Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок по литературному чтению во 2 классе. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Просвещение, 2011.

Тема урока: Осенние листья.

(стихи русских поэтов об осени)

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в поэтическом и музыкальном произведении; представлять картины осенней природы.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний. Постановка целей урока
  1. Вступительная беседа

-Сегодня на уроке мы вновь отправимся в мир поэзии. А что такое поэзия?

-Прочитайте предложения (слайд 2) (дети читают вслух)

- Каким словом можно заменить в этих предложениях слово поэзия?

-Значит, сколько значений имеет слово поэзия?

-В толковом словаре Ожегова даны такие значения этого слова (слайд 3). Прочитайте. (читают дети)

-А вообще в словаре Ожегова собрано и объяснено 70 тысяч слов. В мире поэзии эти слова встают в определенный строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения. А когда речь идет о поэзии, как о красоте, то мы видим прекрасные картины художников, творения композиторов и другие произведения искусства.

 - Сегодня мы будем читать стихи, смотреть картины, слушать музыку. Но все эти произведения будет объединять одна общая тема. Как вы думаете, какая?

-Конечно. О чем же еще можно говорить сейчас, когда осень в самом разгаре. Но мы сегодня остановимся на одном из явлений природы, происходящем осенью. Что это за явление, мы узнаем, разгадав кроссворд.(слайд 4)

  1. Работа с кроссвордом

Учитель загадывает детям загадки

1.С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкурку тонкую сдирают. (липа)

2.Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью красные

Кораллы надела. (рябина)

3.Что за дерево стоит?

Ветра нет, а лист дрожит. (осина)

4.Есть у родственницы елки

Неколючие иголки, но в отличие от елки

Опадают те иголки. (лиственница)

5.У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. ( сосна)

6.Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили.

В ушанке заячьей зимой,

А летом с бритой головой. (пень)

7.Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не человек. (береза)

8.Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

-Название какого явления природы получилось? (слайд 5)

- Идет октябрь. С каждым днем становится все холоднее. Тихо в осеннем лесу. Лишь ветерок нарушает покой. Зашуршат листья, закружит в воздухе осенний карнавал. Листопадный дождь продолжается.

 -А какое настроение вызывает у вас листопад?

  1. Деление на группы

-Сейчас мы отправляемся собирать опавшие листья. Каждый подойдет к доске и возьмет понравившийся ему листик.(На доске осенние листья березы, клена, дуба). А теперь мы сядем группами с одинаковыми листьями.

  1. Работа по теме урока
  1. Чтение и анализ поэтических произведений (работа в группах)

-А сейчас мы узнаем, что чувствуют поэты, наблюдая за листопадом.

Каждая группа получает задание: прочитать стихотворение, выбрать ученика, который прочитает стихотворение вслух, в группе подготовить ответы на вопросы.(слайд6)

1группа: А.Толстой «Осень»

Где поэт наблюдает осеннюю картину?

 О чем он сожалеет?

 Какое слово помогает представить осенние листья?

Так какое же настроение испытывает поэт?

2 группа: С.Есенин «Закружилась листва золотая»

С чем сравнивает поэт золотую листву?

 Как выглядит пруд?

 Почему вода розовая?

 Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.

3 группа: В.Брюсов «Сухие листья»

С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?

 Какие сочетания слов повторяются?

(Проверка выполненного задания)

  1. Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

  1. Слушание музыкального произведения.

-А в каких произведениях искусства можно еще услышать шорох листьев, звук дождя, грома.

(Слушание пьесы Чайковского «Осенняя песня» (слайд 7 с музыкой)

-Осень вызывает разное настроение. Каждый чувствует ее по-своему.

- А как вы думаете, у самих листьев может быть настроение, они могут что-то чувствовать, о чем-то думать?

- Послушайте стихотворение Федора Тютчева «Листья». Постарайтесь понять настроение опадающих листьев. (стихотворение читает учитель)

- С каким настроением улетают листья?

- Осень длится долго. Она обычно начинается как праздник красок, а заканчивается ненастьем. Разнообразие красок осени лучше всего умеют видеть художники. Посмотрите, какие произведения изобразительного искусства они создают.

  1. Работа с произведениями изобразительного искусства.

(рассматривание и сравнение репродукций картин Левитана и Поленова (слайд8)

  1. Написание синквейна (работа в группах)

-Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в ней что-то свое. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже увидели в осени что-то новое. И если каждый из нас расскажет о том, как он сам видит осень, то может быть, для всех нас она станет богаче и выразительнее.

(Каждая группа сочиняет синквейн на одну из предложенных тем: «Осень», «Листопад», «Осенние листья». Проверка задания.)

  1. Рефлексия

Выбрать и продолжить предложение. (слайд 9)

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

  1. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений с.72-75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 1 класс "Шуточные стихи"

Данный урок проводится в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе "Стихи русских поэтов"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе Обобщение по теме "Стихи русских поэтов"...

Презентация к уроку по литературному чтению "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".

Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Стихи русских поэтов об осени"....

Конспект урока по литературному чтению С.Я.Маршак.Стихи

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: «С. Я. Маршак. Стихи»Цели урока: начать знакомство с разделом Поэтическая тетрадь 2; ознакомить с жизнью и творчеством С.Маршака; обучать правильном...

Урок литературного чтения в 4 классе «Стихи русских поэтов о природе в разные времена года».

Давайте вспомним стихи русских поэтов о природе, поговорим о средствах и приёмах лирического произведения, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине. ...

"Проверь себя " по литературному чтению в 4 классе "Стихи русских поэтов"

В работе содержатся задания для обобщения материала по теме "Стихи русских поэтов". Тест для детей 4 класса по программе "Школа 21 века"....