Конспект урока по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Матузенко Галина Ивановна

Открытый урок

Тема урока: Зимние загадки.

Цель урока:

познакомить детей с произведением фольклора – загадкой

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

241-322-823 Матузенко Галина Ивановна

Тема урока: Зимние загадки.

Цель урока:

познакомить детей с произведением фольклора – загадкой

Задачи:

личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):

- воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;

- формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

- расширить знания детей о жанре устного народного творчества «загадка»;

- сформировать представление и разработать схему построения загадки (учить отгадывать загадки по ключевым словам).

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

- коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1

Чтобы в классе было тихо,

Чтоб запомнился урок,

Сядьте, дети, так, как будто

Тихо падает … снежок.

-Сядьте, пожалуйста, поудобнее, возьмите в руки кусочек ваты, закройте глаза.

- Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка… Легкая, пушистая, красивая…

-Что почувствовали, что представили.

 - Я желаю вам уюта, спокойствия, умиротворения на нашем уроке.

2 Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

- Какой раздел мы изучаем?

- Я предлагаю вам заполнить кроссворд,  что бы поставить цель урока.

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины. (Зима)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

241-322-823 Матузенко Галина Ивановна

Но от солнечный лучей

Превратился я в ручей. (снеговик)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать ничего не хочу. (Метель)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (сосулька)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт от ёлки.

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие горят.

И качаются игрушки

Флаги, звёздочки, …. (хлопушки)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу, днём – домой.

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.  (снежинка)

- Над чем мы будем работать на уроке?

(Учиться отгадывать загадки с опорой на ключевые слова.)

3. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. Работа в сменных группах.

- А зачем вообще нужны загадки?

- Это мы с вами постараемся выяснить.

241-322-823 Матузенко Галина Ивановна

- А девизом этого урока будут слова:
                                                «Загадка не отгадывается сама –
                                                Надо попробовать силу ума!»

- Вы сегодня поработаете в  группах. У каждой группы есть какая-то информация о загадках. Из этой информации мы должны сложить свой пазл– расширить свои знания о загадках.
- Я предлагаю вам взять карточку, познакомиться с текстом и выполнить предложенные задания или выбрать самое интересное из прочитанного. В этом вам помогут ваши одноклассники. Послушать мнение каждого члена группы. Выбрать ответственного для выступления.


Белый цвет1.
Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затаённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Загадка – это «задачка», которую надо решить.

Подчеркните в тексте ответы на вопросы:
1. От какого слова произошло название «загадка»?
2. Для чего использовали загадку в древности?

Синий 2.
Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.
Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.

Ответьте на вопрос:

С какой целью древние славяне придумывали загадки ?

Жёлтый 3.
Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это

241-322-823 Матузенко Галина Ивановна

случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её палкой и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана к престолу.
Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найдите ответ в статье, подчеркните его.

Красный 4.
Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. Загадка - образное выражение, в котором один предмет изображается через сравнение с другим, имеющим с ним хотя бы отдалённое сходство. В них слышна поэзия русского языка. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.

Найдите и подчеркните ответы на вопросы:
1. Как в загадках описываются предметы?
2. Для чего нужны загадки?

- Выступает один представитель от каждой группы.

- Помогает  отгадать загадки нам то, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это бывает неожиданное, необыкновенное, замысловатое.

- Теперь поработаем в сменных группах.  У каждого из вас карточка определённого цвета. Вы должны обсудить своё задание с одним или двумя одноклассниками, (карточка другого цвета). Потом в своей группе послушать мнение каждого члена группы. Выбрать ответственного для выступления.

В круглом окне

Днём стекло разбито,

К вечеру вставлено. (прорубь)

Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

241-322-823 Матузенко Галина Ивановна

Кто же эта незнакомка,

Догадались вы?   (позёмка)

Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму

Никто не поднимает.

Весна придёт

Он сам уйдёт.  (сугроб)

Упрятались голышки

В мохнатые мешки,

Четверо вместе,

Один на шесте.   (варежки)

4. Самостоятельная работа. Создание проекта «Зимние загадки» в программе ПервоЛого.

- Вы готовили творческие проекты «Зимние загадки». Проекты получились интересные, яркие.

- 2 – 3 человека представляют свои работы.

- Чтобы их могли оценить все и дети, и родители я предлагаю вам выполнить проект в ПервоЛого и отправить свою работу на форум. Работать вы будете в парах. Потом каждый из вас сможет зайти к своему однокласснику на форум , попробовать отгадать загадку и написать, какие слова вам помогли её отгадать.

- План работы.

(Звучит музыка.)

5. Итог. Рефлексия 
Я понял(а), что…
Было интересно…
Было трудно…
Мне  захотелось…
(Ребята озвучивают лист рефлексии, напечатанный на слайде.)

слайд
- У вас на парте лежат салфетки. Покажите ваше настроение, состояние после данного урока: снежок – понравилось, без снежка - не понравилось.
- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...