проект урока по литературному чтению для 4 класса
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Проект урока по литературному чтению для 4 класса. Используемая технология - развитие критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie-proekt_uroka.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по литературному чтению в 4 классе

по рассказу «Капалуха» В.П.Астафьева

(основная, используемая на уроке технология – развитие критического мышления через чтение и письмо)

Выполнил учитель начальных классов

ОУ № 178 Московского района

г. Н.Новгорода

Шилкова Ольга Геннадьевна

Квалификационная категория первая

Стаж работы учителем начальных классов 22 года

Учебный предмет: литературное чтение

УМК: интегрированный курс «Живой родник» Л.И.Тикунова, А.Г.Дигина

Тема урока: В.П.Астафьев «Капалуха»

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи: 1. образовательные:

- познакомить с произведением о природе;

- познакомить с биографией автора

2. развивающие:

 - развивать навыки осмысленного чтения, умения ориентироваться в тексте;

- развивать умение ставить и отвечать на вопросы

3. воспитательные:

- прививать интерес к изучению природы, воспитывать бережное к ней отношение

Ожидаемые результаты:

1. Личностные (действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания)

2. Метапредметные:

- регулятивные (развитие умения планировать, прогнозировать и оценивать свои действия)

- познавательные ( развитие умения строить речевое высказывание, анализировать, сравнивать и делать вывод)

- коммуникативные (умение выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, осуществлять учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками)

3. Предметные (знакомство с новым рассказом, отработка навыков чтения и анализа произведения)

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки (вопросы для групповой работы), толковый словарь, портрет писателя, рисунок глухарки

 

Этапы урока и хронометраж:

1. «Вызов» (ликвидация чистого листа, приём – составление таблицы З-Х-У) (10мин.)

2. «Осмысление» (получение новой информации)(25 мин.):

-знакомство с биографией писателя;

-первичное чтение (приём  - чтение с остановками);

-составление плана;

-работа в группах, анализ произведения (приём – вопросник)

3. «Рефлексия» (размышление, обобщение – приём – синквейн)(10 мин.)

Содержание урока:

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

1.

2.

3.

«Вызов»

Осмысление (рождение нового знания)

«Рефлексия» (размышление, обобщение, что узнал нового по данной теме)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П.Астафьева «Капалуха», но сначала обратимся к пословицам, соедините их начало и конец:

Нет лучше дружка…     при матери добро

При солнышке тепло… чем родная матушка

Учащиеся: Читают получившиеся пословицы.

А можете ли вы по названию рассказа предположить о чём или о ком будет этот рассказ? Не забывайте, что мы начали чтение раздела произведений о природе.

Учащиеся: Высказывают свои предположения ( все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности – приём мозгового штурма). В объяснении возникают трудности, так  как слово незнакомое.

Учитель: Давайте поработаем с таблицей З-Х-У

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что можем записать во 2 столбик?

Учащиеся: Что означает слово капалуха, о чём или о ком этот рассказ, что хотел донести автор (основная мысль).

Учитель: Что можем записать в 1 столбик?

Учащиеся: Знакомы с фамилией автора рассказа, читали его рассказ «Стрижонок Скрип»

Учитель:  А как связаны пословицы с темой нашего урока, хотите узнать? Запишем этот вопрос во 2 столбик. Ответим на поставленные вопросы, а к 3 столбику вернёмся в конце урока.

  1. Виктор Петрович  Астафьев родом

из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой.  В  19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем. Писал он о родной земле, о сибирской природе, об отношении к природе. А капалухой сибирские охотники называют самочку глухаря. Что вы уже знаете об этой птице?

Учащиеся: Рассказывают, что они знают о глухарях.

  1. Чтение рассказа учителем. Используется приём чтение с остановками.

Текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки.

Учитель:  При чтении отмечайте непонятные вам слова.

После прочтения учитель спрашивает, сколько получилось смысловых частей.

Озаглавим каждую часть (составление плана)

План

  1. У черничного бугорка на просеке.
  2. Гнездо! Гнездо!
  3. Тревога капалухи.
  4. Снова в гнезде.

Объясним непонятные слова, которые вы подчеркнули (работа с толковым словарём)

ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ- (прост.) взлохмаченные пряди волос, ЧЕРНИЧНИК – заросли черники.

  1. Работа в группах.

 Приём работа с вопросником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы, причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. Каждая группа работает над своей частью.

Учитель:  Перечитайте ещё раз свою часть и ответьте на вопросы.

Карточки с вопросами:

1часть

1. Где происходило действие?

2. Что делали дети в тайге?

3. Где поднялся шум?

2 часть

1. Почему сердце автора забилось от испуга?

2. Как выглядело гнездо?

3. Почему дети не взяли яйца?

3часть

1. Что вас поразило, удивило в этой части?

2. Какой матерью была капалуха?

3. Кого она вам напоминает? Почему?

4. Что испытала птица?

5. Как об этом сказал автор?

4 часть

1. Что испытывали ребята?

2. А глухарка?

3. Какие чувства испытали вы?

После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Учитель:  Вернёмся к нашей таблице З-Х-У и заполним 3 колонку. Первый вопрос у нас был – Кто же такая капалуха? Составим синквейн к этому слову:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

капалуха

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

любящая, отважная

3.Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (3 глагола)

металась, охраняла, защищала

  1. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

Будь внимателен к природе!

  1. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

капалуха – мать

Учитель:  Как же связаны пословицы с главной мыслью рассказа?

Учащиеся: Мамы любят и защищают своих детей, у животных тоже есть материнская любовь. Они переживают, охраняют своих детей. В природе нужно быть очень внимательным, помнить, что у животных есть такие же чувства, как и у людей.

Учитель:  Что бы вы хотели глубже узнать?

От ответов детей зависит выбор домашнего задания:

  1. Рассказать о капалухе как о матери.

2. Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.

3.Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».

логические (анализ и синтез)

регулятивные (прогнозирование, предвосхищение результата)

познавательные (построение речевого высказывания, постановка и формулирование проблемы)

регулятивные (прогнозирование, предвосхищение результата)

регулятивные (планирование)

логические (анализ и синтез)

коммуникативные (учебное сотрудничество)

логические (анализ и синтез)

познавательные (построение речевого высказывания)

регулятивные (коррекция и оценка)

личностные (жизненное, личностное самоопределение)

регулятивные (волевая саморегуляция – потребность что-либо понять)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по литературному чтению 1 класс

В данном уроке предоставлен материал занятия с использованием технологии критического мышления....

Проект урока по литературному чтению 2 класс "Школа 2100"

Конспект урока по литературному чтению разработан в соответствии  с ФГОС второго поколения....

Проект урока по литературному чтению Л.Н.Толстой «Русак», 2 класс

Развивать аналитическое и образное мышление; учить определять тему и жанр произведения, выделять основную мысль; совершенствовать коммуникативные умения, воспитывать любовь к родному языку средствами ...

Проект урока по литературному чтению: «Произведения о детях Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)» (2 класс)

Тема урока: «Произведения о детях Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)»Задачи урока- Знакомство детей с произведением Н.Некрасова «Саша» (отрывок), формирование навыка выразительного чтения стихотвор...

Проект урока по литературному чтению по рассказу Н.Носова "Огурцы" 3 класс

Проект урока по литературному чтению по рассказу Н.Носова "Огурцы" 3 класс...

Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.

На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант,  знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....