Фестиваль сказочных героев. Урок обучения грамоте (чтение) 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Данный материал содержит технологическую карту урока по теме "Фестиваль сказочных героев". Урок открытия новых знаний разработан в соответствии с ФГОС. ·        

Учащиеся ознакомятся с понятиями «авторская сказка» и «народная сказка». Во время урока реализуются основные цели:

  • Формирование творческой активности учащихся, развитие и обогащение речи учащихся; развитие познавательного интереса к чтению;
  • Содействие эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
  • формирование умения работать с книгой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Фестиваль сказочных героев82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе

Тема: Фестиваль сказочных героев

УМК: Система Занкова

Тип урока: Урок ОНЗ

Основные цели урока:

  • Ознакомление с понятиями «авторская сказка» и «народная сказка», формирование умения работать с книгой;
  • Формирование творческой активности учащихся, развитие и обогащение речи учащихся; развитие познавательного интереса к чтению;
  • Содействие эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные:  

  • Самоопределение;
  • Смыслообразование;
  • Ценностно-этическая ориентация.

Предметные:

  • Формирование устной речи;  
  • Развитие познавательного интереса к чтению;
  • Закрепление понятий «авторская» и «народная» сказки.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания;
  • принятие учебной задачи; оценка совместно с учителем результатов своих действий;
  •  умение находить несколько вариантов решения учебных задач.

Познавательные УУД:

  • Развитие способности формулирования устного ответа;
  • Восприятие информации на слух, ее осмысление и соотнесение с материалами учебника;

Коммуникативные УУД:

  • построение простого речевого высказывания;
  • умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других;
  • формирование выразительной устной речи, уметь сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач.

Задачи урока:

  1. Формировать учебно-информационные умения (умение работать с книгой, устным текстом, соотнесение устного текста с иллюстрациями);
  2. Развивать коммуникативные навыки (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
  3. Прививать любовь к чтению.

Ресурсы: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, видеоролик.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Материалы ведения урока

УУД на этапах урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; определение темы урока.

Проговаривает стихотворение для положительного настроя учащихся к активной учебной деятельности. 

Дает задание для определения темы урока.

Ведет вопросно-ответную беседу для организации активной деятельности учащихся.

Учащиеся готовятся к уроку, настраиваются на активную работу.

Дают ответы на загадки.

Дают ответы на вопрос, устанавливают тему урока.

Учащиеся просматривают видеоролик. Обсуждают героев, их характеры). Рассказывают о любимых сказках.

1. Начинается урок.

Он пройдет, ребята, впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать!

2. Ребята, узнать, чем мы будем сегодня заниматься, вы сможете, если разгадаете мои загадки:

  1. В детстве все над ним смеялись,
    Оттолкнуть его старались:
    Ведь никто не знал, что он
    Белым лебедем рожден.
  2. Покупала самовар,
    А спасал ее комар.
  3. Сладкий яблок аромат
    Заманил ту птицу в сад.
    Перья светятся огнём,
    И светло вокруг, как днём.

3. - О ком были эти загадки? Так о чем же мы будем говорить на уроке?

4. Показ отрывка сказки «Колобок».

5.  Беседа с учащимися:

- Какую самую первую сказку вы услышали, от кого?

- Любите ли вы сказки? Почему? (Они учат, в сказках добро всегда побеждает и др.)

Р: Самоорганизация.

К: Оформление своих мыслей в устной форме, развитие

 навыков

устного высказывания; умение слушать окружающих.

П: формулирование логического ответа в соответствии с

заданным вопросом.

Л: соотносить изучаемый материал с собственным

опытом.

 

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели: выявить уже имеющиеся знания на данную тему, создание проблемной ситуации, фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Постановка проблемной ситуации.

Ведение вопросно-ответной беседы.

Учащиеся работают с учебником, рассуждают, отвечают на вопросы.

Сказка- это выдуманный рассказ.

Сказки придумывают люди.

Учащиеся перечисляют героев сказок, изображенных на картинке в учебнике, определяют, из какой они сказки.

Их можно поделить на зверей и людей, вымышленных существ и настоящих людей, на добрых и злых.

Работа по учебнику (Стр.15).

А) Как вы понимаете, что такое сказка? (Бывает ли на самом деле то, что происходит в сказках?) Учитель: Сказка- это рассказ о вымышленных событиях.

Б) А кто придумывает сказки?

В) Рассмотрите рисунки на стр. 15. Какие сказочные герои изображены на картинке?

Г) Из каких они сказок?

Д) На какие две группы их можно разделить?

А на какие еще 2 группы можно поделить сказки?

К: Формировать устную речь; способность вести

 диалог и выслушивать собеседника.

Создавать собственные устные высказывания. 

Л: Сравнивать свои ответы с ответами других

Учащихся и оценивать свое и другие высказывания.

П: Умение применить прошлые знания на практике.

Строить логические устные высказывания в

соответствии с заданным вопросом.

III. Выявление места и причины затруднения.

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

- Сложно ответить на этот вопрос?

- Почему он вызвал у вас затруднения? (потому что мы еще не умеем читать и др.)

П: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое

 от уже известного с помощью учителя.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя ставят цель урока.

-Ребята, что мы должны сделать, чтобы преодолеть это препятствие?

Легче самому решить этот вопрос? Вспомните пословицу («Одна голова хорошо, а две- лучше»).

Я буду вам помогать, а вы помогайте друг другу.

Р: Уметь определять и формулировать цель на уроке

 с помощью

 Учителя; определять способы достижения цели.

К: умение слушать окружающих, взаимодействовать с

Окружающими, умение строить диалог.

V. Реализация построенного проекта.

Цели:

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

Учитель помогает выйти из затруднительной ситуации.

Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Высказывают свои мнения; соотносят сказанное с материалом учебника.

Игра «Любимые сказки»

1) -Хорошо ли вы знаете сказки? Угадайте по отрывку ее название и героев.

1. Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут- потянут. Вытянуть не могут. (Репка) (Назовите ее героев. Кто придумал эту сказку?)

2. Ква-ква, Иван Царевич. Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.  (Царевна- лягушка)

3. Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша и медведь)

4. А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везет, битый небитого везет». (Волк и леса)

5. Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Знаете ли вы, кто написал эти сказки? (нет).

2) Все эти сказки находятся на нашей выставке книг. Возьмите их, рассмотрите и скажите, кто авторы этих сказок?

Вывод: у этих сказок нет автора, их написал народ. Поэтому они называются «народными».

3)Посмотрите в свои учебники и подумайте,  о каких героях мы с вами еще не говорили? Из каких они сказок?

- Кто написал эти сказки (стр.15)? (Если дети не ответят, назвать сказку и автора).

У этих сказок есть автор- конкретный человек, значит они называются «авторские».

- Как мы можем узнать фамилию автора? (посмотреть на обложке книги).

П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,

 полученную на уроке. Наблюдать: рассматривать

иллюстрации, соотносить их сюжет с фрагментом

текста. Воспринимать на слух в исполнении учителя

 тексты произведений.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

VI. Первичное закрепление. 

Цель: организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового материала;

Организует творческую деятельность на уроке; организует работу в малых группах.

Выполняют задание;

Отвечают на поставленный вопрос; оценивают свою работу и работу товарищей.

-На какие две группы вы бы теперь распределили героев сказок? Игра «Театр» (учащиеся разбиваются на малые группы или пары).

- А теперь те, кто желает, покажет нам отрывок из любимой сказки, а мы все попробуем угадать (если учащиеся затрудняются в выборе сказки, учитель им помогает).

После каждой сценки:

-Какую сказку ребята  сейчас инсценировали?

- Это авторская или народная сказка?

-Вам понравилось, как сыграли наши артисты? Давайте им поаплодируем.

К: развивать способность работы в группе.

 Развивать способность формулировать устный

 ответ.

П: Выявлять новую, полученную на уроке

информацию, Инсценировать фрагменты текста,

используя тон, темп, мимику, жесты.

VII. Самостоятельная работа, самопроверка по эталону.

Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону.

Организуют выполнение самостоятельной работы; организует самопроверку по эталону.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют свою работу по эталону.

1. Перед вами картинки с изображением сказочных героев. Рядом с героями авторской сказки поставьте букву «А», с народными «Н». Если вы затрудняетесь, можете проверить себя при помощи нашей выставки книг.

2. Сравните свой результат с изображением на доске.

3. Есть ли у кого-то ошибки?

Почему вы ошиблись?

Что необходимо, чтобы в следующий раз не ошибаться? (учиться читать, пользоваться книгами).

Р: Планировать своё действие в соответствии с

Поставленной Задачей; Вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на

 основе его оценки и учёта характера

 сделанных ошибок

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать повторение нового материала.

Организует повторение изученной темы;

Организует работу в парах.

Выполняют в парах задание на повторение пройденной темы.

-Ребята, перед вами выставка книг. Вы можете взять их и выбрать любую иллюстрацию. Работая в паре, создайте рисунок понравившейся сказки, но так, чтобы у ребят 1 и 3 рядов получились картинки авторских сказок, а у ребят 2 ряда- народных.

А потом мы сделаем выставку рисунков.

К: Уметь высказывать своё предположение на основе работы с

 материалом учебника.

Развивать способность работать в паре.

П: умение работать с книгой; развитие творческих

способностей учащихся.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что знали, что узнали нового.

При помощи смайлов показывают эмоциональный настрой и оценивают свою работу на уроке.

- Какая была сегодня тема урока? С чем мы работали?

Красный (улыбка)- я работал хорошо, урок мне понравился. Синий (грустный)- я не старался, на уроке было скучно.

Р: Формировать способность подводить итоги,

отвечать на вопросы по содержанию урока. 

Л: Способность к самооценке на основе критерия

 успешности

 учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....

Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года

УМК. «Школа России»      Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] ,  [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...

Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Урок обучения грамоте (чтения) в 1 «Б» классе на тему: «Буква Д. Чтение слов с изученными буквами»

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе на тему: "Буква Д. Чтение слов с изученными буквами"....

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ( ЧТЕНИЕ ) В 1-ОМ КЛАССЕ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

Тема урока: Согласные буквы “Ч(ч)”, обозначающие мягкий согласный звук [ч’].Изготовление опорной схемы для рассказа – сообщения о букве “Ч(ч)” и звуке [ч’], к...