение пешком по каким-н. местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Кругосветное п. П. по родной стране. Жанр путешествий (повествовательная литература о путешествиях, странствованиях).

- Почему оно второе?

(Текст читает творческая группа)

-При чтении взять всем карандаш и отмечать, что непонятно.

Беседа:

- Сегодня мы отправляемся с вами в XVIII век, ко двору императрицы Екатерины II!

- Почему ко двору? Ведь мы интересуемся детской литературой!

- Мало кто знает, что русская императрица Екатерина II написала 8 книг для детей. Они были напечатаны в 1781-1783 годах.

- Книги эти были самые разные. Есть и сказки, и азбука, и рассказы. Итак, отправляемся в путешествие с нашими героями Игорем и Олей, Николаем Александровичем…

 

Закрыли глаза…

Учебник, стр. 58, II 3 абзац (Когда наши путешественники открыли глаза…) до стр.59 (…, но и в сны людей).

- Снятся ли вам сны после чтения книг?

- Какие книги стали вашими снами?

- Что поразило мальчика, читателя XVIII века в «Слове о полку Игореве» настолько, что перешло в его сон?

- Знаете ли вы что-нибудь об этой книге?

Откройте стр. 57, прочитайте подзаголовок к «Путешествию второму». Появились ли у вас вопросы?

- Что такое усадьба?

- Что общего между мальчиком Сережей и усадьбой Аксаковых?

- Знакома ли фамилия Аксаковых?

 

Чтение текста (стр. 59 III абзац снизу»...Прошло несколько дней..» – стр. 63)

Ответы на проблемные вопросы.

-Можете ли вы теперь ответить на наши вопросы?

Уса́дьба в русской архитектуре — отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков

(Первое путешествие было Чудов монастырь XVII в.в. к справщику Савватию – первому автору 11 детских стихотворений)

Стр. 57-58 учебника

(слайд1, слайд2)

 ).

 

 Презентация

 

Физминутка (для глаз)

1мин

  1. Вытянув губы вперед трубочкой длительно дуем на «ватный шарик» на одном выдохе.
  2. Вдох и на выдох:
    Мне легко дышать.
    Я могу задерживать дыхание.
    Я все умею.

 

Работа с текстом учебника

По ходу чтения слайд 3,

(слайд 6, слайд 7, слайд 8,

Слайд 9, слайд10,

слайд11)

Жанр путешествий (повествовательная литература о путешествиях, странствованиях).

Слайд 12, слайд 13

ПУТЕШЕСТВИЕ, -я, ср. Поездка или передвижение пешком по каким-н. местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Кругосветное п. П. по родной стране. Жанр путешествий (повествовательная литература о путешествиях, странствованиях).

Игра-путешествие

Проблемная технология

Здоровьесбер

Проблемная технология

Работа в группе

7 мин

Обсуждение прочитанного по вопросам, выданным группам.

- Что показалось Оле странным?

- Каково ваше восприятие речи XVIII века?

- Назовите любимых Серёжиных детских писателей.

(Новиков, Карамзин, господа Болотов и Шишков)

- Слышали вы о них?

- Каким вы представляете Серёжу Аксакова?

- Сохранились ли эти качества в нём впоследствии (портрет на стр. 63)?

- Может ли сегодня даже самый начитанный семилетний ребёнок знать всех детских писателей? Почему?

- Прокомментируйте название журнала. О чём оно говорит?

- Как может каждый из нас поближе познакомиться с Серёжей Аксаковым?

- Встречались ли вы раньше с автобиографическим произведением?

- Почему писатель заменил свою фамилию на другую – Багров?

- Когда вы догадались, что Серёжа и писатель Аксаков, автор «Аленького цветочка одно и то же лицо?

 

Ответы на вопросы обсуждаются в группе.

Журнал русского просветителя Н. Новикова "Детское чтение для сердца и разума" положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к "Московским ведомостям" с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить "для сердца и разума", воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен был "служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан". И. И. Новиков также считал, что в государстве все "сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства".

Работа с текстом до чтения.

3 мин

Посмотрите на иллюстрацию на стр.64, прочитайте заголовок.

- Детские годы… О каком периоде идёт речь?

- Что можно сказать о семье героя, исходя из названия текста?

- Однажды С.Аксаков написал: «Есть у меня заветная дума, которая день и ночь меня занимает… Я желаю написать книгу для детей, какой не бывало в литературе». Что он имел в виду по-вашему?

3мин

Физкульт минутка

Гимнастика для глаз.

1 мин.

Технология

продуктивного чтения

Здоровьесбер

Работа с текстом во время чтения.

7 мин

Комментированное чтение I главы.

- О чём может быть «Зеркало добродетели»?

- Какие взаимоотношения царят в семье, например между братом и сестрой?

- Судя по названиям текстов из книги, для чего она была написана – для сердца или для разума?

- Почему негде было взять книг?

- Что за книга «Домашний лечебник»?

- Почему Сереже нравилось читать лечебник? 5 мин

Интересно, и переведено толково и хорошо.

 

Работа с текстом после чтения.

3 мин

- С каким читателем мы встретились на страницах повести?

- Можно ли семью Серёжи назвать читающей?

- Кто руководил чтением Серёжи?

- А ваши родители тоже следят за вашим чтением? Вам бы этого хотелось?

- Почему Серёжа не только читал, но и перечитывал книги? Только ли из-за того, что их было мало?

Садимся в машину времени и возвращаемся назад.

 

Игровая технология

Домашнее задание.

2 мин

Стр. 64-67 прочитать вместе с родителями. Записать вопросы к автору, которые возникли по ходу чтения.1 мин

1 мин Выставка книг С.Аксакова

«Аленький цветочек»

 Кому интересно, можете прочитать эти произведения.

1 мин

Итог урока.

2 мин

- Назовите тему нашего сегодняшнего урока.

Мы сегодня на уроке были в путешествии, а когда человек побывает в путешествии, что он чувствует? (Радость от того, что увидел красивое, восторг, чувство удовлетворения от того, что что-то новое увидел и узнал.) перед вами лежат три сердечка - красное, жёлтое и зелёное. Подумайте: понравилось ли вам путешествие в XVIII век.

-Если у вас хорошее настроение, вы довольны своей работой на уроке – возьмите красное сердечко; если есть что-то непонятное  - жёлтое; если у вас нет настроения, вы равнодушны – зелёное. Сейчас мы из ваших маленьких сердечек сложим большое сердце класса и увидим наше настроение.

-Возьмите дневники, оцените свою работу на уроке и поставьте  себе отметку.

- Кто может прокомментировать свою работу на уроке, и поставленную отметку?

 

 Рефлексия.

 1мин

 

Закончу урок словами Декарта: «Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времён, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли».

 

 Слайд14.

 

-

 Что показалось Оле странным?

- Каково ваше восприятие речи XVIII века?

- Назовите любимых Серёжиных детских писателей.

- Слышали вы о них?

____________________________________________________________________

- Каким вы представляете Серёжу Аксакова?

- Сохранились ли эти качества в нём впоследствии (портрет на стр. 63)?

- Может ли сегодня даже самый начитанный семилетний ребёнок знать всех детских писателей? Почему?

____________________________________________________________________

- Прокомментируйте название журнала. О чём оно говорит?

- Как может каждый из нас поближе познакомиться с Серёжей Аксаковым?

- Встречались ли вы раньше с автобиографическим произведение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура России XVIII века(барокко в Петербурге)

Урок окружающего мира в 4 классе....

Урок по литературному чтению в 4 классе.Усадьба Аксаковых.

урок по литературному чтению в 4 классе...

"Власть и народ Российской империи во второй половине XVIII века" 3 класс

Урок истории.3 класс. Образовательная программа "Школа 2100"...

«Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых»

ОС «Школа 2100» в 4 классе. На уроке показаны различные приёмы работы с текстом, закладывающие навык самостоятельной учебной работы, умения учиться...

«Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых»

ОС «Школа 2100» в 4 классе. На уроке показаны различные приёмы работы с текстом, закладывающие навык самостоятельной учебной работы, умения учиться...

Презентация "Мир ребенка в конце XVIII века - середине XIX века"

Презентация для занятия внеурочной деятельности с использованием ЭОР "Мир ребенка в конце XVIII века - середине XIX века"....