Урок литературного чтения 1 класс "Ребята и зверята".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Камчатная Анна Николаевна

Разговор на уроке о животных, о зверятах. Волка, кабана, лису, зайца можно встретить у нас на кубани, не только в лесах, но и в лесополосах. Е. Чарушин рисовал чаще всего детенышей зверей. на уроке читали рассказы Е. Чарушина "Зайчата", Н. Сладкова "Лиса и заяц". Вывод: в лесу живется зверям очень тяжело, их нельзя обижать, а нужно помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebyata_i_zveryata_11.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок открытия нового знания.

Урок литературного чтения в 1 классе      Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь. Учебник, часть 2       УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: «Ребята и зверята. Произведения Е. Чарушина и Н. Сладкова».

Цель: обогащение читательского опыта учащихся.

Задачи:

1. Формирование   у  учащихся  способностей творческого читателя, умеющего получать удовольствие от чтения художественного произведения, а также глубоко понимать заключенную в них информацию.

2. Формирование круга интеллектуально-речевых умений, способствующих обогащению опыта общения с художественным произведением

3.Расширение читательского кругозора.

      Оборудование:

  1. Презентация Power Point
  2. Компьютер, проектор.
  3. Раздаточные карточки  для учащихся
  4. Цветные карандаши.
  5. Учебник  «Букварь» Журова Л.Е., Евдокимова А.О.  часть 2   

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

3.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

4..Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

5.Проектирование и фиксация нового знания.

.Физкультминутка.

 

9.Включение в систему знаний и повторения.

10.Рефлексия учебной деятельности.

11. Домашнее задание

1. Проверка готовности учащихся:

Самоконтроль готовности к уроку.

       2.Установка на урок: (слайд 1)

-Тема нашего сегодняшнего урока «Ребята и зверята». Как вы думаете, о чем  мы будем говорить?

-Мы будем вести разговор о животных.

-Я думаю, что мы будем читать  о малышах, ведь сказано «зверята», значит они ещё маленькие.

-А как вы считаете, легко ли живется сейчас зверятам в лесу?

-Им очень тяжело: ещё очень холодно, да и голодно, ведь на земле ещё лежит снег.

 - А может ли  человек помочь зверятам? 

-Я думаю, что люди могут  помочь животным: дать им еду, потому что зверям трудно сейчас добывать себе пищу.

-Предлагаю вам сегодня  организовать столовую для  зверей. Ребята, за правильные ответы на уроке  вы будете получать угощение для наших четвероногих друзей. А в конце урока заполним ими кормушку. Итак, за работу!

3. Проверка домашнего задания:

а) Цифровой диктант.

-С какими животными мы познакомились с вами на предыдущем уроке?

- Мы познакомились с Мартышкой, Удавом, Слоненком и Попугаем.

-Героями какого произведения они являются?

-Это герои произведения «Привет Мартышке».

-Кто  автор этого произведения?

-Это произведение  написал Григорий Остер. (слайд №2)

-Вам понравилось это произведение?

-Да, это очень интересная сказка.

-Вы с удовольствием прочитали эту сказку, поэтому,  думаю, цифровой диктант будет написан   вами без ошибок.

( Дети, используя цифры, оценивают истинность высказываний учителя:  верное- 1, ложное  -0).

(слайд №3)

Взаимопроверка. За безошибочные ответы дети получают угощения для зверей.

       б)  Дифференцированная работа.

                - Продолжим нашу работу по  группам.  Предлагаю  учащимся 1 и 2 группы  план пересказа сказки. Пожалуйста, проверьте, не нарушена ли последовательность изложения. Если есть ошибки, исправьте их.

        -Ребята, работающие в третьей группе, прочитайте 2 вопрос к тексту сказки и найдите ответ на этот вопрос в тексте.

        -Пока ребята готовятся, ученики 4 группы  прочитают стихотворение «Горячий привет» с дополнительными пометами, которое написал О. Дриз

Прис-ла-ла  мне тё-тя пе-че-нья, кон-фет,

Ва-реж-ки, шарф и го-ря-чий при-вет.

 

Вот ва-реж-ки, шарф

И кон-фе-ты с пе-чень-ем…

Где же при-вет?

Я и-щу с не-тер-пень-ем.

И с чем он: с гри-ба-ми?

С ка-пус-той? С ва-рень-ем?

На-вер-ное, ма-ма при-вет э-тот пря-чет,

Что- бы ос-тыл: вид-но о-чень го-ря-чий.

        (слабочитающие дети читают текст «цепочкой», получают за работу угощение для зверят).

-А теперь, ребята,  у вас есть время для изготовления обложки к произведению, над которым работают ваши товарищи. 

( КТД, учащиеся 4 группы работают над изготовлением обложки к сказке).

-Предоставляем слово учащимся 1 и  2 группы.

-Мы  нашли ошибки в плане. События в сказке происходили в другом порядке:                                                        

1.Привет от Удава.                                                                                                    

2. Мартышка идёт за приветом.

3. Делюсь хорошим настроением.

-Вы хорошо справились с заданием, получите угощение для зверей.

-По составленному плану подготовьте пересказ  от имени полюбившегося вам героя этой сказки. (слайд4)

(дети выбирают карточки с изображениями  героев сказки и  готовят в микрогруппах  пересказ от имени полюбившегося им героя).

        А теперь послушаем следующую группу.

-Ребята, прочитайте вопрос.

Дети читают вопрос:

-Найди в тексте, как Удав объясняет Мартышке смысл выражения «передать привет», прочти ещё раз. Тебе понравилось объяснение Удава?

(учащиеся 3 группы  читают подготовленный отрывок).

-Вам понравилось объяснение Удава?

-Да, объяснение понравилось,  ведь он говорит о том, что он делится хорошим настроением со своими друзьями.

-Молодцы, вы хорошо справились с этим  заданием, получите заслуженную награду.

- Возьмите карточки. Прочитайте внимательно записанные на них слова и определите лишнее слово в каждой из них.

(учащиеся 3 группы выполняют задание, определяют в каждой из предложенных карточек лишнее слово).



(проверка выполнения задания слабочитающих учащихся)

-Ребята, покажите, пожалуйста, обложку к данному произведению.

(дети вывешивают обложку на доску и комментируют выполнение работы)

-Мы читали сказку, поэтому используем «заместитель»- круг.

Сказка о животных, раскрашиваем круг коричневым цветом.

-Это авторская сказка, поэтому в верхней части обложки пишем фамилию и имя автора - Григорий Остер.

-В нижней части пишем название произведения «Привет Мартышке».

-За работу вам полагается награда, получайте.

        

Давайте послушаем краткое  содержание этой сказки в пересказе её героев.(представители микрогрупп  вывешивают на доске изображение своего героя и от его имени  ведут рассказ).  (Мартышка)-У меня было плохое настроение. Я сидела на пальме и ела бананы. Мне было вкусно, но грустно. Ко мне подошел Слоненок и сказал, что Удав мне передал привет. Я спустилась за приветом, но Слоненок мне его не отдал. Потерял. Попугай послал Слоненка к Удаву за новым приветом. Слоненок сбегал к Удаву, вернулся и сказал, что Удав передал мне огромный горячий привет. Но и этот привет был потерян.  Тогда я сама отправилась к Удаву за приветом и он мне объяснил, что,  передавая мне привет, он делился со мной своим хорошим настроением. Я прислушалась и поняла, что у меня прибавилось хорошего настроения.  

(аналогично пересказ звучит от имени Слоненка, Попугая, Удава).

-Итак, перед вами герои прочитанного произведения. Скажите, пожалуйста,  а можем ли мы встретить этих животных в наших лесах?

-Нет, в наших лесах эти животные жить не смогут. Им  не подходит наш климат, питание.

-Да, действительно, эти животные привыкли жить совсем в других условиях. Посмотрите, как резвятся обезьянки  на своей родине.

(слайд 5). Давайте вместе с ними немного отдохнем.

Физминутка «Обезьянки».

Лучшие качели гибкие лианы,

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь день качается, да, да, да!

Тот не огорчается никогда!

4. Подготовка к изучению нового материала.

-А теперь проверим, какие «лишние» слова нашли ребята, работающие по карточкам.

- В карточке записаны слова: щука, лиса, сазан, карась. Лишнее слово «лиса», все остальные слова- названия рыб.

-В  этой карточке записаны слова: кабан, берёза, липа, дуб. Это названия растений, а лишнее слово-кабан.

-Здесь записаны названия домашних животных: кошка, собака, лошадь. А слово «заяц» лишнее, это дикое животное.

-Лишнее слово-«волк», он хищник; слова белка, лось, олень - названия травоядных животных.

На доске появляется  запись: волк, кабан, лиса, заяц                        

-Что вы можете сказать об  этих животных?

Этих животных можно встретить в наших лесах.

-Этих животных можно встретить даже  у нас на Кубани, не только в лесах, но и в лесополосах.

5. Изучение нового материала.

-Об  этих  животных написано немало произведений, ведь так интересно наблюдать за их жизнью. Именно этим и  занимались  писатели Н. Сладков, Е. Чарушин. Из под их пера вышло немало произведений, где описана жизнь лесных жителей. А Е. Чарушин ещё и рисовал героев своих произведений. Обратите внимание, кого чаще всего рисовал автор?

(на доске выставка рисунков Е. Чарушина)

-Автор чаще всего рисовал детёнышей зверей.

А сейчас мы с вами познакомимся с произведениями об этих маленьких жителях леса. Предлагаю вновь работу по группам.

1,2 группа

3 группа

4 группа

Чтение рассказа «Сорока и Заяц» Н. Сладкова. Ответить на вопрос: «Почему рассказ так назван?» Приготовиться к чтению в лицах.

Чтение рассказа Е. Чарушина «Зайчата». Подготовиться к чтению «цепочкой», подумать над ответом на вопрос к тексту.

Прослушивание рассказа

 «Лиса и Заяц» Н. Сладкова.

(работа с учащимися 4 группы, чтение учителем рассказа «Лиса и Заяц»).

-Как вы считаете, почему рассказ так назван?

-В этом рассказе разговаривают лиса и заяц.

-Прочитайте самостоятельно этот рассказ ещё раз и придумайте, что ответит зайчик на вопрос лисы.

(работа с группой 3)

-Прочитайте  рассказ «Зайчата» цепочкой.

(дети читают рассказ «цепочкой»- по одному предложению)

-Как же должны вести  себя маленькие зайчата?

- Им нужно тихо сидеть в траве, не шевелиться.

-Прочитайте, пожалуйста, теперь вопрос к этому рассказу и подумайте над ответом.

(работа с группой 1,2)

Чтение текста учащимися.

-Вы познакомились с произведением Н. Сладкова «Сорока и Заяц». Как вы думаете, почему рассказ так назван?

-Я считаю, что рассказ так назван потому, что в нём описан разговор Сороки и Зайца.

-Прочитаем этот текст вместе и определим, где слова Сороки, а где – Зайца.

(работа в группе)

-А теперь давайте прочитаем этот разговор в лицах.

(чтение текста детьми в лицах)

-Спасибо, ребята, за работу, получите угощение для зайчика и обсудите вопрос : Как вы понимаете выражение «заячья душа» и почему о некоторых людях говорят так : «заячья душа»?

(работа с учащимися 4 группы)

-Ребята, прочитайте рассказ ещё раз.

(чтение текста учащимися)

-Как вы думаете, что ответит заяц лисе?

-Мы считаем, что он скажет о том, что длинные ушки ему нужны для того, чтобы слышать, что к нему приближается враг.

-А быстрые ножки  ему нужны для того, чтобы убегать от врагов.

-Спасибо, вы заработали награду.

-Слово учащимся 3 группы. Прочитайте вопрос к тексту.

(дети читают)

-Как  ты думаешь, какие качества воспитываются у зайчат в этом рассказе - осторожность или трусость?

-Думаю, что у зайчат воспитывается осторожность, ведь их  окружает  много врагов.

(слайд 6).

-Итак, выражение «заячья душа», что же это значит?

-«Заячья душа» это значит, постоянное чувство опасности, страха.

-А почему о некоторых людях иногда говорят «заячья душа»?

-Я думаю, что так говорят о тех людях, которые всего боятся.

6. Итог урока.

-Вот и подошел к концу наш урок,  в течение  которого вы старательно собирали угощение для наших маленьких четвероногих друзей. Давайте сейчас наполним кормушку.

(дети складывают угощение в кормушку).

-Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Думаю, что вы никогда не оставите в беде животных, и всегда будете стараться им помочь. Ваши друзья вам говорят «Спасибо». Ребята, а для  вас самих этот урок  оставил след?

Я узнал, что в лесу зверям живется очень тяжело, их нельзя обижать, а нужно помогать.

А я теперь знаю, почему иногда говорят «заячья душа».

Я хочу  прочитать еще книги о зверятах.

Ребята, вы все сегодня прекрасно работали на уроке, поэтому каждый из вас может сегодня взять домой учебник и прочитать рассказы, над которыми мы сегодня работали.  

 

                                                                                                                 

Личностные УУД:

- интерес к изучению нового произведения

Познавательные  УУД: 

- извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные    УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные  УУД:

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные  УУД:- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- строить рассуждения.

Коммуникативные    УУД:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД:

- интерес к  осознанному чтению текста

Регулятивные  УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные  УУД:

- строить рассуждения.

Коммуникативные    УУД: 

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД: 

- осознание ответственности за произнесённое слово.

Регулятивные  УУД:

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные  УУД:

- осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные    УУД: 

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД: 

- интерес к чтению, к созданию собственных текстов,  

- осознание ответственности за произнесённое слово.

Регулятивные  УУД:

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные  УУД:

- строить рассуждения.

Коммуникативные    УУД: 

- слушать и слышать других. Пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

.

Коммуникативные    УУД: 

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД: 

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствованию собственной речи;

- интерес к тексту, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; .

Регулятивные  УУД:

Работать по алгоритму,  

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные  УУД:

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- пользоваться словарями, справочниками.

Коммуникативные    УУД: 

- оформлять свои мысли в устной с учётом речевой ситуации.

Личностные УУД: 

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Познавательные  УУД:

- строить рассуждения.

Коммуникативные    УУД: 

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД: 

- интерес к чтению книг.

Регулятивные  УУД:

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные  УУД:- пользоваться словарями, справочниками.

Тип урока: урок открытия нового знания.

    Урок литературного чтения в 1 классе      

Тема: «Ребята и зверята. Произведения Е. Чарушина и Н. Сладкова».

                                                       Разработала

                                                                                                                                                                                                 Камчатная Анна Николаевна

                                                                                                                                                                                                 учитель начальных классов  

                                                                                                                                                                                                 г.Лабинск  Краснодарский край


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...