Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кобыляцких Вера Станиславовна

Помочь учащимся создать образ русской зимы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 Боброва Л.Ю.-101-997-011

Кобыляцких -В.С.-102-003-035

Тема: И. 3. Суриков «Зима»

Цели:

Помочь учащимся создать образ русской зимы,

Вызвать восхищение поэтическим образом русской зимы, учить видеть в лирическом стихотворении образные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения),

Обеспечить условия для выразительного чтения лирического стихотворения, передачи настроения автора и своих чувств.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Подготовка к художест-венному восприятию

стихотворения

Сегодня     на     уроке     мы

продолжаем   знакомство   с

творчеством русского поэта

Ивана Захаровича Сурикова.

Иван  Суриков   был   сыном

крепостного      крестьянина.

Помещик отпустил его отца

на   заработки    в    Москву,

откуда    он    должен    был

присылать барину деньги -

оброк. Раннее детство Вани

прошло    в    деревне    под

Ярославлем, но отцу нужен

был помощник. С семи лет

мальчику пришлось работать

в отцовской лавке: убирать,

разносить       товары.       Он

научился   читать,   полюбил

поэзию,   сам   стал   писать

стихи. Постепенно его стихи

начинают      появляться      в

печати   и   даже   становятся

народными песнями - кто не

знает    «Тонкую    рябину...»

или     «Степь     да     степь

кругом...»

Поэт любил родную землю и

воспел  её  в  своих стихах.

Сегодня мы прочитаем одно

из       его       стихотворений,

которое называется «Зима».

Румяная,      полная     ярких,

искрящихся красок русская

зима       вдохновляла       на

творчество не только поэтов,

но      и      художников      и

композиторов.

Пётр Ильич Чайковский

посвятил зиме три

музыкальные композиции,

которые включил в цикл

«Времена года». Давайте

послушаем его пьесу

«Декабрь. Святки». Звучит музыка.

Какое впечатление вызвала у

вас музыка?

Какое настроение попытался

передать композитор?

Если бы вы были

художниками, какие бы

краски использовали бы,

изображая эту весёлую

зимнюю картину?

Давайте посмотрим

иллюстрации, на которых

изображена русская зима.

Итак, ребята, композитор с

помощью семи нот,

переплетённых в гармонию

звуков, рисует зимний

пейзаж. Художник с

помощью палитры красок

передаёт зимнее настроение.

А вот поэт создаёт свой

яркий узор, используя

обычные слова, но

окрашивая их при этом в

эмоциональные,

выразительные тона, поэтому

мы восторгаемся музыкой

стиха.

Дети слушают

музыку,

отвечают на

вопросы учителя,

делятся

впечатлением от

музыкального

произведения.

Свободные

высказывания

детей.

Работа с

иллюстрациями,

которые

расположены на

доске.

Из сообщения

учителя

ребята узнают

новые факты

биографии

поэта,

которые

объясняют

близость

Сурикова к

родной

природе и

простому

народу.

2.Художест-

венное восприятие

стихотворения

Я  прочитаю  стихотворение

«Зима»,   а  вы  попытайтесь

представить   себе   картину,

описанную       автором       в

стихотворении.

Какое настроение поэта вы

почувствовали      в       этом

стихотворении?

Какие чувства возникали в

вашем сердце?

Настроение       в начале

стихотворения

радостное,         а потом

появляются

нотки грусти.

Свободные

высказывания

детей.

3.Художест-

веный         анализ

стихотворения

Прочитайте     стихотворение

про себя и отметьте в тексте

непонятные слова.

Перед тем как мы с вами

прочитаем      стихотворение вслух,    давайте    вспомним

правила        выразительного

чтения.

Читают

стихотворение и отмечают слова:(пелена,

санишки, покоен )

Правила

выразительного

чтения.

- читать надо

медленно,

вдумываясь в

значение слов,

- после каждой

строчки надо

обязательно

делать короткую

паузу,

- чётко и ясно

проговаривать

слова,

-постараться

передать

настроение

автора и свои

чувства.

Дети   мыслят

образно,

воспринимают

художествен-

ный текст как гармонию

содержания и

языкового

оформления.

Это  даёт  им

возможность

в дальнейшем

правильно

оценивать    и

воспринимать

сложные    по

содержанию

и          языку

произведения.

Анализ

стихотворения

Уточним                  значения

непонятных слов.

Одело точно пеленою - точно

белым туманом.

Санишки - старые сани.

Покоен     -     находится     в

состоянии покоя.

С помощью каких слов автор

передаёт свои чувства? Как

описывает    снег    и    лес?

Найдите в тексте эпитеты.

А для чего нужны эпитеты?

А есть ли в тексте другие

образные средства языка?

Подтвердите это примерами

Как вы думаете, зима - это центральный образ или второстепенный? На сколько логических частей можно поделить это стихотворение? На каком основании?

Снег пушистый,

лес тёмный,

шапка чудная,

снеговые горы,

мороз злой и

сердитый.

Эпитеты  делают

нашу речь яркой,

выразительной,

точной.

Есть:    метафора,

сравнение,

олицетворение.

Дети работают с текстом,

выделяют

сравнения:

Поле     забелело,

Точно пеленою

Всё его одело...

Тёмный лес, что шапкой Принакрылся чудной…

Метафора         и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли... Не надули б снега

Вьюги и метели.

Зима

центральный
образ.        Всё

стихотворение можно разделить на две части. В первой       части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй - зимы и человека.       Для природы  зима  -время    года,    к которому       она готовится. Человек       тоже ждёт зиму, утепляет

жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза.

Приучаясь

мыслить

абстрактными

категориями,

ребёнок

начинает

выразительно

говорить      и

писать. А это

очень   важно

для     работы

над

письменными

жанрами

изложением и

сочинением.

4. Художест- венное исполнение.

Выборочное чтение. Найди в тексте понравившиеся тебе строки. Прочитай. Почему ты выбрал именно их? Найди и прочитай только те строки, которые относятся к иллюстрации.

Читают

выразительно

стихотворение.

Выбирают

понравившиеся

строки и

зачитывают их.

5 .Художест-венное

творчество

Можешь ли ты определить

характер        музыкальной

мелодии, которая могла бы

сопровождать  чтение  этого

стихотворения?

Представь   себе,   что   тебе

нужно нарисовать картину к

этому тексту. Какие краски

ты используешь? Почему?

Свободные ответы детей.

6.       Домашнее       задание

Выразительное         чтение

стихотворения, по желанию -

нарисовать иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...