С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Вохрина Людмила Александровна

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе  по теме "С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот..."." (по ФГОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshak-sneg_teper_uzhe_ne_tot.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 1788

Технологическая карта

урока литературного чтения

во 2 «Г» классе

по теме:

С. Маршак  «Снег уже теперь не тот»…

Составила:

Вохрина Л.А.,

учитель начальных классов

                                                                              2014-2015 уч.год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет:  литературное чтение               

Класс 2 «Г»

УМК: «Школа России

Тема урока: С. Маршак  «Снег уже теперь не тот»…

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

Уч-ся должны уметь:

- прогнозировать содержание произведения;

- читать выразительно;

- использовать слова для создания картины весенней природы;

- объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Личностные.

                 - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

                 - побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать коллективно  по составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: метафора,  олицетворение, сравнение

Межпредметные связи: окружающий мир

Ресурсы: 

  • учебник
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись стихотворения С.Маршака «Снег теперь уже не тот..»
  • карточки с заданиями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель:

 а) организационный  момент

б) речевая разминка

в) проверка д/з

Учитель

 – Дети, рано утром некто, хорошо вам известный, попросил меня поздравить вас с днём весеннего равноденствия и передать вам кое – что.

- Хотите узнать, кто это был?

Учитель:

- Отгадайте загадку:

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом

Огороду, полю врач

Глянцеватый,  чёрный ….

Учитель:

- Верно, это был грач.

Он очень беспокоился, что вы пропустите, не заметите что – то важное и просил передать вам фотографии, но вы сами должны сказать, что он увидел с высоты своего полёта.

Слайды презентации

Учитель:

- Как можно назвать то, о чём поведал нам грач? Что это?

Учитель:

- Верно. Недаром говорят:

Слайд презентации

Учитель:

- Прочтём хором:

Увидел грача – весну встречай.

- Прочитайте эту фразу:

ТИХО – ГРОМКО

МЕДЛЕННО – БЫСТРО

ГРОМКО – ТИХО

УДИВЛЁННО

РАДОСТНО

Учитель:

- Кто готов прочитать наизусть выученные дома стихотворения?

Учитель:

- Что объединяет эти стихотворения?

 

Предполагаемые ответы детей:

Дети:

- Да, хотим.

Дети отгадывают загадку  -грач

Дети:

 ледолом, ледоход, половодье, таяние снега, проталины, первоцветы, прилёт птиц.

Дети:

- Это приметы весны.

Дети хором читают фразу: «Увидел грача – весну встречай»

  с учётом заданий

Дети читают наизусть стихотворения, выученные к уроку (по выбору). 

Дети:

-Они о весне.

- В них описан приход весны.

.действия смыслообразования.

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

волевая саморегуляция

2.Актуализация опорных знаний

Цели:

Работа в группах

На столе у каждой группы учащихся карточка №1

На карточке написана фраза:

«Снег  уже теперь не тот…»

Учитель:

Грач провожал  меня до школы, он шёл, прыгал, иногда перелетал немного вперёд и повторял одну и ту же фразу:

(учитель произносит фразу 3 раза , меняя логическое ударение:

- Снег уже совсем не тот …

- Снег уже совсем не тот …

- Снег уже совсем не тот …

Дети внимательно слушают

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

 

контроль, коррекция, прогнозирование

3.Постановка проблемы.

Я спросила: - «Что это значит?»

Он как-то хитро посмотрел на меня и ответил: - «А это Вам ребята объяснят, они всё знают, только Вы у них обязательно спросите».

- Дети, вы согласны рассказать нам по секрету, что значит эта фраза?

- Дать вам время подумать?

Учитель:

-работаем с карточкой №1.

-прочитайте фразу, обсудите её, как вы понимаете это суждение? Ответы можно писать на карточке.

(Для детей, которые затрудняются при выполнении задания, учитель предлагает  ответить на вопросы:

- что происходит со снегом весной?

- Какой он по состоянию, по цвету?)

Учитель:

 - Дети, определите тему урока,

поставьте цели.

Учитель обобщает и уточняет ответы детей:

Учитель:

 - верно, мы познакомимся со стихотворением С.Я. Маршака «Снег уже теперь не тот…»

Слайд презентации

Научимся описывать приход весны- создадим картину весенней природы.

Учитель:

-Чем пользуется художник при написании картины?

Учитель:

 - Музыкант?

Учитель:

- какой инструмент будем использовать мы?

Учитель:

- определим задачи:

Учитель:

- Что мы умеем?

Учитель:

- Чему научимся?

Карточка №2 (на столах)

На карточке написаны приметы весны – каждой группе разные приметы, если дети хотят, могут использовать свою примету.

1гр. - таяние снега, появление  проталин

2гр.- ледолом, ледоход, половодье

3гр. - первоцветы, набухание почек

4гр. -  прилёт птиц.

Учитель:

Дети, возьмите карточку №2;

- прочитайте приметы (примету) весны;

- составьте предложение  (можно несколько предложений) по примете весны;

- запишите его (их) на карточке.

Учитель:

- прочитайте предложения.

(От каждой группы выходит ученик.

Дети читают предложения друг за другом, получается текст.)

Учитель: 

- удалось ли создать картину весенней природы?

Дети работают в группах:

-  берут карточку №1, читают задание, рассуждают, предлагают варианты ответов, выбирают на их взгляд точные, записывают их на карточке.

- слушание ответов по группам.

Предполагаемые ответы детей:

- снег был белый, лёгкий, пушистый, мягкий, а стал рыхлый, зернистый, тяжёлый,

появились проталины.

- пришла весна, снег стал таять

Предполагаемые ответы детей:

- тема-весна

- мы познакомимся ещё с одним стихотворением о весне

Цель – описать приход весны, рисовать словесную картину  весенней природы.

Дети:

- красками

Дети:

- нотами

Дети:

- слово

Дети:

- учиться подбирать слова, строить (конструировать) предложения,

-  использовать средства художественной выразительности,

- составлять текст.

Дети:

-анализировать    

-составлять            

предложения          

-строить текст  

-выразительно        

читать  

Дети:             

-словами создавать           картину весенней

природы;

- применять в речи средства художест-

венной выразительности

Дети:

- работают в группах: выбирают примету, обсуждают содержание, выясняют её смысл, подбирают слова, составляют предложение, записывают его или запоминают.

Дети:

Выходят и читают предложения.

Дети:

предполагаемые  ответы: текст составили, а полной

картины не получилось

умение  структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

 

Целеполагание как постановка учебной задачи;

планирование, прогнозирование.

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Физ.минутка

 Мишка вылез из берлоги.
Огляделся на пороге.
(повороты влево и вправо)
Потянулся он от сна:
К нам опять пришла весна.
(потягивание, руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
(вращение головой)
Наклонился взад- вперед,
(наклоны вперед- назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет Мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
(наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся.
(дети садятся)

 

4..Изучение нового материала

Цель:

Учитель:

-давайте сравним нашу картину с картиной МАСТЕРА

Чтение учителем (можно прослушать аудиозапись) стихотворения С. Я. Маршака

«Снег уже теперь не тот…»

-Понравилось ли вам стихотворение?

 -Чем?

1) Вспомним средства художественной выразительности:

(Дети работают со словарём)

Слайд презентации

Даны определения из словаря С. Ожегова.

- метафора

- олицетворение

- сравнение

Учитель

2) Найдем  средства художественной выразительности в стихотворении

Работа с учебником стр. 115

Анализ стихотворения

Учитель:

- Какими словами МАСТЕР описал таяние снега?

(уже не тот, потемнел -

Слайд презентации)

- Как он сообщил о ледоломе?

(треснул, будто раскололи – метафора и сравнение)

Слайд презентации

- Как передал чистоту воздуха, прозрачность?

(Небо стало выше - Слайд презентации)

- Какими словами передана радость оживания природы?

(зачирикал веселей)

- Каким словом он назвал тропинки?

(Стёжки –просторечье)

-С чем сравнил серёжки на вербах? Слайд презентации

( с серебром –сравнение)

- Какую метафору он применил к ним?

(светятся – метафора)

Учитель:

- подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения

- прочитайте выразительно.

Дети:

 - слушают стихотворение,

- отвечают на вопросы

- Работают со словарём С. Ожегова

- анализируют

- находят средства художественной выразительности

- готовят текст стихотворения для выразительного чтения

- читают выразительно стихотворение

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывание  новых знаний: нахождение ответов на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу  и информацию, полученную на уроке

 планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового  х – ра.

волевая саморегуляция.

5. Первичная проверка понимания

Цель:

Учитель:

Получилась ли картина природы у МАСТЕРА?

Почему?

Учитель:

Что нам необходимо сделать, чтобы создать картину?

Учитель:

-уточните пошагово ваши действия

Учитель:

 - дополним нашу картину средствами художественной выразительности:

- подберите и вставьте в ваши предложения сравнение, олицетворение, метафору.

Работа в парах

Учитель:

Проговорите друг другу предложения.

Отметьте в ваших предложениях средства художественной выразительности

Учитель:

Прочитаем предложения (ученик от каждой группы читает предложение или несколько предложений. Получается текст.)

Учитель:

Какую картину весенней природы вы представили?

Сравните картину, написанную вами с картиной МАСТЕРА  (С.Я. Маршака)

Удалось ли нам создать при помощи слова картину весенней природы?

Соотнесите свой вывод с целью урока.

Достигли мы цели?

делают вывод

Дети:

Применить средства художественной выразительности

Дети:

- выделить слово из предложения

- подобрать к нему сравнение ( олицетворение, метафору)

- сконструировать предложение

- включить его в текст

Дети добавляют в предложения по мере необходимости метафоры, сравнения, олицетворения.

Дети:

- работают в парах;

- читают предложения;

- находят средства художественной выразительности.

Дети:

-  читают предложения

- слушают текст

- анализируют

-делают выводы

Добывание  новых знаний: нахождение ответов на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке

- управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.

контроль, коррекция, прогнозирование

6.Домашнее задание.

С.115 – выразительное чтение: желающие могут нарисовать свою иллюстрацию к стихотворению

Дети:

Записывают задание в дневники

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

Слайд презентации

Учитель:

  выберите и продолжите любое предложение:

-на уроке я узнал

- я похвалил бы  себя за

- мне захотелось

- сегодня я сумел

Оцените свою работу в группе

(Дети заполняют таблицу)

Определите ваше настроение

(смайлики)

Слайд презентации

Спасибо за работу на уроке.

Дети:

- выполняют задание

Дети заполняют таблицу

Определяют  настроение

Умение делать выводы о результатах совместной работы.

Умение выражать свои мысли

Волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание уч – ся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики"

Целью данного праздника является воспитание любови к школе, уважение к статусу школьника. ...

"Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!"

Замечательный праздник для учащихся 1-го класса. Посвящение ребят в ученики....

Праздник "Мы теперь не просто дети, мы теперь-ученики!"

“Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики”. Звучит песня «Первый раз в первый класс» (клип)Учитель. Добрый день, дорогие наши дети, уважаемые взрослые. Прошло уже два месяца с тех пор как вы пришли...

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!

Праздник окончания 1 четверти ...

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

Праздник -  посвящение в первоклассники....

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

Презентаци к выступлению-приглашению на творческую выставку первоклассников.      vystuplenie-priglashenie.jpg...

Внеклассное занятие "Мы теперь не просто дети, мы теперь-ученики"

Праздник "Посвящение в ученики" проводится в конце певой четверти....