"Как хлеб на стол пришел". Конспект урока по литературному чтению в 1 классе (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Грачева Наталия Витальевна

Урок  способствует воспитанию уважительного отношения к хлебу, труду хлеборобов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Самарская средняя общеобразовательная школа

Районный семинар руководителей образовательных учреждений Куркинского района по теме:

«Повышение качества образования в современной школе как условие развития субъекта образовательного процесса»

Открытый урок по литературному чтению

(обучению грамоте) в 1 классе

    Тема: «Как хлеб на стол пришел»

           Дата проведения:     20 февраля 2013 года

                                                               

                                                             

                                                                   Подготовила:

                                                                                                       Грачева Наталия Витальевна,

                                                                  учитель начальных классов

                                                                      МОУ Самарской СОШ

                               

                              2012 -  2013 учебный  год

Тема: « Как  хлеб на стол пришел». Повторение и закрепление  изученного материала.

Цель: Создать условия для развития речи учащихся через работу по повторению, закреплению  и обобщению ранее полученных  знаний на основе совершенствования навыка плавного, слогового чтения  текста познавательного характера.

Тип урока: Решение учебной задачи

Планируемые результаты:

Предметные:

 -знают  кто, как и из чего делает хлеб;

 - соотносят написание слова с его произношением;

- создают звуковую модель слова;

- определяют лексическое значение слова;

- составляют словосочетания и предложения с заданным словом;

- распознают жанры устного народного творчества (пословицы, загадки, скороговорки);

- владеют навыком плавного слогового чтения;

-умеют пересказывать текст

Личностные:  понимают важность и необходимость бережного отношения к

                           хлебу и уважительного отношения к труду хлеборобов;          

Метапредметные:

* Регулятивные:: учатся высказывать свое предположение (версию);

* Познавательные:  находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

* Логические : осуществляют анализ рисунков, синтез как составление целого из частей.

* Коммуникативные – вступают в беседу с одноклассниками и учителем; работают в группах, парах, умеют договариваться друг с другом , соблюдают культуру общения.  

Оборудование : презентация, сопровождающая урок; модели звуков; конверты с заданиями для каждой группы;  колоски и зерно пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы; маркеры на водной основе; игрушечный молоточек для игры «Аукцион»; рецепты хлебобулочных изделий; бумажные зерна .

Ход урока

  1. Орг. Момент. Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок у нас

Все вошли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

  1. Актуализация знаний.  Коммуникативно – речевая задача.

- Сегодня  на уроке у нас присутствует много гостей. Как мы их встретили? (Встали, поприветствовали, поздоровались)

- А как встречают  дорогих, желанных гостей по русскому обычаю.

  Чем встречали гостей на Руси? (Хлебом и солью)

-  Какие слова при этом произносили? («Хлеб да соль! Милости просим!)

- Что означает выражение «хлеб да соль»? (Рады видеть и поделиться самым дорогим, что у нас есть.)

     3.Определение темы, цели и задач  урока

  - Определите тему нашего урока. (Хлеб)

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел!

   - Как вы догадались? (Посмотрели на следующую страницу учебника;  дома рисовали рисунки и учили стихи на тему «хлеб»)

       - Что бы вы хотели бы узнать на нашем уроке?

СЛАЙД №  2

       - Сегодня  наш урок будет  посвящен  хлебу. Вы узнаете о том, как хлеб   появляется на нашем столе, что он значит для каждого человека, как и почему его нужно беречь. И параллельно закрепим знания, полученные ранее  на предыдущих уроках. Тема нашего урока – «Как хлеб на стол пришел?»

     4. Работа по новой теме.

   - Люди с давних времен всегда бережно относились и относятся к хлебу. Но однажды вот, что произошло…

Жила – была девочка Галя. Она была еще маленькая и в школу не ходила. И больше всего она  любила есть конфеты.

Однажды мама посадила ее обедать, налила ей суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась:

- Не буду есть этот противный и невкусный хлеб! – и отбросила ломтик черного хлеба на другой край стола.

И только она это сделала, как передней оказался царь  Хлебного государства-  Каравай.

 Он строго посмотрел на девочку и сказал: «Так может говорить человек, который ничего не знает о хлебе»

- Я все про него знаю, - сказала уверенно девочка,- его мама покупает в магазине.

- А знаешь ли ты, как хлеб там оказался? – спросил Каравай.

Девочка задумалась и неуверенно сказала:

- Наверное, на дереве вырос.

Каравай улыбнулся, погладил девочку по голове и сказал:

- Я приглашаю тебя в мое Хлебное царство. Там  я все тебе о хлебе расскажу и покажу. А первоклассники Самарской школы мне помогут многое тебе объяснить.

- Ребята, поможем Караваю рассказать Гале о хлебе? Тогда настраиваемся на урок.

                                           Мы  умные!

                                           Мы дружные!

                                           Мы внимательные!

                                           Мы старательные!

 Мы отлично учимся!

 Все у нас получится!

 Анализ значения слова «хлеб».  (Слово написано на доске)

 - Посмотрите, что написано  на  доске. Что это за единица речи? ( Слово).

- Объясните Гале, в каких значениях употребляется слово «хлеб». Что мы называем хлебом?

СЛАЙД   №   3      

(Хлеб – это не только буханка черного хлеба или белый батон)

* Хлеб – зерновое растение (демонстрация снопика ржи)

*Хлеб – это колосья с зернами (Хлеб растет в поле) 

* Хлеб – это булки,  батоны, буханки, куличи, плюшки, пирожки и т.д.

А как точнее они называются?

СЛАЙД  №   4          

 - Правильно, это хлебобулочные изделия. 

Работа в группах  (задания выдаются в конвертах)

Задание для 1 группы.

- Помогите Гале отгадать и  прочитать, кто же живет в царстве  Каравая.  Для этого из данных слогов составьте  слова – названия хлебобулочных изделий.

 БУБ, КУ, КА, БА,  ТОН, ЛАЧ, ЛИЧ, ЛИК, БУЛ,  КА.

(Бублик, кулич, калач, батон, булка, пряник, пирог)

Задание для  2- ой группы.

- Потренируйтесь правильно и быстро произносить скороговорки. Найдите и подчеркните в них названия хлебобулочных изделий.

Задание для  3 – ей  группы.

 - Составьте и объясните звуковую схему слова «хлеб».  ( Дети пользуются  картонными моделями звуков).

Задание  для 4 - ой группы.

- Из предложенных загадок выбрать загадки о хлебе. Выразительно их прочитать и отгадать.

 Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
 Ставни заколочены

         Ходит  дом ходуном
             На столбе золотом. (Колос)

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
           А бывает подгорелый. (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
                                   Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
      В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Озеро молочное,
                     Берега калачные. (Ватрушка)

Два конца, два кольца,

               А посредине гвоздик. ( Ножницы)

Коллективная проверка групп.

Проверка 1-ой группы

 – Кто же живет в Хлебной царстве? (Дети 1- ой группы читают составленные слова:  бублик, кулич, калач, батон, булка, пирог)

-Назовите еще известных вам жителей Хлебного царства. (Блины, ватрушка, пышка, лепешка, баранка, плюшка и т.д.).

Проверка 2-ой группы

 - Давайте вспомним, в каких скороговорках встречаются эти «хлебные»  слова и заодно проведем речевую разминку.

СЛАЙД № 5

( Дети 2 – ой группы читают скороговорки и называют «хлебное» слова, встречающиеся в них. Затем скороговорка произносится всем классом сначала медленно, потом быстро, четко проговаривая каждый звук. )

     На базаре спозаранок

     Накупил баран баранок.

     

     Съел Валерик вареник,
    А Ванюшка
ватрушку.

     Петушок прыг на порог:
    Подари, пекарь,
пирог!

     Пекарь Петр пек пироги в печи.

- Произнесите скороговорку медленно, а затем как можно быстрее, стараясь четко проговаривать каждый звук.

Проверка 3-ей группы.

 Представитель 3 - ей группы рисует схему слова на маркерной доске и объясняет. Все остальные проверяют правильность выполнения задания.

 - Какой звук мы произносим на конце слова? [ п ]

- А какую букву пишем? ( б )

- Объясните,  почему?  (На конце слова слышим звук [ п ]. Он глухой парный, а парные звонкие и глухие согласные на конце слова нужно проверять :  хлеб – хлебушко, хлеба, хлебный и т.д.)

  Фронтальная работа с  классом.

-А  что вы еще можете  рассказать Гале о слове «хлеб»?  Для этого устроим настоящий  аукцион.

А)* Игра «Аукцион» ( ученику,  давшему правильную информацию о слове последним, вручается приз – пирожок)  

(Слово обозначает предмет, нарицательное, неодушевленное, состоит из 1 слога, в нем 4 буквы и 4 звука, ударение падает на е и т.д.)

 Игра - физминутка  «Собери колосок!» ( Подбор прилагательных )

- На «Аукционе»  было сказано, что слово «хлеб» обозначает предмет. Давай те подберем к нему слова, обозначающие признаки предмета.

-  На какие вопросы отвечают такие слова?( Какой?  Какая?  Какое? Какие?).

 - Какой вопрос мы выберем? (Какой?)

- Итак, хлеб какой? (Дети подбирают прилагательные, берут с учительского стола бумажное зернышко и прикрепляют его на доску. В итоге получается колос)  

(Свежий, мягкий, теплый, белый, черный, ржаной, пшеничный, горячий, ароматный, душистый, черствый, подгорелый, поджаристый, ноздреватый,  и т.д.)

СЛАЙД  № 6

Составление предложений

- Используя данные слова, помогите  Гале составить  предложение со словом «хлеб».

- Сначала вспомним, что такое предложение? (1 или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль)

- Составьте предложение по одной из схем. (На доске схемы предложений из 4 и 5 слов.)

 (Я люблю мягкий хлеб. В магазин привезли теплый хлеб. Пекарь испек вкусный хлеб. В поле созрел золотой  хлеб. Дождь полил высокий хлеб. )

- Можно ли все ваши предложения назвать текстом? Почему? (Предложений несколько, но они не связаны по смыслу.)

 Работа с учебником (с.46).  Объяснительное чтение текста «Как хлеб пекут?»

- Посчитайте, сколько здесь предложений. (4)

- Прочитайте их самостоятельно «птичьим базаром»

- Можно ли то, что вы прочитали   назвать текстом? Докажите.

 (Все предложения связаны по смыслу. Этот текст уже озаглавлен. (У текста уже есть название).

- А как бы вы озаглавили этот текст? Придумайте ему другое название.

Чтение текста цепочкой по предложениям.

-  Ответьте на вопросы предложениями из текста.

- Из чего пекут хлеб?    (СЛАЙД   №   7    )

- Из чего месят тесто?   (СЛАЙД   №    8     )

- Из чего мелют муку?   (СЛАЙД   №  9       )

- Где созревают зерна?  (СЛАЙД   №  10    )

СЛАЙД   №  11

- Какие главные хлебные растения вы знаете? Какое из них получат зерно? Какую муку? Какой хлеб пекут?(работа по слайду № 110

 (СЛАЙД   №  12    )

Пересказ текста по опорным картинкам на слайде.  

- Кто может пересказать этот текст? (2 уч-ся)

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

- Сейчас  царь  Каравай на несколько минут превратит вас в маленькие зернышки, посадит в почву и вырастит из вас крепкие колоски.

- Люди посадили в землю вот такие маленькие зёрнышки. ( Показывает)

- А что  нужно, чтобы зернышки проросли? (Солнышко. Оно даёт тепло. И нужен дождик, который польет их водой. И , конечно же,  труд людей).

- Люди просили об этом так: “Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!” “Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!”

СЛАЙД   №      

  1. В землю зёрнышко попало. ( Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают ее руками.)  

СЛАЙД  №        

  1. Прорастать на солнце стало. (Дети поднимают руки вверх над головой,  приговаривая:
  2.  «Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко»

СЛАЙД   №          

  1.  «Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!»

 ( Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх  и  «брызгают » на себя водой.  

СЛАЙД   №          

     5.    Дождик землю поливал,

           И росточек подрастал.  ( Дети медленно встают.) 

СЛАЙД   №          

     6.   К свету и теплу тянулся (Руки в стороны)

        И красавцем обернулся.  ( Руки вперед)

      7. Золотые колоски на ветру качаются, (Дети встают на носочки,         поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз.)    

      8. Низко накланяются.  (Дети машут понятыми вверх руками, приговаривая:

      9.   Поспел урожай! Приезжай,  убирай! (Наклоны вниз)

- Кто из вас видел поле с колосьями? На что оно похоже? (На море. Когда дует ветер, колоски качаются, словно волны набегают друг на друга. )

- А как называется поле с колосьями? (Нива)

Работа с загадками.

- А кто знает про это загадку?

- Найдите на с. 46  загадку. Прочитайте и постарайтесь ее запомнить.

Проверка  3 – ей  группы.

- Какие  загадки о хлебе, хлебобулочных изделиях вы отобрали.

(  Дети 3-ей  группы  выходят к доске, по  очереди  читают  вслух «хлебные»  загадки. Остальные  учащиеся  их  отгадывают.)

Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
 Ставни заколочены
 Ходит дом ходуном
             На столбе золотом. (Колос)

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
           А бывает подгорелый. (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
                                   Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают
                 Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
             По кусочку все съедят. (Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
      В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Озеро молочное,
                     Берега калачные. (Ватрушка)

 - У каждого из вас на парте лежит крохотное зернышко. Давайте подумаем вместе, что людям надо сделать, чтобы из  него получить мягкий вкусный хлеб?

Учитель обобщает ответы детей, используя СЛАЙД   №  13   

- Вот видите, какой длинный путь проделывает хлеб, чтобы прийти к нам на стол! А людям каких профессий   для этого пришлось потрудиться? (Пахарь-тракторист, сеяльщица, комбайнер, мельник, пекарь, агроном и т.д.).

Люди этих профессий заслужили почет и уважение. Давайте им посвятим нашу поэтическую минутку.

СЛАЙД  №  14

Поэтическая минутка – игра «Каравай приехал к детям»

Юля:
- Каравай приехал к детям.
Как его, ребята, встретим?

Дети (хором):
- Пышной коркой похрустим
Всех на свете угостим.

Юля:
Выходи, Каравай,
Кого хочешь - выбирай!

Каравай (Женя):
- Я выбираю  пекаря (Рому)!                     (СЛАЙД  №  15      )
Он не грел на печке бок -
Каравай ребятам пек.
Пекарь, с нами  поиграй!
Кого хочешь – выбирай!

Пекарь (Рома):      
- Я выбираю мельника (Филиппа)!    
      (СДАЙД   №    16     )
Не молол он чепуху,
А молол зерно в муку.
Мельник! С нами поиграй!
Кого хочешь – выбирай!

Мельник (Филипп)

- Я выбираю  комбайнера (Андрюшу)!      (СЛАЙД   №   17   )

Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал.

 Ты, комбайнер, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!

Комбайнер (Андрюша)

- Я выбираю тракториста (Колю)!              (СЛАЙД    №  18   )
Он без дела не скучал -
Меня всюду выручал.
Он сюда пришел с дарами -
С  тягачами – тракторами.
Без машины худо,
А с машиной – чудо!

Тракторист (Коля): 

- Я работы не стыжусь,
Я  работою горжусь.

 Слава, слава дружным рукам!
Слава, слава всем труженикам!

СЛАЙД  №  19    

Все вместе: 
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел трудов и сил!

-  А теперь я задам вам очень трудный вопрос. Постарайтесь ответить и  него.

СЛАЙД  № 20 

     
( на слайде появляется фотография повара школы Каленкиной Е.И.)

- Кого вы видите на этой фотографии?
- Правильно, это наш повар Каленкина Елена Ивановна.
- Можно поместить её фотографию рядом с этими картинками? Почему?

-Видите, как много людей трудится, чтобы вырастить урожай и сделать так, чтобы на нашем столе каждый день был мягкий вкусный хлеб!
- Я думаю, что теперь Галя поняла о том, что

                                             Хлеб ржаной, батоны, булки

                                             Не добудешь на прогулке.

                                             Люди хлеб в полях лелеют.

                                             Сил для хлеба не жалеют.

 - Хлеб добыт великим трудом, поэтому его надо беречь. Ведь бросить хлеб, это всё равно, что оскорбить всех тех, кто его растил. Хлеб нужно беречь! 

- А что значит «беречь» хлеб?

Творческая работа (составление памятки «Как правильно обращаться с хлебом»)

 - Кто скажет, как мы должны относиться к хлебу?

-  не крошить во время еды;

-  нельзя надкусывать и оставлять;

-  не бросать на пол.

-  Давайте прочитаем эти правила для Гали.

         

 СЛАЙД  №   21

-  А вот самое простое правило, которым вы должны пользоваться дома и в столовой:


СЛАЙД  №   22     

Хлеб к обеду в меру бери, хлеб - драгоценность, им не сори!

- Человек, который не научился беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.

 - Через отношение к хлебу давалась характеристика человеку: хороший он или плохой, жадный или щедрый, трудолюбивый или ленивый. Прочитайте слова, в состав которых входит слово «хлеб». Как вы их понимаете?\

СЛАЙД  №   23        

* Хлебосол – гостеприимный человек.

* Хлебороб -  трудолюбивый человек, выращивающий хлеб.

- Людей  каких профессий можно назвать хлеборобами?

* Нахлебник – ленивый человек, не зарабатывающий себе на пропитание.

Работа с пословицами

- Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу т.к. знал, какой ценой он достается.

- Прочитайте одну очень умную и точную народную мысль.

СЛАЙД  №  24        

( Хлеб – всему голова.)

 - Что это? (Пословица). 

-  Почему вы так решили?

- Как вы ее понимаете? Объясните ее смысл.

-  Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба!

Работа в паре.

- Найдите на страницах «Азбуки» пословицы. Прочитайте их друг другу, объясните смысл. Выучите одну из них наизусть

Групповое воспроизведение пословиц.

- Кто выучил пословицу, которая начинается словом «красна»?

- Скажите все хором эту пословицу. (Красна хата не углами, а пирогами»)

- Как вы ее понимаете? (Красив дом не внешним убранством, а хлебосольством, гостеприимством)

- Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

 (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

«Без хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет и песня».

«Много свету – много хлеба».

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

- Ну вот, наш урок  подошел к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь, правильно с ним обращаться.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

- О чем интересном, важном вы узнали на уроке? 

( Долгий и трудный  путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь правильно с ним обращаться.)

- Чему научились?

- Что посоветовали  бы Гале?

- Мы возвращаемся вместе с Галей из Хлебного царства. А на прощание царь Каравай угощает всех вкусными пирожками. (Всем  раздаются пирожки, а гостям рецепты приготовления хлебобулочных изделий. )

СЛАЙД  №  25  ( Спасибо за урок.  Берегите хлеб! )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...