Куприн А.И. «Слон»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок литературного чтения на тему: Работа над рассказом Александра Ивановича Куприна «Слон»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuprin_slon.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: работа над рассказом Александра Ивановича Куприна «Слон»

  1. Подготовительная работа

1.1 Повторение

   Ребята, на прошлых уроках вы уже познакомились с творчеством Александра Ивановича. Какой рассказ вы уже прочитали в классе? («Чудесный доктор»)

   А кто-нибудь уже читал рассказы Куприна самостоятельно? (ответы детей)

Ребята, а что вы знаете об Александре Ивановиче? (ответы)

1.2 Словарно – лексическая работа

   Ребята, в своем рассказе Александр Иванович использует старорусские единицы измерения: аршин, вершок, пуд. А как вы думаете, почему? В какое время он жил? (1870 – 1938гг.) Кто-нибудь знает, чему они равны, если перевести их в современные? (ответы детей) Ребята, один вершок – это примерно 4,5 см. А 1 аршин примерно равен 16 вершкам, то есть, примерно 71 см.. А один пуд – 16 кг.

Ребята, а кто знает значения этих слов: щеколды, публикум, попона?

Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком

Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей.

Попона - покрывало, укрывающее спину, туловище.

1.3 Беседа (с целью настроить на восприятие произведения)

   Ребята, скажите, а часто ли исполняются ваши желания?

   Было ли у вас какое-то необыкновенное желание? Исполнилось ли оно?

   Кто исполнил его? Почему?

  1. Определение темы и целей урока

  1. Первичное чтение и проверка читательского восприятия

Ребята, сейчас я прочитаю вам первые главы рассказа, а вы потом продолжите чтение.

(Учитель и вызванные ученики попеременно читают рассказ.)

Ребята, понравился ли вам этот рассказ? Какие моменты особенно понравились?  В какие моменты мы переживали за девочку? Как вы думаете, кому и зачем автор рассказывает эту историю? (ответы детей)

  1. Физминутка

        

  1. Постановка учебной задачи анализа

 

   Ребята, к концу урока мы должны будем ответить на такие вопросы: Почему родители Нади готовы исполнить любое ее желание? Почему же девочка все-таки выздоравливает? (на доске – карточки с вопросами)

  1. Выборочное чтение и анализ

Дети ищут в тексте ответы на вопросы учителя:

  • Как долго болела девочка? Чем она была больна? (1 глава рассказа)
  • Найдите ответ в тексте, капризничает ли девочка, или он действительно больна? (1 глава)
  • Прочитать по ролям диалог Нади и мамы из второй части ( стр. 149-150)

      Как вы думаете, почему Надя отказывается от  всего?

  • Что чувствует папа? Докажите текстом. какую часть речи использует автор, чтобы передать его состояние? Как вы думаете, почему в тексте не сказано прямо, что папа плачет?             ( стр. 150-151)
  • Прочитайте разговор папы и девочки.

       ( стр.152-153)

      Почему папа сначала сразу же бросился  

      исполнять желание дочки, а теперь        

      пытается отказать?

  • Прочитать диалог папы и хозяина зверинца. ( 4 часть, стр. 156-158) Почему хозяин зверинца все-таки соглашается отпустить слона? Отец Нади обещает оплатить все убытки. Это ли повлияло на хозяина?
  •  Насколько состоятельны были родители девочки? Приносили ли деньги пользу в излечении девочки?
  • Почему автор так подробно описывает, как выглядит слон? Когда началось выздоровление девочки?
  • Прочитайте, как общаются слон и девочка. (с.163-166) Что в этом общении необычно? Как вы думаете, почему Надя все время называет слона по имени?
  • В рассказе говорится. что папины знакомые быстро уезжают. Как вы думаете, зачем автор говорит об этом?
  • Как вы думаете, почему рассказ назван «Слон»?

  1. Обобщающая беседа.

Итак, ребята, мы с вами сегодня много работали, теперь, наверняка, сможем ответить на вопросы. Прочитайте их еще раз, подумайте минутку.

  • Почему родители Нади готовы исполнить любое ее желание?
  • Почему же девочка все-таки выздоравливает?

 (выслушиваю ответы ребят)

  1. Итоги урока

 

  1. Объяснение и запись домашнего задания

Теперь запишите в дневник домашнее задание.

Написать несколько строк о том, как бы вы повели себя, если бы у вас дома оказался слон?

  1. Орг. момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сила любви и мечты."( По рассказу А.Куприна "Слон"и стихотворению М.Карема"Ослик")

1.     Организационный момент.  Мотивация к учебной деятельности.Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я...

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру: Отчего мы иногда болеем. А.И.Куприн "Слон"

Интегрированный урок познакомит детей с новыми понятиями: инфекционные заболевания, иммунитет, возбудители болезни, эпидемии. Используя литературное произведение,  учащиеся узнают о психическом з...

Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 4 «А» Тема урока: А.И.Куприн « Слон».Система РО Л.В.Занкова

Работа над рассказом И.Куприна   развивает  воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;, чувственную сферу личности через сужде...

Кроссворд к рассказу А. Куприна «Девочка и слон»

Кроссворд  к рассказу А. Куприна «Девочка и слон» с ОТВЕТАМИ!УМК "Школа России"...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по произведению И. Куприна "Девочка и слон"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по произведению И. Куприна "Девочка и слон"...