Литературно-музыкальная композиция на стихи Н. Рубцова (Тихая моя Родина)
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Пашкова Валентина Алексеевна

Литературно-музыкальная композиция

на стихи Н. Рубцова

(Тихая моя Родина)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno-muz_kompozitsiya.docx35.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

на стихи Н. Рубцова

(Тихая моя Родина)

Ученики входят в зал под музыку песни «Тихая моя Родина»

Ведущий № 1.  Николай Рубцов оставил свой след в литературе, написав простые, трогательные, проникновенные стихи о природе и о нашей Родине.

На стихи Рубцова написано много замечательных песен, которые популярны и в наши дни.

Ведущий № 2. Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецк Архангельской области. В настоящее время там открыт краеведческий музей имени Николая Рубцова, а также установлен памятник замечательному поэту. (Слайд №1)

Ведущий № 1.  Перед самым началом войны большая семья Рубцовых переезжает в Вологду, и этот край навсегда покоряет сердце поэта. В Вологде именем Николая Рубцова названа улица и установлен памятник. С 1998 года в Вологде проходит открытый фестиваль поэзии и музыки «Рубцовская осень». (Слайд № 2)

Ведущий № 2. После смерти матери дети были направлены в детский дом. По воспоминаниям товарищей Николая по детдому, он был среди них самым ласковым и ранимым.

Ведущий № 1.  В 1955 года Николай Рубцов был призван на службу в армию на Северный флот. О суровых буднях армейской службы поэт написал много замечательных стихов. (Слайд № 3)

СТИХИ О МОРЕ (Читают ученики).

(Слайды № 4, 5, 6)

 Ученик № 1. 

Было мне девятнадцать

                                 с немногим, 

Был я в рощи и реки влюблен, 

В час, когда приготовясь к дороге, 

Я стоял у вокзальных колонн. 

А потом — за гранитною

                                    кромкой 

Волны бурные. Северный порт. 

— Здравствуй, море, —

                                    сказал я негромко, 

И по трапу поднялся на борт. 

Здесь, где руки мозолят тросы, 

Шторм свирепствует, жизням

                                           грозя, 

Я увидел, что слово «матросы» 

Не напрасно звучит, как

                                    «друзья»…

 

Ученик № 2.  

Любимый край мой, нежный и веселый.
Мне не забыть у дальних берегов
Среди полей задумчивые села,
Костры в лугах и песни пастухов.
Мне не забыть друзей и нашу школу
И как в тиши июльских вечеров
Мы заводили в парке радиолу
И после танцевали «Вальс цветов».
А дни идут...
                  На палубе эсминца
Стою сейчас. Темнеет небосклон.
Чернеют скалы. Волны вереницей
Стремительно бегут со всех сторон.

Ученик № 3

Всю жизнь не забудется флот,

И вы, корабельные кубрики,

И море, где служба идет

Под флагом Советской Республики.

Но близок тот час, когда я

Сойду с электрички на станции.

Продолжится юность моя

В аллеях с цветами и танцами.

Танец («В саду магнолий…») (Танцуют ученики)

Время  года – ОСЕНЬ

Ведущий № 1

Пожалуй, ни одному времени года не посвящено столько произведений, как осени. И каждое из них помогает нам лучше понять и почувствовать все краски русской осени. (Слайд № 7)

Ученик № 1.

Отцветет да поспеет
На болоте морошка,—
Вот и кончилось лето, мой друг!
И опять он мелькает,
Листопад за окошком,
Тучи темные вьются вокруг...

Заскрипели ворота,
Потемнели избушки,
Закачалась над омутом ель,
Слышен жалобный голос
Одинокой кукушки,
И не спит по ночам коростель.

Жаль мне доброе поле,
Жаль простую избушку,
Жаль над омутом старую ель...
Что ж так жалобно плачет
На болоте кукушка?
Что ж не спит по ночам коростель?

Ученик № 2 читает стихотворение «Сентябрь» (Слайд № 8)

Слава тебе, поднебесный

Радостный краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой,

С рощей играет багряной,

С россыпью ягод в сенях,

Словно бы праздник нагрянул

На златогривых конях!

Радуюсь громкому лаю,

Листьям, корове, грачу,

И ничего не желаю,

И ничего не хочу!

И никому не известно

То, что, с зимой говоря,

В бездне таится небесной

Ветер и грусть октября...

Ученик № 3 читает стихотворение «Потонула во тьме…» (Слайд № 9)

Потонула во тьме 
Отдаленная пристань. 
По канаве помчался - 
Эх - осенний поток! 
По дороге неслись 
Сумасшедшие листья, 
И порой раздавался 
Пароходный свисток. 

Ну так что же? Пускай 
Рассыпаются листья! 
Пусть на город нагрянет 
Затаившийся снег! 
На тревожной земле 
В этом городе мглистом 
Я по-прежнему добрый, 
Неплохой человек. 


А последние листья 
Вдоль по улице гулкой 
Все неслись и неслись, 
Выбиваясь из сил. 
На меня надвигалась 
Темнота закоулков, 
И архангельский дождик 
На меня моросил... 

Ученики исполняют песню.

Ученик № 1 читает стихотворение «Улетели листья»

Улетели листья с тополей –

Повторилась в мире неизбежность…

Не жалей ты листья, не жалей,

А жалей любовь мою и нежность!

Пусть деревья голые стоят,

Не кляни ты шумные метели!

Разве в этом кто-то виноват,

Что с деревьев листья улетели?

Танец (ученики танцуют вальс под музыку «Осенние листья»)

Время года – ЗИМА

Ведущий № 1. Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома.

Ученик № 1 читает стихи о зиме. (Слайд № 10)

«Первый снег»

Ах, кто не любит первый снег

В замерзших руслах тихих рек,

В полях, в селеньях и в бору,

Слегка гудящем на ветру!

В деревне празднуют дожинки,

И на гармонь летят снежинки.

И весь в светящемся снегу,

Лось замирает на бегу

На отдаленном берегу.

Зачем ты держишь кнут в ладони?

Легко в упряжке скачут кони,

И по дорогам меж полей,

Как стаи белых голубей,

Взлетает снег из-под саней...

Ах, кто не любит первый снег

В замерзших руслах тихих рек,

В полях, в селеньях и в бору,

Слегка гудящем на ветру!

Ученик № 2 читает стихотворение «Воробей». (Слайд № 11)

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему...

Ученик № 3.

Нет, меня не пугают морозы.
Звезды в небе большие, как розы.
Полюбил я сильнее, чем очень,
Эти звездные зимние ночи.
Нет, меня не пугают морозы.
Я не чувствую холода даже.
По душе мне родные пейзажи.
Вот снежинки, как белые пчелы,
Снова кружатся роем веселым.
И не чувствую холода даже.
Я иду по знакомой дороге.

Ученик № 1 поет песню «Зимняя песня» (Слайд № 12)

В этой деревне огни не погашены.

        Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звездами нежно украшена

        Тихая зимняя ночь.

Светятся тихие, светятся чудные,

        Слышится шум полыньи...

Были пути мои трудные, трудные.

        Где ж вы, печали мои?

Скромная девушка мне улыбается,

        Сам я улыбчив и рад!

Трудное, трудное - все забывается,

        Светлые звезды горят!

- Кто мне сказал, что во мгле заметеленной

        Глохнет покинутый луг?

Кто мне сказал, что надежды потеряны?

        Кто это выдумал, друг?

В этой деревне огни не погашены.

        Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звездами нежно украшена

        Тихая зимняя ночь...

Время года – ЛЕТО

Ведущий № 1. Особенно красива русская природа летом. Лето – это бурная жизнь природы. Это пшеничные поля и заливные луга. Это капли росы на цветах и душистые земляничные поляны. И эту красоту воспел в стихах Николай Рубцов.

Ученик № 1 читает стихотворение «Цветы». (Слайд № 13)

По утрам умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой,
И спросил я: - А как назывались? -
И мерещилось многие дни
Что то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались - «анютины глазки". 

Ученик № 2

Прекрасно пробуждение земли!

Как будто в реку — окунусь в природу.

И что я вижу: золото зари

Упало на серебряную воду.

Густая тьма еще живет в дубравах.

Ты по дороге тихо побредешь...

Роса переливается на травах,

Да так, что даже слов не подберешь!

А вот цветы. Милы ромашки, лютик.

Как хорошо! Никто здесь не косил.

В такое утро все красивы люди.

Я сам, наверно, до чего красив...

Тень от меня летит по полю длинно...

Так вот она вся прелесть бытия:

Со мною рядом синяя долина,

Как будто чаша, полная питья!

Все в мире в этот час свежо и мудро.

Слагается в душе негромкий стих.

Не верю я, что кто-то в это утро

Иное держит в замыслах своих.

Ведущий № 2. Как хорошо летом побродить по лугу, нарвать скромный букет цветов и подарить его любимой девушке.

Звучит песня «Букет». (Слайд № 14)

Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов.
И подарю букет
Той девушке, которую люблю.
Я ей скажу:
— С другим наедине
О наших встречах позабыла ты,
И потому на память обо мне
Возьми вот эти
Скромные цветы! —
Она возьмет.
Но снова в поздний час,
Когда туман сгущается и грусть,
Она пройдет,
Не поднимая глаз,
Не улыбнувшись даже...
Ну и пусть.
Я буду долго
Гнать велосипед,
В глухих лугах его остановлю.
Я лишь хочу,
Чтобы взяла букет
Та девушка, которую люблю...

Ученик № 1 читает стихотворение «Утро».

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети,—

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг — везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую...

Ученик № 2. (Слайд № 15)

Давай, земля,
Немножко отдохнем
От важных дел,
От шумных путешествий!
Трава звенит?
Волна лениво плещет,
Зенит пылает
Солнечным огнем!

Там, за морями,
Полными задора,
Земля моя,
Я был нетерпелив,-
И после дива
Нашего простора
Я повидал
Немало разных див!

Но все равно,
Как самый лучший жребий,
Я твой покой
Любил издалека,
И счастлив тем,
Что в чистом этом небе
Идут, идут,
Как мысли, облака...

И я клянусь
Любою клятвой мира,
Что буду славить
Эти небеса,
Когда моя
Медлительная лира
Легко свои поднимет паруса!

Вокруг любви моей
Непобедимой
К моим лугам,
Где травы я косил,
Вся жизнь моя
Вращается незримо,
Как ты, Земля,
Вокруг своей оси...

Звучит песня на музыку В. Шаинского и слова М. Танича «На дальней станции сойду».

На дальней станции сойду,
Трава по пояс,
И хорошо с былым наедине
Бродить в полях ничем,
Ничем не беспокоясь
По васильковой синей тишине.
Бродить в полях ничем,
Ничем не беспокоясь
По васильковой синей тишине.

На дальней станции сойду,
Запахнет медом,
Живой воды попью у журавля.
Тут все мое, и мы, и мы отсюда родом
И васильки, и я, и тополя.
Тут все мое, и мы, и мы отсюда родом
И васильки, и я, и тополя.

На дальней станции сойду
Необходимо
С высокой ветки в детство загляну
Ты мне опять позволь,
Позволь, мой край родимый,
Быть посвященным в эту тишину.

На дальней станции сойду
Трава по пояс
Зайду в траву как в море босиком
И без меня обратный
Скорый-скорый поезд
Растает где-то в шуме городском.
И без меня обратный
Скорый-скорый поезд
Растает где-то в шуме городском.
Растает где-то в шуме городском.

Ведущий № 1.  Поэзии Николая Рубцова присуще сочетание прекрасного и вечного. А вечное – это место, где ты родился, это твои родители, это школа, в которой ты учился, это твои друзья, это все то, что называется «малой родиной», то, что составляет нравственную основу человека.

Ученик № 1 читает стихотворение «Душа хранит». (Слайд № 16)

Вода недвижнее стекла.
И в глубине ее светло.
И только щука, как стрела,
Пронзает водное стекло.

О, вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, Божий храм.

О, Русь - великий звездочет!
Как звезд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты,

Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлен
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времен...

Ученик № 2 читает  стихотворение Н.Рубцова «Привет, Россия…»

Привет, Россия - родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое...

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле - по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия - родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..

Ведущий № 2. Вторым в после Сергея Есенина называют Николая Рубцова.

Его простые стихи, проникнутые любовью к России, к своей Родине, трогают душу!

Поэзия Николая Рубцова стала классикой нашего времени.

Ученик № 1 читает стихотворение Н.Рубцова «Звезда полей». (Слайд № 17)

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

Ведущий № 1. Вологодская «малая родина», неповторимая красота русской природы – вот главная тема творчества поэта.

Ведущий № 2. Стихи Николая Рубцова помогают нам сохранить связь времен, связь поколений; учат нас видеть, чувствовать и понимать красоту природы.

В заключении звучит песня «Я ты, он, она».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Россия – Родина моя"

Одним из направлений учебно-воспитательной работы школы является патриотическое воспитание. Внеклассное мероприятие было проведено в рамках празднования 1150-летия зарождения Российской государственно...

Литературно-музыкальная композиция "Стихи и сказки о цыганах"

Сказка – это неотъемлемая часть детства. Родители, с помощью сказки, могут помочь ребенку уснуть, кроме этого, сказки могут дать первые представления об окружающем мире. Именно в детстве происхо...

Литературно-музыкальная композиция Моя Родина - Россия

   От Москвы до Владивостока В сиянье алых звёзд Кремля Лежит, раскинувшись широко, Моя любимая земля!   Лежит могучая, большая, Воспетая в стихах поэм, Веками подвиги...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Работа над выразительным чтением стихотворения Н.М. Рубцова "Тихая моя родина"

Урок построен на использовании технологии работы с текстом и ИКТ, раскрывает этапы работы над выразительным чтением стихотворения....

Урок литературного чтения "Стихи Н. М. Рубцова о малой родине"

Урок о жизни и творчестве поэта русского Севера Николая Михайловича Рубцова. На уроке рассматриваются стихотворения о малой родине:  "Моя родина милая", "На родину", "Ночь на родине", "Родная дер...

Конспект урока литературного чтения в 4 «В» классе на тему: «СТИХИ О РОДИНЕ. Н. М. РУБЦОВ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

Педагог: Леванова Юлия АлексеевнаТип урока: изучение нового материалаЦель: создание условий для  формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Ти...

Литературно-музыкальная композиция "А зори здесь тихие"

Сценарий для проведения воспитательного мероприятия ко Дню Победы....