Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Мы идём в библиотеку"
методическая разработка по чтению по теме

Ушакова Людмила Николаевна

В технологической карте разработан третий урок по литературному чтению во 2 классе по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_urok2.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема раздела  _«Самое великое чудо на свете»_________________________________________________________

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс, УМК

Литературное чтение, 2 класс, УМК «Школа России»

Тема занятия/урока

Мы идём в библиотеку

Цель (цели)  занятия/урока

Предметные: познакомить с первыми книгами и современными электронными книгами, предназначением библиотеки и работой с каталогом.

Метапредметные:

регулятивные: продолжить работу над формированием умения формулировать учебную задачу урока, планировать работу и выстраивать систему оценивания;

познавательные: анализировать высказывания великих людей;

коммуникативные:  умение вести диалог, работать в паре, в группе.

Личностные: формировать желание посещать библиотеки и читать книги.

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Предметные: знать, что такое библиотека, в чём её предназначение, какие типы библиотек бывают, знать, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться; знать, как выглядели книги в старину и в чём заключается ценность книги и чтения; иметь представление о новых типах электронных книг — ридерах.

Метапредметные: 

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирать в совместном обсуждении шкалу оценивания и предлагать критерии оценки выполнения некоторых видов работ на уроке;

познавательные: анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, находить в них общий ценностный смысл, сопоставлять иллюстрации с изображением старинных книг, фиксировать этапы развития книги (с точки зрения технологии изготовления, дизайна, удобства в пользовании); классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении;

коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, считывать необходимую информацию об истории происхождения книги с иллюстраций учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, разделять полномочия в группе при планировании проекта «О чём может рассказать школьная библиотека».

Личностные: осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

Предметные: пользоваться алфавитным каталогом, правильно вести себя в библиотеке;

Метапредметные: 

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирать в совместном обсуждении шкалу оценивания;

познавательные: уметь анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения;

коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, обсуждать в паре ответы на вопросы, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения.

Личностные: сформировать желание посещать библиотеку и работать с афавитным каталогом.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Учебник «Литературное чтение» (2 класс), пособие «Рабочая тетрадь», мультимедиапроектор, мультимедийный диск разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, алфавитный каталог.

Учебник «Литературное чтение» (2 класс), пособие «Рабочая тетрадь», разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности.

Педагогические технологии

Работа в группах, работа в парах, исследование, проектирование работы.

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель - результат

Содержание

(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация.

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности, возможность сочетать с проверкой домашнего задания и т.д.)  

Проверить выполнение домашнего задания, повторить учебный материал, изученный на прошедшем уроке.- Выполнение инструкции учителя, усвоение изученного материала

Актуализирующая беседа.

- Вспомните, какое ценное знание вы получили на предыдущем уроке?

- Почему это знание ценное?

- Поделитесь впечатлениями о выполнении домашнего задания, о вашем рассказе родителям.

- Расскажите, как вы выполнили задание 3.

Ответы на вопросы учителя

Обмен впечатлениями.

Взаимооценива-ние с помощью фишек на доске.

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.)

Проектирование вариантов работы над выявленными и  возможными  затруднениями

Формулирование учебной задачи урока.

С.3

С. 6-12

- Откройте с. 3 учебника. Как нужно листать страницы учебника, чтобы он служил нам долго?

- Что написано на этой странице?

- Рассмотрите материал урока, который мы сегодня будем изучать на с. 6—12. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.

- Давайте вернёмся к плану изучения темы, который мы составили на прошлом уроке. Посмотрите, что ещё нам сегодня предстоит сделать.

- Выберите среди целей изучения темы те, которые наиболее полно отражают задачи сегодняшнего урока.

- Попробуйте сформулировать задачи урока по алгоритму, напи-санному на доске:

  1. Узнаем:…
  2. Научимся:…
  3. Будем учиться:…

- Тема и цели.

Обсуждение плана работы.

Словесное поощрение наиболее активных учеников.

Открытие нового (знания, способа действия) 

Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ

Обсуждение (возможно в парах, группах ) Формулирование вариантов выводов. Обобщение

 Выяснить уровень знаний обучающихся о библиотеках и первых книгах. – Расширить круг знаний обучающихся о первых книгах, истории создания библиотек, а также о правилах поведения в библиотеке и работе библиотекаря.

Познакомить с работой с алфавитным каталогом. – Знакомство с алфавитным каталогом в библиотеке.

Напомнить работу над проектом. – Выполнить один из проектов.

Учебник с. 6, 7

Мультимедий-ный диск.

Мультимедий-ный диск.

Постановка проблемного вопроса урока.

- Были ли вы когда-нибудь в библиотеке?

- А знаете ли вы, что такое библиотека, когда библиотеки появились и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней? Хотите узнать? Тогда начнём.

- Откройте с. 6 учебника, здесь вы узнаете всё о библиотеках.

Чтение статьи о библиотеках.

- Что нового вы узнали о библиотеках из этой статьи?

\

Рассказ учителя о библиотеках мира с показом слайдов.

(На слайдах лучше показать самые большие и известные библиотеки мира, рассказать о том, в каких государствах  и странах они находятся, какой пользуются популярностью, почему люди их посещают. Также нужно обратить внимание, что библиотеки бывают научные, публичные, специализиро-ванные, школьные и др. Хорошо бы немного рассказать о каждой из них или предложить детям подготовить заранее небольшие сообщения из 5-6 предложений.)

Рассказ учителя или библиотекаря об алфавитном каталоге.

- Представьте такую ситуацию, что вы пришли в библиотеку, а там нет библиотекаря. Вам нужно найти книгу, что вы будете делать?

- Для этого, ребята, есть алфавитный каталог (показать на слайде презентации). В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке стоит фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. Если вы знаете автора произведения, то его можно быстро найти по алфавитному каталогу. Также на каждой карточке написан шифр (несколько цифр и букв), который указывает, где, в каком месте и на какой полке в библиотеке стоит нужная книжка. По этому шифру можно быстро найти книгу на нужной полке. Попробуйте это сделать, когда вы будете посещать библиотеку. Если у вас не будет что-то получаться, то обязательно обратитесь к библиотекарю.

Беседа на закрепление знаний о библиотеках.

- Для чего создавались библиотеки?

- От каких слов произошло слово «библиотека»?

-Где появились первые библиотеки?

- Какие библиотеки считаются первыми?

- Кем была создана библиотека в III в. до н. э.?

- Кто такой Птолемей, чем он прославился?

- Поднимите руки те, у кого дома есть библиотека. Расскажите, кто в семье у вас любит собирать книги. --- Какие книги чаще попадают в вашу домашнюю библиотеку?

- Есть ли в вашей библиотеке место для детских книг?

- Сделайте вывод о том, что такое библиотека и что она значит в жизни каждого человека.

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» (или «Почему нам интересно ходить в библиотеку»).

- Прочитайте на с. 7 учебника название уже знакомой вам рубрики.

- Что такое проект, какие проекты вы уже выполняли в 1 классе?

- Чему вы научились, выполняя проекты?

- Какие правила необходимо знать, чтобы проект увенчался успехом?

- Разбейтесь на группы и определите, какая тема проекта вам ближе.

- Прочитайте план ваших действий, распределите, кто и за что будет отвечать при выполнении проекта, запишите задание по проекту в свой дневник. Проект будет выполняться в течение месяца, следовательно, вам нужно распределить правильно силы и время.

Чтение статьи о библиотеках.

Самостоятельная работа

Рассказ обучающихся.

Перечитывание статьи по абзацам.

Высказывание предположений детей.

Сообщение заранее подготовленного ученика о Птолемее (5—6 предложений).

Сообщение заранее подготовленного ученика о Птолемее (5-6 предложений).

- Ребята, чей рассказ оказался более полный. Оцените его рассказ.

Оценка учителем.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Самостоятельная работа

Творческие задания

Диагностические задания на осознание и понимание нового

Включение будущего нового материала

Углубить знания детей о первых книгах.- Знать историю первых книг.

Ознакомить с современными электронными книгами.

Учебник с. 8, 11

Мультимедий-ный диск.

Работа с иллюстрациями в учебнике.

- О чём ещё вы должны сегодня узнать на уроке? Обратитесь к плану, написанному на доске.

- Откройте с. 8 учебника и прочитайте текст о первых книгах вверху страницы.

- А теперь рассмотрите иллюст-рации, определите, какие книги были самыми первыми, а какие появились позже. (Учитель может на доске фиксировать этапы развития книги. Помимо этого необходимо обратить внимание на значение незнакомых слов: пергамент, свиток, складная книга, Древний Восток.)

- Вот какой путь прошла книга! Она изменилась и по технологии изгото-вления и по оформлению. Что вы можете рассказать о современных книгах, какие они?

- А кто слышал об электронных книгах? Как их называют по-другому?

- Объединитесь в группы, составьте рассказ об электронной книге по плану.

План

1.Ридер — самая современная книга.

2.Внешний вид ридера.

3.Функции пользователя.

4.Преимущества ридеров перед другими видами книг.

- Оцените выступления товарищей. Но прежде необходимо определить, какой формой оценивания вы воспользуетесь. Предлагаю вам использовать «Лесенку дости-жений».

Работа над осмыслением высказываний о книгах в учебнике.

- Прочитайте высказывания о книгах и чтении в учебнике (с. 11). Как вы понимаете каждое высказывание? Что общего в мыслях этих людей?

- Знакомы ли вам имена К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого? Почему их называют мудрецами?

Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю».

(Стихотворение читает учитель выразительно, так, чтобы школьники прониклись идеей чтения.)

- Какова основная идея стихотворения?

- Близка ли эта идея высказываниям о книгах и чтении, с которыми мы только что познакомились?

- Попробуйте сделать вывод: в чём ценность книги и чтения? Почему, по мнению автора, так важно учиться читать всю жизнь?

- Должны узнать о том, как создавались книги.

Выстраивают этапы развития книги

- Ридеры. Можно показать изображение на слайде.

Работа в группах.

Выступления групп учащихся с рассказами об электронных книгах.

Ответы на вопросы учителя.

Оценивание выступлений.

- На доске (или слайде) записаны критерии, которые можно использовать в различных случаях, выберите те, которые помогут вам оценить выступления одноклассников: рассказ полный/неполный (раскрыты все пункты плана), рассказ интересный/неинтересный (было много удивительного), рассказ понятный/непонятный, рассказ реальный/фантастический

Подведение итогов.

 Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие важные мысли вы бы хотели взять на заметку, запомнить?

- Поднимите руки, у кого возникло желание «читать всю жизнь», ходить в библиотеку или загрузить в электронную книжку много-много интересных книг.

- Предлагаю в «Портфеле дости-жений» каждый месяц отмечать количество прочитанных книг и делиться самыми интересными моментами произведений.

- Интересно ли вам было сегодня на уроке? Покажите это с помощью разноцветных фишек.

1.Выполнение заданий учебника (с. 6, задание 3, с. 11,  задания 2 и 3).

2.Подготовьте рассказ о том, как развивалась книга и какой она стала в современной жизни (задание по желанию).

3.Составьте план подготовки проектного задания по выбранной теме, укажите в плане сроки выполнения работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...