рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ
рабочая программа (4 класс) по теме

пояснительная записка

тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_izuchenie_prirody_rodnogo_kraya_4_klass.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Калуги

        

«Рассмотрено»

Руководитель методического                                                                                    

объединения учителей                                                                                                            

начальных классов                                                                

МБОУ «Средняя                                                                     школа № 7» г.Калуги                                              

__________________                                                

Протокол №_____                                                                                                                                                    

от «____»_______2014г

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР «Средняя                                                               общеобразовательная          

школа № 7» г.Калуги                                                              __________________                                                

                                                     «___»_________2014г

 «Утверждаю»

Директор МБОУ

 «Средняя общеобразовательная

школа № 7» г.Калуги                                                              __________________                                                

                         

                                                                                                                          Приказ №_______

                                                                                           «___»_________2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

 по окружающему миру

«Изучение природы родного края»

Р.Г. Чуракова

УМК «Перспективная начальная школа»

(68 ч)

4 КЛАСС

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы:

учитель высшей категории  

Мишина Елена Александровна

2014 г.


Программа внеурочной проектной деятельности

«Изучение природы родного края»

Р.Г. Чуракова

Цель программы - овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Реализация программы проектной внеурочной  деятельности  предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:

1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.

2. Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края имеет (программа может быть рассчитана на все четыре года обучения).

3. Проектная внеурочная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Программа внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Продолжительность реализации программы: в течение учебного года  занятие один раз в неделю (33 ч – 1 класс; 34 ч – 2 класс, 34 ч – 3 класс, 34 ч – 4 класс).

Тематическое планирование и содержание

4-го года проектной деятельности

Планируемый результат 4-го года занятий обучающихся — пособие для внеурочной деятельности учащихся 4 класса, альбом по теме «Родной край — часть великой России»; коллективный продукт, результат совместной работы учеников, учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки школьной библиотеки) и родителей (фотографии достопримечательностей родного края).

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (фотографирование объектов, оформление презентаций).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы 2-4 учеников); коллективная (участие всего коллектива).

Продолжительность: в течение учебного года занятие 2 раза в неделю (всего 68 ч).

Тематическое планирование

Сокращения: У-4 — учебник/класс, ч.1 — часть/номер учебника, Т-4 — тетрадь/класс, (с.) — страницы, Д — другие источники информации.

Тема аудиторного

Форма организации внеурочной

Кол-

п/п

и внеаудиторного

деятельности/

во

занятия / учебные

форма занятия

часов

пособия

1

История возникно

Групповая, коллективная, инди

вения названия на-

видуальная деятельность / ауди

4

селенного пункта.

торные занятия: история возник-

Историческое про

новения названия населенного

шлое города (села,

пункта; названия республики,

поселка и пр.)

автономного округа, края или

У-2, ч.2 (с. 93-95)

области, где находится город

У-3, ч.2 (с. 115, 120)

(село, деревня, поселок и др.) /

У-4, ч.1 (с. 123-125)

внеаудиторное занятие: посе

8

Т-4 № 1 (с. 38-39)

щение краеведческого музея / домашнее задание: подготовка презентации по истории возникновения названия населенного пункта / аудиторное занятие: отбор лучших презентаций в пособие «Родной край — часть великой России». Оформление пособия

4

2

Поверхность земли

родного края и ее

охрана.

Весенний план

мероприятий по

охране поверхности

земли родного края

с опорой на помощь

взрослых (учащихся

старших классов,

родителей)

У-4, ч.1 (с. 124,

129-132, 189)

Т-4 № 1 (с. 41-42)

Групповая и коллективная дея-

тельность / аудиторное занятие:

описание природной зоны, в ко-

торой находится населенный

пункт, поверхности и водоемов

родного края / внеаудиторное

занятие: экскурсия в парк (или на

др. объекты природы) / аудитор

ное занятие: разработка плана

весенних мероприятий по охра

не поверхности земли родного

края / внеаудиторное задание:

подготовка фотодокументов по

теме / аудиторное занятие: отбор лучших презентаций в пособие «Родной край — часть великой России». Оформление пособия

4

8

4

4

3

Достопримечатель-

ности родного края

У-4, ч.1 (с. 140-147)

Т-4, № 1 (с. 44-45)

Групповая и коллективная дея

тельность / аудиторное занятие:

вводная беседа о достопримеча

тельностях родного края (памятники культуры, музеи, народные промыслы, заповедники и др.) / внеаудиторные занятия: экскурсии / внеаудиторное занятие: оформление презентаций (фотографии, рисунки, описания) / аудиторное занятие: выставка презентаций и отбор лучших в пособие «Родной край — часть великой России». Оформление пособия

4

24

4

Организационно-методические указания

Тема 1. История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города (села, поселка и пр.).

Аудиторные занятия (4 ч): распределение обязанностей между членами клуба по сбору материала о возникновении названия города (села, поселка и др.) и о его историческом прошлом:

  1. подготовка выставки книг из школьной библиотеки (готовится совместно со школьным библиотекарем); 2) составление списка наименований книг из других библиотек населенного пункта (составляется совместно с родительским активом);
  2. сбор информации (поручается школьникам, пользующимся Интернетом); 4) выступления приглашенных.

Примечание: на аудиторные занятия приглашаются ветераны войны и труда, школьный библиотекарь, родители.

Сообщения членов клуба о версиях возникновения имен населенных пунктов (статьи из учебников 2, 3, 4 классов).

Работа с контурной картой своего города, села, поселка (см. тетрадь для самостоятельной работы по предмету «Окружающий мир»).

Внеаудиторное занятие (8 ч): посещение краеведческого музея с целью сбора информации о возникновении и истории населенного пункта; фотографирование этапов проведения экскурсии.

Внеаудоторное задание: подготовка презентаций.

Аудиторное занятие (4 ч): подведение итогов, выставка презентаций, отбор лучших в методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 4 класса «Родной край — часть великой России».

Тема 2. Поверхность земли родного края и ее охрана. Весенний план мероприятий по охране поверхности земли родного края с опорой на помощь взрослых (учащихся старших классов, родителей).

Аудиторное занятие (4 ч): подготовка к экскурсии — распределение обязанностей по подготовке презентации «Влияние человека на природу родного края (поверхность земли)» — описания, фотографии, зарисовки.

Сообщения членов клуба: «Природная зона родного края (положение на карте природных зон)», «Поверхность земли и водоемы родного края».

Внеаудиторное занятие (8 ч): экскурсия в парк (ботанический сад, лес, лесопосадку, на поле, пруд, речку и др.) с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду.

Внеаудиторное задание: подготовка фотодокументов, подтверждающих необходимость бережного отношения к природе.

Аудиторное занятие (4 ч). Групповая работа: разработка плана весенних мероприятий по охране поверхности земли города (парка, леса, территории школы и т. д.) на основе наблюдений, сделанных на экскурсии, и сообщений групп. Например:

  • план расположения контейнеров для мусора, мест для выгула собак, кормушек для птиц (во дворе, в лесу, в парке), — разработка, оформление и установка предупредительных охранных знаков «Памятник природы», — подготовка и установка скворечников и кормушек для птиц,
  • определение зон рекреаций (например: временный запрет на посещение участка школы, где высажены цветы или проведена посадка деревьев).

Внеаудиторное задание: подготовка презентаций.

Аудиторное занятие (4 ч): отбор лучших презентаций в пособие «Родной край — часть великой России». Оформление пособия.

Тема 3. Достопримечательности родного края.

Аудиторное занятие (4 ч): ознакомление с темами презентаций, цель которых — показать достопримечательности родного края.

Например: «Памятник(и) природы родного края», «Памятник(и) архитектуры родного края», «Народные промыслы родного края», «Водоем(ы) родного края», «Заповедник(и) родного края», «Полезные ископаемые родного края», «Ветераны войны (труда) родного края» и т. д.

Выбор темы презентации каждым членом группы. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей (подготовка фотографий, описаний, списка литературы, оформление презентации и т. д.). Подготовка к экскурсии.

Внеаудиторные занятия — экскурсии (24 ч).

Внеаудиторное задание: подготовка презентаций.

Аудиторное занятие (4 ч): отбор лучших презентаций в пособие «Родной край — часть великой России». Оформление пособия.

Материально-техническое обеспечение

Учебно-методическая литература

4 класс

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 2. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.

Наглядные пособия

  1. натуральные живые пособия — комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  2. гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  3. географические и исторические карты;
  4. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
  5. приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;
  6. измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
  7. экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;
  8. набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.

Темы занятий

Номер

Тема

Часы

Четверть

Местоположение Калуги и Калужской области. Структура области: районы, центры районов.

2

1 четверть (Пухов В.А. История города Калуги)

История топонимов Калужской области: Калуги, районных центров.

2

Города верхнего Поочья.

2

Калуга-крепость.

2

Город ремесленников и купцов.

2

Калуга губернская.

2

В пламени 1812 года.

2

Крестьянская реформа 1861 года

2

Рельеф Калужской области.

2

2 четверть

Почвы Калужской области.

2

Полезные ископаемые Калужской области.

2

Природа Калужской области: растения.

2

Природа Калужской области: животные.

2

Природные заповедники Калужской области: национальный парк «Угра».

2

Почему в Калужской области столько лесничеств?

2

Сельское хозяйство Калужской области: растениеводство.

2

Сельское хозяйство Калужской области: животноводство.

2

3 четверть. Начало работы над проектами. Примерно с конца февраля – защита проектов.

Что производят в родном городе?

2

Народные промыслы Калужской области.

2

Экологическая обстановка: основные проблемы и пути их решения.

2

Архитектура Калуги.

2

Памятники Калуги.

2

Сколько в городе фонтанов?

2

Какие маленькие города области старше областного центра?

2

Монастыри нашего края: чем они знамениты?

2

Кем славится Калужская область?

2

Марш парков: зачем он нужен?

2

4 четверть. Защита проектов.

Какие музеи работают в нашем городе?

2

Парки, рощи, бор: кто там живет?

2

Фотопроект: как изменилась Калуга со времен Великой Отечественной войны.

2

Почему в Оке нельзя купаться?

2

Чем отличаются жилые дома в нашем районе?

2

Сбор материалов, оформление пособия в электронном и материальном виде.

2

Подведение итогов: что нового мы узнали за год.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...

Рабочая программа кружка "Изучение природы родного края" для 2 класса. ПНШ.

Рабочая программа и КТП кружка "Изучение природы родного края" для 2 класса с УУД. ПНШ....

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности "Изучение природы родного края"

Рабочая программа проектной внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...