Интегрированный урок литературное чтение, окружающий мир, музыка "Народная песня"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Казакова Елена Валерьевна

Урок в школьном музее "Русь народная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarii_uroka_literatury.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                  

   Учителя с учащимися с удовольствием проводят уроки в школьных музеях, созданных с любовью педагогами нашей школы. Основная задача преподавателя заинтересовать ребенка учебным  предметом, вовлечь его в активную учебную деятельность. Школьные музеи, как раз и позволяют погрузить ребенка в жизнь,в историю, в практику. На интегрированных уроках в музее «Русь народная» ученик имеет возможность прикоснуться к предметам старины, близко рассмотреть и потрогать те вещи, которые видит на страницах учебника, погрузиться в интерьер русской избы.  

 

                         Сценарий интегрированного урока

 (литературное чтение, окружающий мир, музыка)

в 4 классе

       

Учитель: Казакова Елена Валерьевна

  Тема урока: «Народная песня»

Цель урока:  Познакомить учащихся с новым жанром устного народного

                      творчества песней.

Задачи урока: Выявить жанровые особенности песни.

                        Учить выражению точки зрения, настроения.

                        Практическое освоение работы в позиции «чтеца».

                        Прививать любовь и уважение к историческим корням.

                        Расширять кругозор учащихся.

                        Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому.

Оборудование: Фильм «Жили - были москвичи»

                          Пластинка «Фольклор народов России»

                         СД  «Русские народные песни»

                          Тексты русских народных песен.

Участники урока: Учащиеся 11 класса, учащиеся 4 класса.

                             

Место проведения: Музей «Русь народная»

                            Ход урока                                    

                                       «Беседа дорогу коротает, а песня – работу».

        -  Сегодня у нас необычный урок. Мы проводим его в нашем школьном музее «Русь народная».

     -   Скажите, пожалуйста, а причем здесь урок литературы?

       ( Мы изучаем русский фольклор.

        В музее представлены предметы связанные с народной Русью)

    -   Посмотрите, пожалуйста, на предметы, которые вас окружают. Каким понятием их можно объединить?

        (Предметы труда

        Предметы быта)

     -  Совершенно верно. Жизнь народа была тяжелая, трудовая, все приходилось делать своими руками и кормить себя и одевать и обувать и предметы домашнего обихода изготавливать и жилище свое строить!!!

Давайте рассмотрим некоторые экспонаты поближе.

      (Учитель подходит к прялке)

    - Что это?

       (Прялка)

    -  Для чего она была нужна?

       (Шить

       Плести одежду

       Вязать)

    -  Точнее говоря получать нить – прясть. Специально обработанную шерсть или лен, а называется это кудель, клали на гребень, скручивали и вытягивали нить, которую наматывали на… ( показывает веретено)

       (Веретено)

    -  Точно, веретено. А что дальше делали?

      (Одежду вязать

      Ткань делать)

    -  Правильно. Полотно ткать. А чем пользовались?

        (Иголкой

        Спицами)

  • Специальным ткацким станком. В музее представлен мини-станок на котором вы можете видеть изготовление тканого пояса.

    - Скажите, пожалуйста, а работа эта быстро делалась? Веселая она была? Разнообразная?

       (Это было очень трудно.

       Скучно, работа однообразная.

        Много времени проходило пока одну рубаху сделаешь.)

      - А что помогало скрасить эту работу, сделать ее более приятной, быстрой?

    (Сказки рассказывали, небылицы.

     Может быть играли?

    А, наверно песни пели.)

  - Конечно. Посмотрите фрагмент фильма «Жили – были москвичи».

   ( учитель включает фрагмент (5 минут))

  - Что же интересного вы увидели?

   (Девушки сидели за работой и пели.

  А еще они гуляли и пели.)

  - Хорошо. Скажите, пожалуйста, а в избе светло было или темно?

    (Темно. Там окошечки маленькие.)

 -  А как же тогда обходились? Ведь электричества в те далекие времена не было.

    (Свечи горели

    Нет, лучины жгли.)

  - Совершенно верно, использовали лучину.

  ( учитель показывает щепку)

  -  А как ее приспосабливали? В руках держали?

     (В стену вставляли.)

  -  Посмотрите, пожалуйста – это чугунный светец. Выглядело это так: брали длинную щепку, вставляли под определенным углом в светец, его в палку втыкали (конец острый, как гвоздь), а палку приспосабливали над корытом с водой).

  -  А зачем?

 (Чтобы пожара не было.)

  -  И вот, представьте себе - горит лучина, мерно поскрипывает колесо прялки, и льется тихая песня.

     (выходят учащиеся 11 класса, в русских народных костюмах и исполняют

      Народную песню)

   - Когда еще можно было услышать песню?

     (Когда люди работали.)

   - А разве удобно петь и работать?

      (Песня помогает

      С песней веселее становится)

  - Совершенно верно, ведь первоначально песня еще не была собственно песней: ритмические выкрики помогали объединить усилия людей в труде (ритм трудовых движений).

   (демонстрация учителем картины «Бурлаки на Волге»)

  ( звучит запись фрагмента песни)

                                                         – Эх, дубинушка, ухнем!

                                                             Эх, зеленая сама пойдет!

                                                             Подернем, подернем,

                                                              Да ухнем!            

     Пелась песня для координации(слаженности движений) сил артели (группы работников) в один из самых тяжелых моментов: страгивания расшивы с места после подъема якоря)

 (учитель включает пластинку Фольклор России, звучит трудовая песня)

- А какое настроение вы услышали?

  (Грустное, печальное, спокойное, бодрое, какое-то подгоняющее)

- Давайте еще рассмотрим экспонаты нашего музея.

(учитель показывает туеса)

 - Что это?

 (Корзинки, короба, туеса.)

- Да, верно, это туеса. А из чего они сделаны?

  (Из коры)

- Да, из бересты -это тонкий слой березовой коры, покрытый растительным воском. А для чего они использовались?

  (Люди собирали в них грибы, ягоды.)

-  А когда занимались сбором ягод и грибов песни пели?

   (Конечно)

- Давайте послушаем песни в исполнении наших старшеклассников

( выходят учащиеся 11 класса и исполняют хороводную песню)

- А какое настроение вы услышали?

   (Веселое, нежное, радостное, …)

(учитель ставит запись песни «Коробейники»)

-  А когда могла звучать эта песня?

  (На праздник, когда люди отдыхали….)

- А какое настроение вы почувствовали?

  (Задорное, веселое, радостное….)

- А теперь попробуйте прочитать тексты песен и разобраться какое настроение? Когда могли исполняться эти песни?

( учитель раздает детям тексты песен, парная работа)

- Пожалуйста, давайте послушаем Сашу с Настей.

 (девочки читают колыбельную песню)

- А можно понять какое настроение в песне и когда ее исполняют?

 (Конечно, эту песню поют маленьким детям перед сном,)

- Пожалуйста, Максим и Илья прочитайте текст песни.

- Можно понять какое настроение в этой песне?

  (Сложно, можно нежно петь, а можно весело.)

- Прочитайте текст песни Никита и Сережа.

- Когда могли исполнять эту песню?

  (Когда что-то делали…Когда гуляли..)

- А какое настроение?

   (А как петь будут? А может быть веселым, а может грустным.)

- А что важнее в песне текст или мелодия?

   (Наверное мелодия, мы тогда сможем понять настроение.)

- Совершенно верно: ритм передает настроение.

- Что можно сказать о характере русских народных песен?

   (Они разные, настроение разное, песни поются в разных случаях по-разному.)

- На какие группы можно разбить народные песни?

 (Хороводные

 Трудовые

 Колыбельные

 Обрядовые)

-Молодцы! Хорошо поработали.

- Песни всегда занимали важное место в жизни каждого народа. Русский литературный критик Николай Александрович Добролюбов писал: «У нас народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль. Еще в колыбели дети убаюкиваются песнями; подрастая, они сами выучиваются напевать народные песни. Собирается зимой молодежь крестьянская на посиделки, и здесь раздаются песни; приходит весна, выходят поселяне встречать ее, составляют хороводы, завивают венки и при этом непременно поют песни. Едут крестьяне пахать, жать, косить в знойную пору, и здесь песня звучит между ними, освежая их среди тяжелых трудов. Провожают лето, празднуют уборку, - опять с песнями. Песня сопровождает поселянина во всех его общественных трудах, она же следует за ним и в семейную жизнь его!»      

 

               «Песня – душа народа и трудно найти человека, который не любил бы ее».

   

           

     

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме:  Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...

Конспект интегрированного урока « Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классе

« Литературное чтение и окружающий мир » во 2  классеЦель урока: -  создание условий для ознакомления обучающихся с песенным фольклором зарубежных стран.Формы обучения:фронтальная, самостоят...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Интегрированный урок. Литературное чтение - окружающий мир в 1 классе

Тема: С. Михалков «Трезор» .  Почему мы любим кошек и собак? Цели: 1. Расширить представления детей о домашних животных, об их повадках, о способах ухода за ними....