Проблема развития навыка чтения у учащихся начальной школы
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Фадеева Ирина Владимировна

Проблема становления навыка чтения, обучение восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения -одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения.                                                                     

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема развития  навыка чтения у учащихся начальной школы.  

                                                               "Привить ребенку вкус к чтению –

лучший подарок, который

мы можем ему сделать".

Сесиль Лупан

Настоящий период развития образования характеризуется резким увеличением объема учебной информации. Что нужно ученику, чтобы эффективно воспринимать информацию, справляться с ее плотным потоком?

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования включены в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

За годы работы в школе я не раз сталкивалась с неумением  детей читать книги. В частности, наблюдения за учащимися в моем классе показали, что некоторые учащиеся неспособны воспринимать должный объем информации, у них наблюдается неустойчивость внимания, они не располагают достаточным запасом слов, не все умеют читать про себя, нередко допускают  при чтении серьезные ошибки, у многих слабо развит артикуляционный аппарат. Вот это и определило проблему моего поиска в области совершенствования техники чтения младших школьников.

Поиск нужного решения этой проблемы ведется разными методистами во всевозможных направлениях. Но все методисты и учителя единодушны в одном - фактором номер один, влияющим на обучение, является навык чтения, который бы отвечал требованиям и ритмам современной жизни. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам.

Актуальность проблемы развития смыслового чтения у учащихся определяется тем, что этот навык является неотъемлемым компонентом всего процесса обучения в школе и деятельности человека в жизни.

Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать.

Общество предъявляет к современной методической науке и практике обучения высокие требования. И это оправданно. Ведь умение читать это важнейшее коммуникативное умение. На базе коммуникативного умения строятся и совершенствуются другие умения. Например, понимать чужую речь, интерпретировать её, передавать кратко и делать выводы, передавать свои и чужие мысли. Важной информационной технологией считается чтение потому, что невозможно успешно жить и работать в современном быстро меняющемся мире без овладения этой технологии.

Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлёбываться в потоке информации. Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Младший школьный возраст – тот благоприятный возраст, когда можно добиться оптимальной скорости, дети этого возраста имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро читают те учащиеся, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «Про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Основной задачей работы по развитию навыка смыслового чтения является вооружение учащихся умением содержательно строить любой диалог по поводу прочитанного произведения, открывать способы работы с текстами разных жанров и способы чтения-осмысления, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

К. Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что “дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.
Развитие - вот та основная цель, которую ставили и ставят в главу угла передовые педагоги разных времен. Развитие в широком понимании значения этого слова. Взгляды на содержание и формы обучения меняются, корректируются в зависимости от состояния общества, от его требований к типу формируемой личности. Сегодня,  когда образование повернулось к ребенку, становится все более личностно – ориентированным, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. В жизни общества, какие бы изменения оно не претерпевало, есть непреходящие ценности, забвение или игнорирование которых грозит обществу катастрофой. Главная из таких ценностей - дети. Следовательно, и проблемы чтения детей всегда актуальны.
" Чтение,  как писал В.Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя". Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Как сделать, чтобы современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение? Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга - и воспитатель, учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что "можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать".  Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.
Только тот ученик “читает”, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира.

   Современные дети «отворачиваются» от книги действительно из-за ряда причин. Книга, во-первых,  перестала быть главным источником информации  для детей. Интернет, телевидение, компьютерные игры - более легкий способ удовлетворить природное детское любопытство. Легкие способы медленно, но верно отодвигают на второй план привычку читать.  Во-вторых, увеличилось количество предметов, так как школьная образовательная программа усложнилась, и, как правило, у хорошего ученика физически нет свободного времени, чтобы почитать любимую книгу. Дети часто читают только то, что было задано  в школе. Читателей, в-третьих, отвлекает от литературы классической множество легкой, массовой, картиночной литературы. Серьезная литература, по словам детей, требует больших временных и духовных затрат. Ребенок оказывается погруженным в сложнейшую ситуацию непонимания, когда в руки попадает «сложная» книга: как читать такую книгу.  Большинство родителей мало читают или вообще не читают, поэтому,  в-четвертых, практически исчезла культура семейного чтения. И наконец, сегодня хороший учитель, который мог бы ввести детей в мир книг, интересных произведений, авторских имен, большая редкость.

Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно?

Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Извечные вопросы каждого учителя и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения. Стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были наделены на то, чтобы двигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей  учебы умения и навыки. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих  детей. У  них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счете, к отставанию в учебе. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Какие упражнения используются в работе по совершенствованию навыков чтения?

. Развитие чёткости произношения.

Эту работу мы начинали с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие чёткого произношения осуществлялось введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в чётком чтении абзаца, строфы.

. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

С этой целью давались слова и словосочетания для чтения на определённое время. Вода - водный, чистота - частота, дедушка - девушка, сельское хозяйство - хозяйственный, сельскохозяйственный.

. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Пришла зима

Вьюга, метель, позёмка, буря

«Пирамидка»

Буря

Ветры

Ураганы

Разыграйся

Заморозить

Выхолаживая

. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

«Угадай»

Бедовая курица.

На дв.р. мать корм.л. кур:

Цып-цып-цыпа-а-а!

Со всех сторон - и с усадьб., и с улиц., и с дв.р. - бежал. и летел. кур. Они хлоп.л. крыль. ми и кудахт.л..

. Упражнения для развития сознательности чтения.

а). Что общего в словах и чем они различаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

б) Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.

Шарф, варежки, пальто, кофта.

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

Картофель, свёкла, лук, капуста.

Лошадь, корова, свинья, овца.

Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.

Липа, берёза, ель, осина.

в). Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, жёлтый.

Дорога, шоссе, тропинка, путь.

Молоко, сметана, простокваша, мясо.

Лук, огурец, морковь, яблоко.

Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

г). Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксёр.

Молоко, нерест, тарелка.

д). Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама.

Пуговица, молоток, лава.

Упор, бузина, тина.

Поворот, пороша, канава.

е.) Работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

. Составь предложение к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

На реке.

Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.

. Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

Дежурные.

Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…

ё). Упражнения для развития выразительности чтения.

. Чтение слова с разными оттенками интонации.

. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.

. Упражнения для дыхания.

. Упражнения для развития голоса.

. Упражнения для дикции.

. Чтение небольших текстов.

. Прочитать, передавая радость, возмущение, печаль, гордость в зависимости от текста.

. Использование «памятки».

а) представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;

б) читай чётко слова и окончания;

в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

  Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.
“Игра в прятки”: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
“Мнимое слово”: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
  Методика  профессора И.П. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. 
Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего сынишку – первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа – полутора за один прием. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Вполне можно рекомендовать этот прием обучения родителям, дети которых читают неохотно. Хорошо бы просмотр проводить перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном дает хорошие результаты. В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер. Сейчас разработано много разнообразных программ для детей младшего школьного возраста. Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И.Т.Федоренко оказались упражнения:

1Многократное чтение.

2.Чтение в темпе скороговорок.

3.Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.
Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту уже к концу 3 класса, к середине 4 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, во 2 полугодии 3 класса основное внимание уделять отстающим ученикам. Перед детьми поставлена цель: постепенно достичь чтения 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому в конце урока отводится несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту и подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в “Таблицу достигнутых результатов”. Дети должны видеть свои достижения.
  Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации:

1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение.

2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.

3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.

4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор

5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.

6.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
7.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
8.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
9.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться  своими впечатлениями.

     И конечно,  невозможно воспитать любовь к книге без навыка культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования

Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образованияВ данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологичес...

Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».

Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и пон...

Развитие навыков аудирования у учащихся начальной школы.

Аудирование - один из самых сложных видов работы для изучающих иностранный язык. Тем не менее, оно максимально приближено к тому, что ждёт человека при использовании иностранного языка в реальной жизн...

Формирование навыков чтения у учащихся начальной школы.

Формирование навыков чтения у учащихся начальной школы....

Доклад \'\'РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)\'"

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя»....

Развитие навыков чтения у учащихся начальной школы

В материале представлены упражнения для развития навыков чтения....

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Чтение – это и то чему обучают младших школьников...