урок литературного чтения: «Поэтический листопад», стихи русских поэтов об осени (А. С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, К. Бальмонта)
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

 

На уроке ученики знакомятся  с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени;

 материал урока способствует воспитанию  любви к русской культуре через музыкальные и литературные произведения, живопись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока:  «Поэтический листопад», стихи русских поэтов об осени (А. С.  Пушкин, Ф. И.Тютчев, К. Бальмонта)

Цель: познакомить учащихся  с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени;

формировать умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику;

воспитывать любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения, живопись.

Задачи:
Предметные:
познакомить учащихся  с произведениями
 А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
Метапредметные:
- владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;
- планировать свое выступление;
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся.
Личностные:
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Материалы и оборудование:

Литературный ряд: А. С. Пушкин» Осень», К. Бальмонт «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

Зрительный ряд: репродукции картин русских художников пейзажистов: И. Э. Грабарь «Рябинка», В. К. Бялыницкий – Бируля «Задумчивые дни осени»,

И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень»;

 Музыкальный ряд: П. И. Чайковский « Времена года», первый концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского 1-я часть.

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

 Пусть слово живое

Твой разум и душу разбудит,

Введёт тебя в мир красоты.

I Организационный момент.

-Мне приятно видеть вас всех на уроке литературного чтения.

-Улыбнемся  друг другу, пожелаем хорошего настроения, удачной работы и новых знаний.

II Целеполагание.

-Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?  На осенних листьях написаны фамилии авторов, они вам знакомы? О чем их произведения?

  • Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает для себя что–то новое, знакомиться с интересными людьми, с прошлым и настоящим своей земли.
  • Какие задачи мы поставим на нашем уроке перед собой, чтобы стать вдумчивым читателями? (Делиться своими впечатлениями о прочитанном, увиденном; работать с текстом, подтверждать свои ответы текстом; понять замысел авторов).

Тема нашего урока: «Поэтический листопад», стихи русских поэтов об осени.

  1. Чтение стихотворения учителем.

                      Кружатся листочки,

                      Дождик моросит,

                      А  вдали рябина

                      Пурпуром горит.

  • Мы уже научились видеть красоту вокруг себя. Но природа ещё умеет говорить красивыми разными голосами. Слышите, кружатся листочки, дождик моросит…
  • Какое время года описывает автор?
  • По каким признакам вы узнали?
  • «Можно по-разному увидеть и услышать осень. И помогут нам в этом стихи русских поэтов. Они были написаны в разное время, каждый из поэтов по-своему увидел и писал осеннюю природу, и в тоже время,  что-то есть общее в этих стихах. Что же?  Попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем стихи.
  1. Дети читают стихи.

-Поделитесь своими впечатлениями.

-Какие картины представили?

-Выясните значение непонятных вам слов по словарю.

(работа в парах  со словарём)

-К какому жанру относится произведение?

3.Элементы содержания и поэтического языка стихотворений.

-Нарисовать осеннюю природу можно по-разному: художник делает это с помощью красок (обращаюсь к репродукции).

 Работа с репродукциями  картин.  Выборочное чтение

-Посмотрите, какие картины осени изобразили художники.

-Какие строки подходят к этим картинам?  Прочитайте.

Работа с иллюстрацией в учебнике

-А теперь посмотрим, как в учебнике  нарисовали иллюстрацию к этому произведению.

-Прочитайте строки из произведения, которые относятся к этому рисунку.

 Композитор – с помощью звуков (слушание Чайковского «Времена года»)

-Какую музыку композитор написал для Осени? Почему именно такую, как вы думаете?

А писатель, поэт рисует картины словами. Попробуем увидеть эти слова-краски.

  • Как они называются? (обращаюсь к записи на доске)
  • Вспомните, что такое эпитеты?
  • Давайте уточним…

Эпитеты – определение, которое прибавляется к слову для большей выразительности.

  • попробуйте увидеть в тексте стихотворений такие слова: прощальная краса, пышное увяданье, лучезарны вечера).
  • А есть и другие слова-краски, которые помогают оживить неживые предметы, увидеть что-то новое в знакомом, привычном пейзаже: это олицетворение: «солнце реже смеётся», «отдыхающее поле» и т. д.
  • А сейчас я покажу вам в этих стихотворениях другие волшебные слова-краски: «Весь день стоит, как бы хрустальный…». Это сравнение. Что вы представляете себе, когда читаете эту строку? Вы видели такой день? Опишите его.

III Физминутка

4.Устное рисование.

  • Вот видите, как много можно увидеть и почувствовать, если уметь читать волшебные слова-краски.
  • Прочитайте стихотворение выразительно, старайтесь представить картину, которую нарисовал поэт.

5.Работа с диафильмом:

а) Какие строчки из стихотворений вы бы подписали под кадрами нашего «диафильма»? (на доске 3 репродукции, изображающие осень раннюю, позднюю, золотою).

б) – Угадайте, из каких стихотворений взяты строчки и слова, записанные на доске?

  • Что такое багрец? Лазурь?

7. «Поэтический салон»

Дети по желанию под музыку Чайковского читают стихи .

8. Подведение итогов.

-Что же объединяет стихи Пушкина,  Тютчева, Бальмонта?

(Любовь к родной природе, умение увидеть поэзию природы, передать её с помощью слов – красок).

III Итог урока.

  • Дети, подойдите к окну. Посмотрите на небо, растения, на всё вокруг. Что вы видите?
  • Кто помогает нам его увидеть? (писатели и поэты)
  • Дома выучите понравившееся стихотворение наизусть.

Рефлексия: своё  настроение сравните с пейзажем методика «Пейзаж - зеркало настроения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Внеурочная деятельность. "Стихи русских поэтов об осени" 1класс

Слайд2картина осениСлайд3 Картины русских художников "Осень"Слайд4Жуковский К.И.Слайд5Фет А.А.Слайд6Есенин ССлайд7Пушкин А.А.Слайд8Тютчев Ф.И.Слайд9-13 картины осени...

Конспект урока "Стихи русских поэтов об осени. Осенний пейзаж"

Интрегрированный урок по литературному чтению и ИЗО...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".

Урок по литературному чтению во 2 классе. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. 2 класс....

Презентация к уроку по литературному чтению "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".

Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Стихи русских поэтов об осени"....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихи русских поэтов о весне" 2 класс "Перспектива"

ПдЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотворений: выразительно, передавая настроение с помощью голоса и и...

Конспект обобщающего урока по Литературному чтению по теме "Стихи русских поэтов"

В конспекте находится материал для обобщения и повторения материала о творчестве великих русских поэтов А.С. Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н. Майкова, изученных в этом разделе....

Урок литературного чтения "Поэтическое восприятие мира поэтами и художниками", 4 класс

Обнаружение необычного авторского взгляда на мир в стихотворении К. Бальмонта, хокку Кобаяси Иссы, картинах Анри Матисса, Густава Климта; чуткого, бережного отношения авторов к природе....