Культура России XVIII века(барокко в Петербурге)
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rossii_xviii_veka.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное  бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №383

Красносельского района

Разработка урока по предмету окружающий мир по теме:

«Культура России XVIII  века»

(барокко в Петербурге)

                                                                                  Павлова Юлия Владимировна

                                                                                  учитель ГБОУ СОШ №383                                                  

                                                           Красносельского

                                          района

                                                             Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2012 год

Содержание

Введение                                                                                                           3

Обоснование выбора темы                                                                              4

Конспект урока                                                                                                5-8

Приложение                                                                                                    10

Список литературы                                                                                         11

Введение

Урок  «Русская культура XVIII века» в рамках предмета окружающий мир. Данная разработка предназначена для учащихся 4 класса по программе  «Школа XXI века». В  уроке использована многоканальная модель освоения художественного пространства.

Мы понимаем знакомство с культурой России или педагогику искусства как средство, стимулирующее творческое воображение, возможность реализации творческого потенциала личности через приобщение к мировой художественной культуре, шедеврам мирового искусства, культуре Санкт-Петербурга. Реализация этих идей заложена в программе по окружающему миру, созданных Н.Р. Виноградовой. В этом контексте предусматривается не просто изучение культур разных эпох, а активная познавательная деятельность школьников на основе эмоционального восприятия, в условиях погружения в атмосферу культуры Санкт-Петербурга XVIII века. Поэтому на первый план при освоении курса выносится задача раскрытия перед учащимися закономерностей развития мировой культуры, особенностей образного языка искусства, развития художественно-образного мышления.

Отсюда вытекает специфика целей, задач и методики преподавания предмета окружающий мир. Главным в методике становится не информативная основа подачи материала, а развитие способности к восприятию и пониманию языка искусства, его роли в жизни людей.

Обоснование выбора темы.

Целью преподавания предмета «Окружающий мир» в школе является воспитание человека, его нравственности, духовности, путём введения личности обучаемого в художественную культуру.

 Предмет «Окружающий мир» - интегрирован по своей сути. Музыка, изобразительное искусство, литература, театр, архитектура …  

 Интегративное содержание курса (предмет предусматривает широчайшую интеграцию с историей, изобразительным искусством, историей и культурой Санкт-Петербурга и другими предметами) в контексте развития всей материальной и духовной культуры,  требует пересмотра организации процесса обучения в пользу тех форм и методов, которые способствуют формированию у учащихся готовности и способности к самостоятельному освоению духовных ценностей. Не охват всевозможного материала, а освоение учащимися способов проникновения в мир художественных ценностей на основе  понимания всеобщей взаимосвязи явлений – вот цель деятельности современного преподавателя.

 По этой причине, в разработке данного урока,  наиболее эффективной,  для понимания общей картины  «Русской культуры XVIII века», будет многоканальная модель освоения художественного пространства.

Окружающий мир – гуманитарный предмет. В центре любого гуманитарного предмета стоит человеческая личность. Использование подобных методов обучения даёт возможность каждому участнику осознать себя как личность, поверить в свои силы, взглянуть на мир другими глазами.

Конспект урока

Цель: выявить основной стиль, темы и проблемы, на которых основана большая часть произведений искусства культуры России XVIII века и их значение для Санкт-Петербурга.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными понятиями: барокко, декор, стиль, путём рассмотрения проблемных ситуаций, на примере культуры Санкт-Петербурга XVIII века;
  2. Выявить и рассмотреть предполагаемую тенденцию развития русского искусства XVIII века, используя несколько каналов знакомства с информацией.
  3. Развивать логическое, критическое и образно-ассоциативное мышление, с помощью проведения сравнительного анализа различных ситуаций, возникающих на пути создания произведений искусства.

Оборудование урока: маршрутные листы для работы групп,  материалы для работы групп (литературные фрагменты текстов, фотографии архитектурных сооружений Санкт-Петербурга, шаблоны костюмов, вещи)

План урока.

  1. Мотивационный этап.
  2. Подготовительная работа:

- создание проблемной ситуации

- сообщение основных задач для работы групп;

- ознакомление групп с маршрутными листами

3. Практическая часть:

- работа творческих групп

4. Обобщение материала.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.


Ход урока

  1. Постановка проблемы.

На начало XVIII века наше государство называлось Россия. Столицей России в XVIII веке становится Санкт-Петербург, город, в котором мы с вами живём и учимся. И сегодня, мы прикоснемся к истории зарождения нового стиля, который появился во времена правления дочери Петра Великого - Елизаветы Петровны!

Сегодня вы будете работать в группах, по заданиям, которые находятся у вас в конвертах.

Ребята, а вам интересно узнать, что это был за стиль?  (Да)

Задание №1

У вас на столах есть загадочные ларцы. Время, которое отводится вам для этого задания 2 минуты.

- рассмотрите, что находится в ларцах;

- обратите внимание на форму, цвет;

- что необычного вы заметили?

Свои размышления вы можете записать на рабочем листе под №1.

(5 минут на ответ каждой группы)

Учитель: Что же вы обнаружили в ларце и что необычного заметили?

Ученики: Бусинки, все одинаковые, но одна другой формы.

Учитель: На что похожи бусинки?

Ученики: На жемчужины.

Учитель: А как вы думаете, откуда берется жемчуг?

Ученики: Из раковин моллюсков.

Учитель: А что, на ваш взгляд, проще найти: жемчужины одинаковой формы или другой?

Ученики: Одинаковой.

Учитель: Оказывается, стиль, который появился в Санкт-Петербурге при Елизавете Петровне, в XVIII веке, тоже связан с жемчужиной. Этот стиль называется – барокко.

(термин выносится на доску)

Барокко (от фр. «жемчужина неправильной формы»)

Задание №2

Откройте конверт. Рассмотрите фотографии зданий:

- Зимний дворец

-Воскресенский Новодевичий монастырь

- Екатерининский дворец в Царском селе

Ответьте на вопросы:

-цвет

-украшения (скульптуры)

-что объединяет эти здания?

( 5 минут на выступление групп)

Учитель: Что вы можете сказать про цвет?

Ученики: Голубой, одинаковый.

Учитель: Как вы думаете. Эти здания похожи?  Что же всё-таки их объединяет?

Ученики: Цвет, золото, украшения

Учитель: Украшения правильнее называть – декор.

(слово «декор» выносится на доску)

А ещё все эти здания объединяет один архитектор, и это Растрелли!

«Шли года. Менялся стиль за стилем.

Вот Елизаветы близок век.

И за Петропавловским уж шпилем

Заблистал барочный фейерверк.

Блеск зеркал, богатые одежды.

Итальянский музыкальный фон,

Взлёты, расставания, надежды.

Петербург барокко поглощен!

Засверкали золотом фасады

Городских и летних резиденций.

Век Растрелли был красив и сладок –

Век балов и импортных тенденций!»

Задание №3

Учитель: откройте конверт №3. Вам представлены фрагменты текстов о некоторых особенностях стиля барокко, о жизни людей этой эпохи, их занятиях, увлечениях. Прочитайте отрывок. Обсудите. Выпишите слова или словосочетания, которые на ваш взгляд, характеризуют это время.

(отрывки текстов см. в приложении)

Время для ответов  групп 5 минут, результаты выносятся учителем на доску в таблицу.

Задание №4

Учитель: А сейчас мы попытаемся с вами оказаться на балу. Откройте конверт №4. Там вы найдете 2 шаблона костюмов эпохи барокко. Ваша задача: используя те цвета карандашей, которые есть на столах, раскрасить их.

(звучит итальянская музыка XVIII века)

     Представители команд, закончив выполнение задания, выходят к доске и               приклеивают фигурки в бальный зал.

     Учитель: У нас с вами получился необычный бал-маскарад, мы узнали очень много новых слов, которые характеризуют эпоху барокко, культуру XVIII века. И сейчас, я предлагаю вам, используя новые слова и добавляя свои, составить небольшой рассказ: «Моё представление о барокко».

(Чтение текстов)

Итог: Таким образом, сегодня, мы с вами не только познакомились с культурой России XVIII века, с культурой Петербурга, но и выяснили, что изучать культуру можно и нужно, используя разные источники информации.


Приложение

Шаблоны костюмов эпохи барокко

 

Итоговая таблица

Городское пространство

(архитектура)

Письменные источники

Быт, эпоха, люди


Литература

  1. Андреев А. Л.  Место искусства в познании мира. – Л., 1980
  2. Анисимов        Женщины на Российском престоле
  3. Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. – М., 1981
  4. Рябцев Ю.С. История русской культуры. – М., 1997
  5. Юхвидин П. А. Мировая художественная культура. М., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Урок изо во 2 классе

       Любовь к нагрудным украшениям была велика в Древней Руси. Среди них особо жаловали бусы. Они выполнялись из цветного камня, стекла, золота. Золотые укр...

«Сближение культур в архитектуре и скульптурах Санкт-Петербурга» – виртуальное путешествие

2010 год объявлен Всемирной организацией ЮНЕСКО «Международным годом сближения культур». Наша  раб...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

Технологическая карта урока ОКМ 4 класс "Искусство России XVIII века"

Технологическая карта урока ОКМ 4 класс  "Искусство России XVIII века"...

Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...