Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Васильева Светлана Владимировна

 Тема урока : Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

Предмет:  Обучение грамоте

Класс: 1 класс

Составила: Васильева Светлана Владимировна

Учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 29»   г. Ангарск.

Урок обучения грамоте

Тема : Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы

Цели : - Повторить ранее изученный материал;

             - Систематизировать орфографические знания детей;

             - Формировать умения выделять «опасные места» для безударных гласных, для парных согласных по глухости-звонкости в конце слова, в середине слова
           - Развивать  фонематический  слух; умение анализировать через сравнение, наблюдение; речевую и мыслительную  деятельность.

Предварительная работа: оформление выставки детских работ « Идёт весна – весне дорогу»

Ход урока

1. Орг. момент

2. Чтение с доски. 

  «Не будь ленив, но со всяким прилежанием читай, внимай, слушай и твори».  

                                                         

– Вот именно с этих слов начиналась азбука, которую читали ваши прабабушки и прадедушки.                                                                                                                                                 – Как вы понимаете эти слова?                                                                                                                                 – Попробуйте это пожелание перевести на современный русский язык.                                                  

     

 Чтение с доски : «Не ленитесь, усердно читайте, слушайте внимательно учителя, сами делайте «открытия», творчески подходите к заданиям».                                                                                          

        - Каждый урок – это путешествие в мир знаний. Большой ли багаж унесете вы с урока? Это зависит и от меня и от вас. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам. И тогда этот урок обязательно принесет большую пользу.  

                                   

        Сегодня в течении урока мы будем проводить исследования и определим тему нашего урока. Итак, будьте внимательны.                  5 мин.

3.    -  Распределите слова на 3 группы:                    5 мин

Ягода, год, ложка, трава, тетрадь, земляника, блокнот, миска,  листочки, кисть, сказка.  

4.  – Исключи лишнее слово.                                      3 мин

  Положи, спеши, молчу, ищу, ёлка, чашка, прощать.  

                       

 Вывод: какие «опасные места» вам встретились?

5. Работа в букваре. Стр . 114                                                       5 мин

– прочитайте слова, в которых «опасные места» среди  гласных ;

- прочитайте слова, в которых «опасные места» среди согласных на конце слова,

 - в сочетаниях чу-щу;                                                                                                                                     -  прочитайте слова, в которых «опасные места»  среди согласных в середине слова.

6. Физминутка                                                                   5 мин                                                                   - уч-ся смотрят на круги разного цвета на доске: красный, синий, жёлтый, зелёный круги расположены по четырём углам доски. По команде учителя учащиеся смотрят по очереди на круги, сосредотачивая взгляд на каждом круге                                                                                         к – с – ж - з
з – к – с - ж
с – ж – к - з
ж – с – к – з
                                                                                                                                                                  - На каком  цвете  мы остановили свой взгляд? - (зелёный)

7. Солнце глянуло в окно,                                                    8 мин                                                                                           Улыбнулось всем оно.                                                                                                                            Выбегай-ка,  детвора,                                                                                                                       На дворе уже весна                                                                                                                                                - Весну по-разному изображают художник, поэт, музыкант.  

Я рисую поля и овраги.                                                                                                                                        Я рисую весну на бумаге.

  - Давайте прочитаем первое двустишие , но перед нами стоит задача узнать, сколько раз встречается звук [ й]   - 4 раза .                                                                                                                                                                - А что может изобразить художник, « рисуя весну на бумаге»

Кто накинул на берёзку                                                                                                                             Платье белое в полоску?

-  А во втором  двустишии сколько раз встречается звук [ й]  ? - 2 раза                                                                              - Чтение четверостишия  ( правила орфоэпии –счастливым)

Какой вывод можете сделать?                                                                                                            

Вывод: Звук [й] может обозначаться 3 способами:

1) Буква й обозначает  звук [й]  на конце  слова или перед согласным звуком.                            2) Буквы  я, ё, ю, е  обозначают звук  [й]   перед гласным  в начале слова или  после одного гласного перед другим.                                                                                                            3) Буквы  я, ё, ю, е, и  обозначают звук  [й]  после согласного перед гласным                   ( Буквы ь и ъ разделительные знаки предупреждают, что после них буквы  е,ё, ю, я, и читаются как два звука)

                         

                           [Й']

    8.    Чтение стихотворений

Находим «опасности письма»                                                 10 мин

-Какие буквы встретились на странице, а какие нет?                                                                                - проверяем наличие букв гласных, обозначающих твёрдость согласных                                     - проверяем наличие букв гласных, обозначающих   мягкость согласных                                           - проверяем наличие букв, непарных звонких согласных                                                                      - проверяем наличие букв, непарных глухих  согласных                                                                  - проверить наличие ь для обозначения мягкости                                                                           - проверить наличие ь и ъ разделительных знаков

Пропажи: Э,Ю,Ф,Ц, разделительные ь и ъ знаки

9. итог урока                                                                              3 мин

 Мы сегодня хорошо потрудились. Давайте вспомним, что интересного было на уроках? (Ответы детей)        

- За что меня сегодня можно похвалить?

 (Нарисуйте солнышко, в центре напишите своё имя , а затем нарисуйте столько лучиков, чтобы можно было ответить на вопрос)  

Букварь , который читали ваши прабабушки  заканчивался молитвами и поучениями, как следует себя вести: «Чада (то есть дети), послушайте (слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и долголетни будете на земле.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....