Урок литературного чтения.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Самохвалова Валентина Ивановна

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: Мамина колыбельная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. 1 класс.

( Место проведения -  школьный музей)

Тема:  Мамина колыбельная.

Цель: Дать образное представление об истоках колыбельной песни, приобщать детей к традициям народной культуры. Учить видеть красоту и многообразие слова, отрабатывать навыки анализа стихотворения.   Развивать мышление, воображение,  речь учащихся, выразительность чтения.                                                                                                               Воспитывать доброту, милосердие, чувство сопереживания и любви к матери, к ближнему.

Оборудование: иллюстрации, карточки с пословицами, музыкальные записи колыбельных песен, репродукция картины «Сикстинская Мадонна», стихи.

                                                    Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность детей.

1.Организационный момент.

      Итак, друзья внимание –

      Ведь прозвенел звонок.

      Начнем скорей урок.

-Сегодня у нас не совсем обычный урок, наверное, вы, это уже заметили. Он у нас пройдет в нашем школьном музее.

(Звучит колыбельная песня.)

2. Постановка учебной задачи.

-Что вы сейчас прослушали?

-А что помогло вам определить, что это колыбельная?

-Как исполнялась эта песенка?

-О ком говорилось в песне?

-Да, это действительно колыбельная песня, или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок. В каждом из нас звучание этой колыбельной песни вызвала какие-то воспоминания или, наоборот, мечты о будущем. Никто не остался равнодушным к этой песенке.

3.Решение учебной задачи.

-А теперь давайте попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представим простую крестьянскую избу. А в этом нам поможет экспозиция нашего музея. Посередине избы на березовом шесте, который называли очеп, висит люлька. Мама поет младенцу колыбельную песню и в то же время прядет пряжу. Колыбельная песня дает ребенку первые представления о жизни.

-Подумайте, почему колыбельная песня согревает и трогает душу?

-  Верно, именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит, но чувствует. А что он чувствует?

 Колыбельную песню поют для того, чтобы ребенок рос чистым в душе, радовал маму. Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.

-Как вы думаете, сколько на свете колыбельных песен?

-Колыбельных песен не так много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мать поет по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново.

-А сколько же лет существуют колыбельные песни?

-Вот послушайте, я вам прочитаю отрывок.

«Однажды внучка спросила у дедушки:

-Дедушка, кто старше меня?

-Твои мама и папа!

-А кто старше, чем они?

-Мы с бабушкой…

-А кто старше всех-всех на свете?

-Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный. Да еще колыбельная, которую поет твоя мама.

«-А-а, а-а.»

-Ребята, скажите, пожалуйста, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная?

-Хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбельная – душу.

Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.

-Отчего же, ребята, песню называют колыбельной?

-Давайте попробуем подобрать синонимы, слова близкие по значению, к слову «колыбель».

-Как вас мамы убаюкивали в детстве?

-А теперь давайте послушаем колыбельные песни, которые пели вам мамы. Подумайте, какие картины жизни, и какое настроение в них отражены?

-Какое настроение слышится в этих песнях?

-Скажите, пожалуйста, о чем мечтают наши мамы, когда поют колыбельные песни?

4.Физкульминутка.

-Давайте покажем свои чувства к маме. Проведем физминутку под стихотворение Я. Акима «Стихи о маме».

Мама! Так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье «Мама».

5. Работа над стихотворениями.

-Конечно же, народное творчество не могло не вдохновить поэтов. Почти у каждого поэта можно найти колыбельную песню. Вот у А. Н. Майкова она превратилась в волшебную сказку: могучие силы природы становятся ручными существами и как добрые помощники приходят в дом к человеку.

- «Казачью колыбельную песню написал М.Ю. Лермонтов. Казаки – это военные люди, они охраняли в то время границы государства. В своей песне мама рассказывает малышу о том, что отец всегда защитит своего сына, а потом ребенок вырастет и сам встанет на защиту Отечества.

6. Работа по картине. (Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»)

(звучит мелодия Ф. Шуберта «Аве Мария»)

-Замечательные картины о материнской любви создали великие художники. Посмотрите на лицо матери. Какими чувствами оно исполнено?

-Эта картина воспевает доброту и гармонию. Величие материнской любви.

7.Итог урока.

Колыбельный фольклор – часть народной памяти. Потеря памяти так же страшна, как потеря мечты. Особенно страшно, когда забывают мать и отца, своих родителей. И закончим мы наш урок прекрасной песней о маме.

Дети слушают песню.

-Мы прослушали колыбельную песню.

Слова «баю-бай».

-Она пелась тихо, нежно, ласково.       -О мальчике.

Дети рассматривают экспонаты и представляют русскую избу.

-Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают.

-Ребенок становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны.

-Когда поют колыбельную песню, ребенок быстрее забывает свои беды.

-Его укладывают спать лаской.

-Любовь, ласку, нежность мамы.

-Десять.

-Тысячи.

-Их много.

-Очень много лет.

-Колыбельная песня поется, когда каждый малыш рождается.

-Я думаю, что как родился человек, был  хлеб и была колыбель.

-Колыбель – это наш сон, который приходит к нам на ночь каждый день.

-Растили детей в колыбельке.

-Люлька (разговорное), пели «люли, люли».

-Зыбка (диалектическое), зыбали;

Качалка –качали.

-Слово «зыбка» произошло от слова «зыбь», а когда дети засыпали, сон приходил к ним тихими волнами.

-Колыбельку называли зыбкой, потому что ее качали.

-слово «зыбка» произошло от сердца матери; если сердце доброе, то и зыбка качается тихо, спокойно.

-Меня убаюкивали в колыбельке.

-Меня мама качала в коляске.

-А меня мама укачивала на руках.

(Дети исполняют колыбельные песни.)

  1. Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою.

Как в высоком терему,

В шитом браном пологу.

Там висит ли колыбель

На серебряном цепу,

На шелковом поясу.

Спи, дитятко, почивай,

Свои глазки закрывай.

         2.Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И утащит во лесок

Под  ракитовый кусток.

        3.А баиньки-баиньки

Купим сыну валенки,

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке,

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

         4.Баю,баюшки-баю,

Баю доченьку мою,

Баю милую,

Баю крошечку мою.

Баю маленькую.

    5. Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою,

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю…

-Спокойное, радостное, завораживающее.

-Чтобы дети росли добрыми к окружающим людям.

-Росли здоровыми.

-Были всегда счастливыми и красивыми.

-Помнили всегда маму и помогали в старости.

(Чтение стихотворения учеником)

(Ученик читает стихотворение)

(Добра, нежности, заботы.)

(Дети поют песню о маме)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...