Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Казачкова Ольга Владимировна

Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015_chtenie.doc287 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под ред. В. В. Воронковой;  8 е издание. – М.: Просвещение, 2013г.раздел «Чтение»

Учебно-методический комплекс:

Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Чтение и развитие речи как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Цели и задачи обучения и коррекции

Цель: создать условия для формировать навык правильного и осмысленного чтения доступного их пониманию текста.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование и развитие навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
  2. Формирование читательской самостоятельности у обучающихся.
  3. Формирование умения понимать читаемый текст.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие артикуляционной моторики.
  2. Формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму.
  3. Развитие речи, владение техникой речи.
  4. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства прекрасного, наблюдательности к окружающему миру, любви к природе, к языку, к литературе.
  2. Воспитание нравственных качеств учащихся через воздействие содержания текста, языковых средств на чувства, мысли (речь) ученика.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

  • словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
  • практический метод;
  • наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;
  • работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  • методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
  • методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  • устные или письменные методы контроля;
  • фронтальные, групповые или индивидуальные;
  • итоговые и текущие.

Формы обучения

  1.По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д

Виды деятельности

  • осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
  • соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;
  • чтение про себя простых по содержанию текстов;
  • понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте;
  • установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией;
  • сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста;
  • деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана, рисование словарных картин;
  • подробный пересказ содержания прочитанного;
  • драматизация простейших оценок из рассказов и сказок;
  • самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения;
  • разучивание небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом

На изучение предмета в 4 классе по учебному плану выделено 4 часа в неделю.

1 четверть - 36 часов

2 четверть -  28 часов

3 четверть – 40 часов

4 четверть – 36 часов

Всего за учебный год 140 часов

Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно  за счет уплотнения тематического материала, представляется лист корректировки программы.

Изменения, внесенные в авторскую программу 

Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы по чтению и развитию речи в авторскую программу  В.В.Воронковой  были внесены изменения и дополнения.

  1. В целях воспитания любви к своей малой Родине в содержание программы включено  изучение дополнительной литературы.
  2. В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой ( словари, энциклопедии)

По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.

Планируемые результаты освоения курса:

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни

Учащиеся должны уметь:

  • читать текст вслух осознанно, правильно, целыми словами , с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;
  •  читать про себя;
  • отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
  • выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;
  • определять главную мысль произведения;
  •  составлять полный и выборочный пересказ.

    2 группа:

Учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
- устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
 Учащиеся должны
знать:
-наизусть 5 - 8 стихотворений.

      3 группа:

Учащиеся должны уметь с помощью учителя:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию по вопросам учителя;
- пересказывать содержание прочитанного по плану или наводящим вопросам.
      Учащиеся должны
знать:
- наизусть не более 5 стихотворений.

    4 группы

Учащиеся должны уметь с помощью учителя:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;

Учащиеся должны знать:
- наизусть не более 2-3 стихотворений.

Содержание тем учебного курса

№ п/п урока

Наименование   разделов

и тем

Коли-чество часов

Из них

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Практические работы

Экскурсии

1

Листья пожелтелые по ветру летят.

17

--

--

--

--

2

Раз, два – начинается игра!

14

--

--

--

--

3

Будем делать хорошо и не будем – плохо.

22

--

--

--

--

4

Зимние узоры.

18

--

--

--

--

5

Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!

22

--

--

--

--

6

В окно повеяло весною…

15

--

--

--

--

7

На пользу и славу Отечества.

15

--

--

--

--

8

Видно, люди не напрасно называют лето красным.

17

--

--

--

--

Итого

140

--

--

--

--

Календарно-тематический план

№ урока

Урока по теме

п/п

Наименование разделов, тем урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Цель коррекционной работы

Примечание

1

Листья пожелтелые по ветру летят.

17

1

1.1

День знаний.

1

экскурсия

Беседа

01.09

2

1.2

А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…»

1

урок ознакомления с новым материалом

Речевая разминка. Беседа, чтение, заучивание хоровое, анализ произведения

Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Повтори»

02.09

3

1.3

Ф. Тютчев «Листья».

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Заучивание хоровое.

Коррекция памяти на основе упражнения «Прочитай наизусть»

04.09

4

1.4

По Г. Граубину « Как наступает листопад».

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Работа над содержанием.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».

05.09

5

1.5

А. Гонтарь «Осень в лесу».

1

комбинированный

Речевая разминка. Анализ стиха. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительное чтение.

Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай"

08.09

6

1.6

С.Прокофьева «Подарки Осени»

1

 комбинированный

Речевая разминка. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительное чтение стихотворения. Чтение по ролям.

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

09.09

7

8

9

  1.7

  1.8

  1.9

По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок в 2х частях)

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выделение главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет»

11.09

12.09

15.09

10

11

1.10

1.11

Е.Носов «Хитрюга».

2

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Анализ заголовка произведения, нахождение в тексте предлож. на заданную тему. Пересказ.

Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Ответь на вопрос»

16.09

18.09

12

13

1.12

1.13

Н.Сладков «Осень».

2

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Составление  выборочного пересказа. Чтение по ролям.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

19.09

22.09

14

1.14

Г.Снегирёв «Бурундук»

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы  по прочитанному. Сравнивнение, нахождение  сходства и различия.

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

23.09

15

1.15

Обобщение по разделу «Листья пожелтелые по ветру летят».

1

Обобщения и закрепления

Речевая разминка Чтение выборочное, беседа.

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

25.09

16

17

1.16

1.17

Внеклассное чтение. В. Гаршин «Лягушка –путешественница».

2

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. рассматривать читаемую книгу, правильно называть автора, отвечать на вопросы: о ком  она, о чём в ней рассказывается?

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».

26.09

29.09

2

Раз,два-начинается игра!

14

18

2.1

Считалки.

1

Изучение нового

Речевая разминка Чтение. Заучивание наизусть

Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка»

30.09

19

2.2

М.Бородицкая «Щи - талочка»

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Словарная работа. Заучивание наизусть. Беседа.

Развитие логического мышления, памяти, речи  через упражнения «Ответь на вопрос».

02.10

20

21

22

2.3

2.4

2.5

Л.Пантелеев «Карусели».

3,

комбинированный

Речевая разминка. Выразительное  чтение  вслух выученного наизусть. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы.

Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай"

03.10

06.10

07.10

23

24

2.6

2.7

Д.Хармс «Игра». (Отрывок)

2

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Соотносить отрывки стих-я  с иллюстрациями, словесно иллюстрировать отрывок,

пользоваться выборочным видом чтения.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям»

09.10

10.10

25

26

27

2.8

2.9

2.10

Н.Носов «Затейники»

3

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы.  читать по ролям, элементарно оценивать прочитанное

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям»

13.10

14.10

16.10

28

2.11

В.Левин «Чудеса в авоське».

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выборочно пересказывать прочитанное.

Коррекция мышления на основе упражнения «Выбери»

17.10

29

2.12

Обобщение по разделу «Раз, два – начинается игра!»

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение выборочное. Ответы на вопросы. Обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты.

Развитие памяти, внимания  в

процессе  нахождения

 заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее».

20.10

30

31

2.13

2.14

Внеклассное чтение  

А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

2

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Расшифруй»

21.10

23.10

3

Будем делать хорошо и не будем – плохо.

22

32

33

3.1

3.2

«Не моё дело!»

 (Китайская сказка)

2

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Беседа. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказывать содержание прочитанного произведения.

Коррекция мышления на основе упражнения «Выбери»

24.10

27.10

34

3.3

И.Крылов «Чиж и Голубь».

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Беседа. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выделять главную мысль произведения; осуществлять выборочное  чтение по вопросам, организовывать рабочее место.

Развитие кинестетической памяти на основе упражнения «Ухо-нос»

28.10

35

3.4

Л.Толстой «Два товарища».

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выделять главных действующих лиц, выражать к ним своё отношение.

Развитие словесно-логического  мышления на основе упражнения «Сравни описание».

30.10

36

3.5

Л.Пантелеев «Трус».

1

комбинированный

Речевая разминка Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста по картинкам

Коррекция памяти на основе упражнения «Прочитай наизусть»

31.10

2 четверть

37

3.6

Л.Пантелеев «Трус».

1

комбинированный

Речевая разминка Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста по картинкам

10.11

 38

 39

   3.7

3.8

Э. Кисилёва  «Про то, как Миша стал храбрым».

2

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ. Беседа

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

11.11

13.11

40

3.9

В.Сафронов «Подвиг».

1

комбинированный

Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Оценивание поступков героя, характеризовать его качества.

  Чтение.( соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию).

Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка»

14.11

41

42

3.10

3.11

Ю.Ермолаев «Силач». 1,2 части.

2

комбинированный

Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать по ролям, выделять гл. действующих лиц, выразить к ним своё отношение.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям»

17.11

18.11

43

3.12

По В.Осеевой «Самое страшное»

1

комбинированный

Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Осуществлять выборочное чтение, строить монологические высказывания по заданному вопросу

Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай"

20.11

44

45

46

3.13

3.14

3.15

К.Киршина «Вот какая история». Работа над рассказом.

3

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение.

Выделять главное в тексте, переходить с одного вида чтения на другой.

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

21.11

24.11

25.11

47

48

 49

3.16

3.17

3.18

По Я. Длугуленскому «Как подружились Вова и Боря». 1,2 части.

3

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать сознательно, правильно, самостоятельно готовиться к выразительному чтению, проанализированного на уроке текста.

Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Расшифруй»

27.11

28.11

01.12

50

3.19

А.Барто «В театре».

1

комбинированный

Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы..

Читать с интонацией, соблюдая знаки препинания.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет»

02.12

51

3.20

Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо.

1

Обобщение и закрепление

Речевая разминка Чтение. Беседа. Ответы на вопросы. обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты.

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Выбери картину»

04.12

52

53

3.21

3.22

Внеклассное чтение.

По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка)

2

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. рассматривать читаемую книгу, правильно называть автора, отвечать на вопросы: о ком  она, о чём в ней рассказывается?

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

05.12

08.12

4

Зимние узоры

18

54

55

56

57

4.1

4.2

4.3

4.4

Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка)

Работа над сказкой.

4

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям»

09.12

11.12

12.12

15.12

58

59

4.5

4.6

По А.Н. Толстому «Ёлка».

2

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы.

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

16.12

18.12

60

61

4.7

4.8

Саша Чёрный «Снежная баба».

2

комбинированный

 Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Высказывать своё отношение к герою.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».

19.12

22.12

62

4.9

С.Прокофьева «Подарки Зимы».

1

комбинированный

Речевая разминка.Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Оценивать себя и других.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

23.12

63

64

4.10

4.11

Г.Харлампьев «Жадная сорока». Работа над развитием речи.

2

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Подбирать заголовки к частям рассказа. Отвечать на вопросы по прочитанному,  пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

25.12

26.12.

3 четверть

65

66

67

4.12

4.13

4.14

По В.Коржикову «В пограничном наряде».

3

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать по ролям. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, мимику, жесты).

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

12.01

13.01

15.01

68

4.15

З.Александрова «До свидания, зима!»

1

комбинированный

Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Оценивать себя и других.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет»

16.01

69

4.16

Обобщение по разделу «Зимние узоры».

1

Обобщение и закрепление

Речевая разминка Чтение. Отвечать на вопросы по прочитанным произведениям. Обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты.

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

19.01

70

4.17

Внеклассное чтение. А.Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок из рассказа «Чук и Гек».)

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Рассматривать читаемую книгу, правильно называть автора, отвечать на вопросы: о ком  она, о чём в ней рассказывается?

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».

20.01

71

4.18

Внеклассное чтение. Л.Толстой «Филипок».

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Рассматривать читаемую книгу, правильно называть автора, отвечать на вопросы: о ком  она, о чём в ней рассказывается?

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

22.01

5

Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!

22

72

73

74

75

5.1

5.2

5.3

5.4

«Заработанный рубль» (Грузинская сказка).1,2,3, части.

4

комбинированный

Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать текст вслух осознанно, правильно, целыми словами с соблюдением пауз.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

Корректировка за счёт уплатнения материала

23.01 26.01 27.01

76

5.5

Е.Шварц «Сказка о Василисе-Работнице».

1

комбинированный

Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух.

Коррекция памяти, внимания через разгадывание кроссворда.

29.01

77

5.6

Г.Сапрыгин «Рабочие руки».

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Передавать своё впечатление от прослушанного произведения.

Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе

игры «Кто быстрее».

30.01

78

5.7

М Миршакар «Мудрый дед».

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы.Слушать учителя и делать выводы.

Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Составь пословицу»

02.02

79

5.8

В. Хомченко «Михаськин сад».

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Грамотно и логично правильно излагать собственные мысли.

Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай»

03.02

80

81

82

5.9

5.10

5.11

Н.Носов «Заплатка». 1,2 части.

3

комбинированный

Речевая разминка Чтение выборочное. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказывать части рассказа по плану.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

05.02

06.02

09.02

83

5.12

А. Барто «Я лишний»

1

комбинированный

Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. сравнивать.

Развитие памяти, внимания в

процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе

игры «Кто быстрее».

10.02

84

5.13

С. Погореловский «Маленькое и большое».

1

комбинированный

Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Беседа. Чтение наизусть. Работа в парах.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

12.02

85

5.14

Г. Виеру «Хлеб с росою».

1

комбинированный

Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Высказывать своё отношение к поступку героя, событию.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

13.02

86

87

5.15

5.16

По К. Киршиной «Просто сочинение».

2

комбинированный

Речевая разминка.  Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы.

Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Посмотри, прочитай»

16.02

17.02

88

89

5.17

5.18

Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка».

2

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Чтение выразительное, в парах, по цепочке, жужжащее.

Коррекция внимания , наблюдательности черезупражнение “Квадрат из букв”.

19.02

20.02

90

5.19

Э.Киселёва «Волшебный котелок».

1

комбинированный

Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Характеризовать героя рассказа. Чтение выразительное, в парах, по цепочке, жужжащее.

Коррекция эмоциональной сферы через упр. «Улыбка»

24.02

91

5.20

Обобщение по разделу «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! »

1

Обобщение и закрепление

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать в заданном темпе. Классифицировать.

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

26.02

92

93

5.21

5.22

Внеклассное чтение. «Айога». (Нанайская сказка).

2

комбинированный

Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Высказывать своё отношение к поступку героя. Пересказывать содержание прочитанного.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

27.02

02.03

6

В окно повеяло весною…

15

94

6.1

Народная песенка.

1

Изучение нового

 Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы.

Коррекция памяти, восприятия на основе дидактической игры "Дополни, чего не хватает"

03.03

95

96

6.2

6.3

А.Плещеев «Весна».  А.Май ков «Ласточка примчалась».

2

комбинированный

Речевая разминка.. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать вслух выученное наизусть стихотворение. Работа в парах.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

Корректировка за счёт уплатнения материала

05.03

97

6.4

К.Ушинский «Ласточка».

1

комбинированный

Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть.

Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка»

06.03

98

6.5

А.Н.Толстой «Весенние ручьи».

1

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. Классифицировать, оценивать ответы товарищей.

Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Расскажи»

10.03

99

6.6

По Б. Житкову «Наводнение».

1

комбинированный

Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы.

Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Ответь на вопрос»

12.03

100

6.7

С.Прокофьева «Подарки Весны»

1

комбинированный

Речевая разминка.. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительно читать стихотворение.

Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай"

13.03

101

6.8

В.Берестов «Праздник мам».

1

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать вслух выученное наизусть стихотворение

Развитие тактильного восприятия на основе игры «Волшебный мешочек».

16.03

102

6.9

Н.Сладков «Ивовый пир».

1

комбинированный

Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Описывать природные явления. Подбирать к словам-предметам слова-признаки  и слова-действия.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

17.03

103

6.10

В.Сафронова «Весна».

1

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительно читать стихотворение.

Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе

игры «Кто быстрее».

19.03

104

6.11

По В.Воскобойникову «Боец бытового отряда».

1

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя и вслух.

Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Закончи предложения»

20.03

4 четверть

105

6.12

По В.Воскобойникову «Боец бытового отряда».

1

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя и вслух.

Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Закончи предложения»

30.03

106

6.13

Обобщение по разделу «В окно повеяло весною».

1

Обобщения и закрепления

Речевая разминка Чтение. Беседа.Ответы на вопросы. обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты.

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

31.03

107

108

6.14

6.15

Внеклассное чтение. По А. Платонову «Ещё мама».

2

комбинированный

Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. характеризовать героя сказки.

Коррекция диалогической и монологической форм устной речи на основе чтения по ролям.

02.04

03.04

7

На пользу и славу Отечества

15

109

110

111

112

7.1

7.2

7.3

7.4

«Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина) 1,2,3 части.

4

Изучение нового материала

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному.

Способствовать коррекции мышления, через упражнение «Пословицы».

06.04

07.04

09.04

10.04

113

114

7.5

7.6

Л.Толстой «Как боролся русский богатырь».

2

комбинированный

Речевая разминка.Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выборочно пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, самостоятельно подготавливаться к выразительному чтению проанализированного произведения.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

13.04

14.04

115

116

117

118

7.7

7.8

7.9

7.10

По О.Орлову «К неведомым берегам». 1,2,3 части.

4

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Слушать учителя, подражать, следовать образцу чтения учителем.

Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Ответь на вопрос»

16.04

17.04

20.04

21.04

119

120

7.11

7.12

По Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец».

2

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы.

 Осуществлять выборочное чтение, анализировать название рассказа.

Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай"

23.04

24.04

121

7.13

Обобщение по разделу «На пользу и славу Отечества».

1

Обобщение и закрепления

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы по прочитанным произведениям.  Обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты.

27.04

122

123

7.14

7.15

Внеклассное чтение. По Д. Мамину – Сибиряку «Приёмыш».

2

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Осознанно и правильно читать текст вслух.

Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Расшифруй»

28.04

30.04

8

Видно,люди не напрасно называют лето красным

17

124

8.1

Г.Греков «Летом».

1

Изучение нового

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать вслух выученное наизусть стихотворение, работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

04.05

125

8.2

С.Прокофьева «Подарки лета».

1

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительно читать стихотворение. Описывать иллюстрацию в учебнике.

Развитие памяти, внимания в

процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе

игры «Кто быстрее».

05.05

126

8.3

По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи».

1

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Осуществлять выборочное чтение.

Коррекция мышления на основе упражнение «Замени по смыслу»

07.05

127

8.4

По А. Смирнову «Малина».

1

комбинированный

Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту.

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

08.05

128

129

8.5

8.6

По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец». 1,2 части.

2

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пользоваться чтением про себя и вслух. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

11.05

12.05

130

131

132

133

8.7

8.8

8.9

8.10

По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок). 1,2,3 части.

4

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выделять главных действующих героев, характеризовать их. Отвечать на вопросы. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту.

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

14.05

15.05

18.05

19.05

134

8.11

Вс. Рождественский «Одуванчик».

1

комбинированный

Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительно читать  стихотворение. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту.

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Выбери правильный ответ».

21.05

135

8.12

Обобщение по разделу «Видно не напрасно называют лето красным»

1

Обобщение и закрепление

Речевая разминка. Отвечать на вопросы по прочитанным произведениям. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту. Уметь обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

22.05

136137

8.13

8.14

Внеклассное чтение.

По Н. Носову «Огородники»

2

комбинированный

Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Делить текст на части,

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».

25.05

26.05

138

139

8.15

8.16

Внеклассное чтение

К. Паустовский

Заботливый цветок

2

комбинированный

Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы.

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Выбери правильный ответ».

Корректировка программы за счёт уплатнения материала

28.05

140

8.17

Итоги года

1

Контроль ЗУН

Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Ответы на вопросы.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».

29.05

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы

Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе

Оборудование и приборы

  1. Мультимедийный проектор
  2. Мультимедийная доска
  3. Компьютер

Дидактический материал

Цифровые образовательные ресурсы

Презентации по изучаемым темам курса.

Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/

Литература, рекомендованная для учащихся

  1. «Знакомство с окружающим миром» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. Худенко Е.Д., Терехова И.А. – М.: АРКТИ, 20  . – 152с.: ил.

Литература, использованная при подготовке программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...

Рабочая программа учебного предмета « Чтение», 4 класс

Пояснительная записка, учебно-методический комплект, количество учебных часов, основные требование к ЗУ обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методических средств обучения...

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по литерату...

Рабочая программа учебного предмета "Чтение"

Календарно-тематическое планирование по чтению 1-2 классы...