урок по литературному чтению 3 класс по программе школа 2100
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Гордон Любовь Михайловна

Конспект урока в 3 классе по литературному чтению по Школе 2100 , Дж. Родари "Солнце и туча"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryty_urok_po_chteniyu.rar163.6 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по литературному чтению в 3 классе

по программе  ШКОЛА  2100

Дж.Родари  «Солнце и туча»

автор учитель  начальных классов

 МОУ «СОШ№55» г.Саратова

 Гордон Любовь Михайловна

                                                              Этап урока

Действие учителя

Деятельность обучающихся

УУД

                                                                                                                                                                                                                             

1.Проверка домашнего задания.

 ВОПРОСЫ.

1

1.Над каким произведением работали последние  4 урока.

2.Назовите автора.

3.Что означает приставка де?

4. Что знаете об этом писателе?

5. Какие слова Экзюпери вам запомнились?

6. Какие выводы из сказки мы сделали продолжите мою мысль:

Чудо – это …

Чудо – это…

Дети понимают…,

а не …

7.Кого  в сказке  « Маленький принц»  Экзюпери  противопоставляет друг другу?  

8. О чем забыли взрослые?

9. Кто прочитает монолог лиса о дружбе?

10. Хочется ли читать такие сказки?

11. Вот что о них сказал Б.Заходер , прочитаем еще раз эти слова.

12. Может  к таким сказкам относится и та, которую будем читать сегодня?

ОТВЕТЫ

Маленький принц.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Знатный род.

Антуан де Сент-Экзюпери жил во Франции.

У него было 2 профессии : писатель и летчик.

Погиб во время войны, его самолет был сбит  над Средиземным морем.

Там были обнаружены обломки его самолета.

Очень любил свою маму и в письмах ласково называл её милой старенькой мамочкой.

Узнать можно только те вещи которые приручишь

Ради вас не хочется умереть

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Ты навсегда в ответе за всех кого приручил.

И др.

Детство.

Друзья.

Сердцем.

Умом.

Взрослых и детей.

Что сами когда-то были детьми.

Чтение монолога.

Да.

Чтение слов  Б.Заходера  на стр.121 учебника.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

2.Работа с текстом  произведения до чтения.

Если мы на уроке знакомимся с новым произведением,  то это какой урок? 1 2 3 1

Цель нашего урока?

Составляем план урока.

Перед нами новое произведение.  Как мы будем работать с текстом?

В конце урока …

И еще на уроке у нас будет 1 пункт, о котором я вам скажу попозже.

И так,  работаем с текстом.

1.Прочитайте заглавия          сказки.

 

Имя автора.

Что мы читали из произведений  Дж.Родари

Кто же будут герои нового произведения?

2.Рассматривание иллюстрации.

Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника?

Поясните.

Какое солнце на иллюстрации?

Что же может произойти между солнцем и тучей? Ваши предположения.

Ребята, в этой сказке мы попытаемся открыть один секрет.  СЕКРЕТ  СЧАСТЬЯ. ( На доске  написаны эти слова и к ним я обращаюсь, заостряя внимание детей).

Открытия нового

Познакомиться с новым произведением  и выделить главную мысль.

Ответы детей ( на доске появляется напечатанный на листках бумаги план урока)

Прочитаем название произведения, имя автора, прочитаем произведение.(Анализ сказки)

Работаем с иллюстрацией.

Разбираем непонятные слова.( Словарная работа)

Работаем в тетради.

Говорим об авторе.

Подведем итог и оценим свою работу на уроке.

Солнце и туча.

Джанни  Родари.

Ответы детей.

Солнце и туча.

Нет, это природа.

Да. У солнышка и тучи есть лицо.

Яркое, ласковое, праздничное.

Предположения детей. Солнце и туча могут разговаривать.

Спорить.

Подружиться.

Поссориться. И др.

Дети читают ключевые слова и выполняют задания 1 в рабочей тетради на стр. 47.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли.

4) формируем умение совместно договариваться  в устной форме;

О правилах общения и поведения.

3.Работа с текстом во время чтения.

Сейчас вы будете читать текст про себя, внимательно читать, отмечать непонятные места и заодно проверите ваши предположения: совпали ли  они или нет.2 4 1

1.Чтение про себя.

Понравилась сказка?

Чьи предположения подтвердились?

2.Чтение вслух и беседа по ходу чтения.

Ответы на вопросы:

Почему все радовались солнечным лучам? (Опираемся на знания, полученные на уроке окружающего мира).

Что значит грозовое настроение?

Чему удивилась туча?  Что с ней случилось?

Каким было солнце в конце дня?

Подготовка к выразительному чтению :

Каким было солнце с самого утра?

 Отметьте опорные слова.

С какой интонацией вы будете читать эти строки?

Что делала туча? Выберите из текста глаголы, относящиеся к ней.

Прочитайте слова тучи.  Как их надо читать?

Дети читают текст и выполняют задания учителя.

Ответы детей.

Чтение вслух.

Словарная   работа : (непонятные слова объясняют  те  дети, которые  дома работали с толковым словарем Ожегова или Даля по заданию учителя )

Колесница: большой колёсный экипаж.

Транжира: тот, кто тратит деньги без разбора.

Разбираем и поясняем, что это означает в сказке  (переносное значение).

Солнце дает свет и тепло. От солнца зависит жизнь на нашей Земле. И читаем слова из сказки.

Скандальное, недовольное и др. ответы детей.

Ответы детей из текста.

Вес ёлым  и  счастливым.

Выборочно читают,  отвечая на вопрос учителя.

Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась.

Надменно, насмешливо, с укоризной.

Выразительное чтение.

ФИЗМИНУТКА под музыку.

Личностные УУД:

1)формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей; формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)формируем умение прогнозировать предстоящую работу;

4)формируем умение осуществлять познавательную личностную рефлексию.

4.Работа с текстом после чтения

1.Беседа по вопросам 1и2 учебника на стр. 123. 1

2.Пересказ сказки близко к тексту. ( Смотрим по  времени) 3

3.Заключительная беседа:

Кто главные персонажи сказки?

Охарактеризуйте  их.

На  чьей стороне симпатии автора.  Докажите свое мнение. (  У детей этот вопрос вызвал  затруднение. Я начала  читать слова из текста на стр. 123: ягодка, лучик, травинка …

А  кто и чем нравится вам, кто вызывает симпатию. Почему?

Какое богатство хотела сберечь туча? Почему у нее этого не получилось?

Так кто же был счастливее - солнце или туча? ( вопрос 3 учебника.) Почему?

Кого напоминает солнце и туча своими действиями  и речью?

Ученики отвечают на вопросы 1 и 2 учебника. Уточнение значения слов добрый и щедрый. Тетр. Стр. 47 задание 3.

Пересказ сказки  (если позволяет время).

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети продолжили читать ласковые слова: паучок, цветок, капельки воды, частички и сделали вывод: автор использует ласковые слова, значит его симпатия на стороне солнышка.

Ответы детей.

Людей, которые бывают щедрым , как солнце и жадными,  недовольными, как туча.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.правила

5. Итог урока

1.Какой же секрет счастья открывает автор читателям?

1

Становится ли человек от своей щедрости беднее?

Становится ли богаче от своей щедрости человек?

Какое это богатство : материальное или духовное?

Как ты думаешь, наступит ли такое время ,когда, как говорила туча ,у солнца уже нечего будет взять? Обоснуй своё мнение.

Что общего между «Маленьким принцем» Антуана де Сент-Экзюпери и «Солнцем и тучей»  Джанни Родари?

ВКЛЮЧАЮ КОМПЬЮТЕР И МУЛЬТИМЕДИЙНУЮ УСТАНОВКУ.

2.Обратимся к нашему плану урока. Все ли пункты выполнили? 4

Портрет Джанни Родари.

.

Теперь все? 4

Да, ребята, это будет  творческая работа. (Открываю этот пункт плана).

Счастье в том,  чтобы быть щедрым  по отношению к окружающим . Счастлив тот,  кто щедр,  кто умеет дарить радость другим.

Человек от этого не беднеет,  а становится духовно богаче.

Ответы детей.

Ответы детей.

Нет, не все.

Мы не говорили об авторе.

(Рассказывает подготовленный ученик):

Джанни  Родари родился в семье пекаря. В детстве Джанни  очень любил рисовать и мечтал стать знаменитым художником. Мальчик любил музыку, учился играть на скрипке и много читал. В 17 лет он закончил семинарию и стал преподавать в начальной школе. Здесь он и начал сочинять сказки для своих учеников.

Нет.

Закрыт еще один пункт плана.

6.Творческая работа

Задание 6,  стр. 48 в рабочей тетради. 5 6

Останавливаемся на теме «Вода и огонь».

Давайте вспомним, что мы знаем  о воде, кому она нужна,  можно ли прожить без воды. Вспоминаем все, что проходили на уроке окружающего мира и ОЗОЖ.

На доске появляются слова:

Здесь есть что-то сказочное?

Какие слова возьмем из сказки?

Кто будет у нас щедрым

Давайте придумаем огню и воде облик. Вода бежит  пусть это будет…

Огонек горит  пусть это будет…

У нас появились опорные слова,  которые можно использовать в сказке.

С каких слов часто начинается сказка?

Какое у нас будет  начало  сказки?

Как и где бежал ручеек?

Чем мог делиться ручеек  с полями, лугами и лесами?  Не забудьте использовать слово щедро.

На экране появляется картина природы. Это в помощь детям для составления предложений. По ходу  составления предложений в программе  

        рисую  капельки  и брызги воды.

ВОПРОСЫ.

Кто радовался ручейку

Кто и зачем приходил к ручейку

Что раздавал он налево и направо

Какой он был

Красивая ли природа была вокруг него

Какие цвета  

Как вели себя животные

Вывод.

Кого встретил ручеек на берегу.

Какой разговор мог произойти между ними. Чему мог удивиться огонь.

3

Помните в начале работы над сказкой мы сказали что щедрыми будут и ручеек и огонек. Продолжите мою мысль…

Что же произошло.

 В программе                    по ходу  ответов  детей     рисую красным и черным цветом на  картине языки пламени и угли черные.

Кто смог потушить огонь

Что мог сказать ручеек огоньку

       

Чтение задания в тетради. Выбери любую из тем: «Роза и шипы», «Вода и огонь», «Море и звезды».

Устное сочинение сказки на одну из тем  «ВОДА И ОГОНЬ».

Ответы детей:

Вода течет,  её пьют и животные и растения,  без воды нельзя прожить, реки и озера -  это вода.

Вода течет в реках и ручейках.

Луга, поля, леса,  реки, ручейки,  растения,  цветы, трава,  звери,  птицы, насекомые.

Нет.

Щедро, радовались.

 

И вода и огонь.

Речка или ручеек.

Костер.

Жили-были,  в некотором царстве в некотором государстве и т.д.

Жил-был ручеек.

 Весело бежал он по  полям, лугам и лесам .

Щедро делился ручеек водой.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Поил леса, луга и поля. К нему приходили  звери , прилетали птицы, чтобы попить и отдохнуть в прохладе.

Он был щедрый

Вcе зеленело и цвело.

Яркие веселые.

Птицы пели.

Бабочки порхали.

Кузнечики трещали.

Стрекозы стрекотали.

Красота кругом.  Вcе благодарны ручейку.

Вдруг видит ручеек а на берегу горит костер.

Ручеек щедрый раздает воду налево и направо.

Не жалко ему воды.

Не жалко. Лишь бы все цвело кругом и все бы радовались.

А если ты иссякнешь высохнешь

Не важно. Пройдет дождь и я опять оживу.

И огонь тоже захотел поделиться с окружающей природой своими искорками и щедро стал раздавать искорки налево и направо.

Загорелось все кругом. Начался пожар. Стало страшно.

РУЧЕЕК.

Мало быть щедрым.  Надо

чтобы от твоей щедрости было хорошо окружающим и чтобы никто от нее  не пострадал.

7.Рефлексия

1. Одним словом охарактеризуй свою работу на уроке.2

2. Выбери одну  фразу для соседа по парт е. 3 1

8.Домашнее задание

Пересказать сказку  с опорой на ключевые слова. По желанию- проиллюстрировать сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по программе "Школа 2100" учебник под редакцией Козловой, Демидовой. Тема: Решение задач.

Самоанализ урока математики в 1 классе по программе «Школа 2100» учебник под редакцией Козловой и Демидовой. Тема: Решение задач.  В классе 20 ч.Со средним уровнем готовности к школьно...

Урок математики в 1 классе по программе "Школа 2100"

Тема урока "Исследовательские задачи на уроках математики как средство развития познавательного интереса учащихся". Главные герои произведения Алана Милна "Винни Пух и все, все, все" пытаются решить ж...

Урок литературного чтения. 2 кл. Программа "Школа-2100"

Урок литературного чтения по теме "Скозки о животных" построен на основе технологии природосообразного обучения грамоте...

Урок математики в 1 классе по программе Школа-2100. Тема:"Число и цифра 9"

Конспект урока математики в 1-ом классе. Тема: "Число 9. Цифра 9" Основные цели: сформировать представление о числе 9 как количественном свойстве группы из 9 предметов, повторить состав чисел 5-8, р...

Открытый урок по литературному чтению на основе Образовательнойсистемыт"Школа 2100" 3 класс

Урок по литературному чтению в третьем классе на тему : Э. Успенский " Школа клоунов". Цели урока были реализованы . Этапы урока логически последовательны и дозированы во времени. Содержание урока соо...

Урок математики в 1 классе по программе " Школа 2100" Тема: Таблица сложения

На данном уроке идёт знакомство с таблицей сложения...

Презентация к уроку по литературному чтению "Сказочные человечки" (ОС "Школа 2100...", 2 класс)

Данная презентация может быть использована как приложение к уроку по литературному чтению для 2класса по теме "Сказочные человечки"...