Открытый урок по литературному чтению на основе Образовательнойсистемыт"Школа 2100" 3 класс
план-конспект урока чтения (3 класс) на тему

Цюрюмова Людмила Николаевна

Урок по литературному чтению в третьем классе на тему : Э. Успенский " Школа клоунов". Цели урока были реализованы . Этапы урока логически последовательны и дозированы во времени. Содержание урока соответствует требованиям программы. После проверки домашнего задания учитель сообщает тему урока и ставит перед детьми задачу: А что же такое "школа"? Изучение нового материала начинается с речевой минутки. На уроке присутствуют разные виды работы. Это и чтение по ролям, многократное чтение, жужжащее чтение, составление плана главы " Первый день занятий", словарная работа. Идет чередование разных видов  работы. На уроке присутствовал поисковый характер заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Уланэргинская средняя школа»

Открытый урок по литературному чтению на основе образовательной системы «Школа2100»  3 класс

Учитель: Цюрюмова Л. Н.

2010

Тема: Э. Успенский. «Школа клоунов». «Первый день занятий».

Цель урока:

  1. Формировать навык чтения по ролям;
  2. Развивать умения эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц;
  3. Воспитывать чувство юмора.

Оборудование: схема героев повести «Школа клоунов»; иллюстрации к повести; толковый словарь; слайды.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

  1. Чтение составленных объявлений о школе клоунов.
  2. Беседа по тексту «Первый день занятий».

- Назовите героев повести Э. Успенского.

- Чем похожа «Школа клоунов» на обычную школу и в чем ее отличие?

- Какие уроки были в первый день занятий?

- несмотря на то, что в первый день не было уроков, н был очень насыщенным. Произошло много разных событий.

- Какое настроение возникло у вас во время чтения?

- Над чем вы смеялись?

ІІІ. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке продолжим знакомство с произведением Э. Успенского «Школа клоунов».

- А что же такое «школа»?

- Все мы привыкли к тому, что когда в школе начинаются занятия, прекращается досуг («свободное» время).

- Однако слово «досуг» («сколе» по-гречески) явилось базой для нашего русского слова школа.

Это странное на первый взгляд обстоятельство объясняется тем, что школа не всегда была местом занятий. Древние греки под досугом понимали не безделье, а беседы о разных науках мудрецов-философов со своими учениками в свободное от работы время.

Вначале проводились только беседы, но постепенно они превратились в самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, поэзию, ораторское искусство.

ІV. Изучение нового материала.

  1. Речевая минутка.

Чтение стихотворения уч-ся сначала про себя, а затем хором с доски.

Звенит звонок,

Рассыпав смех веселый,-

Он стосковался

В летний час по нас.

День добрый, школа,

Дорогая школа!

День добрый,

Наш уютный, светлый класс!

М. Чернявский.

- Как называется раздел учебника?

  1. Повторное чтение текста «Первый день занятий». Деление текста на части, составление плана.

Беседа после чтения.

- На кого похожи своим поведением клоуны? (На детей).

- Каким вы увидели самого главного начальника?  Как его описывает автор? (У него нет имени и отчества. Он приехал на большой черной машине. Он возглавляет сразу и обучение, и развлечение.)

- Как вы думаете, каким должен быть начальник этой школы?

- Сколько было учеников в этой школе?

- Почему исчезли почти все ученики? Кто в этом виноват, ведь желающих было очень много?

- Почему все очень обрадовались появлению клоуна Сани?

- Почему Саня назвал козу Полкан?

- Кого же можно было назвать такой кличкой?

- Объясните значение слова «следопытность».

- Э. Успенский играет словами, подобно ребенку.

- Объясните выражение: «Вы еще об этой козе узнаете».

- О каких традициях при открытии школы клоунов вы прочитали? Во что превратилось это серьезное дело? (В игру.)

- Как вы думаете, почему именно Наташа смогла разрезать ленточку?

- Объясните значение слова «неразлучники».

- Как правильно сказать? (Неразлучные друзья.)

- Как вы думаете, каким должен быть голос Наташи?

- Объясните значение слова «завхоз».

- Каким хозяйством  заведовал Помидоров?

- Каким показан Помидоров в повести?

- Каким вы видите директора школы?

- Назовите героев повести «Школа клоунов»?

Учитель записывает на доске схему.

Большой начальник

Школа клоунов

Наташа – молодая девушка клоун

Василиса Потаповна

Шура – рыжий клоун

Директор школы

Саня из тайги

Дядя Шакир

Завхоз Помидоров

-Сравните имена Шура и Саня. (Это варианты одного имени.)

-Какой по характеру Шура? (Застенчивый, несмелый, волшебник.)

-Какой по характеру Саня?(Выносливый, заботливый, деловой.)

- Составьте план главы «Первый день занятий».

Запись на доске и в тетрадях:

  1. Объявление об открытии школы.
  2. Будущие ученики и учителя.
  3. Клоун Саня из тайги и Полкан.
  4. Веселое открытие школы.
  5. Знакомство.
  6. Завхоз Помидоров.

Физкультминутка.

Вверх ладошки!

Хлоп! Хлоп!

По коленкам –

Шлеп! Шлеп!

По плечам теперь

Похлопай!

По бокам

Себя пошлепай!

Можем хлопнуть

За спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем!

Влево можем!

И крест-накрест руки сложим!

Учащиеся выполняют движения за учителем.

  1. Чтение текста «Приложение первое».

- Объясните значение слов и выражений:

Приложение – дополнительные сведения.

Питомник – место, где воспитывают и вскармливают животных. (Есть питомники для растений).

Застава – поселок пограничников.

Далее уч-ся читают вслух по цепочке.

- Кому посвящена эта заметка?

- Почему заметка называется «Случай в собачьем питомнике?» Что напутал корреспондент Жувачкин?

- Почему Найда не отказалась кормить козленка?

- Перед каким приемом Полкана преступник не устоял?

- Какой бы вы предложили подарок для Полкана?

- Что вы узнали о клоуне Сане?

- Как вы относитесь к его поступку?

- Как вы думаете, будет ли теперь дядя Шакир привязывать Полкана к колышку во дворе, как простую козу?

  1. Чтение по ролям отрывков, которые особенно понравились.

V. Итог урока.

- Какие строки произведения вызвали у вас улыбку?

- Назовите героев повести Э. Успенского «Школа клоунов».

- Дайте характеристику клоуну Сане.

- В чем особенность языка Э. Успенского?

- Хотели бы вы оказаться в такой школе?

Домашнее задание: пересказ «Приложения первого»; выполнить рисунок понравившегося героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению А. Милн "Винни - Пух" 2 класс, Школа 2100

Данная презентация поможет учителю организовать урок по данной теме в  интересной, познавательной форме. К презентации прилагается конспект урока, в котором расписаны все этапы ....

Конспект открытого урока по литературному чтению. А. П. Чехов. "Белолобый", 4 класс, УМК Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Данный конспект был разработан для открытого урока по литературному чтению. Предназначен для 4 класса,работающего по УМК Система развивающего обучения Л.В.Занкова...

Открытый урок по литературному чтению. С. Михалков "Новогодняя быль".2 класс.

Урок литературного чтения по произведению С. Михалкова "Новогодняя быль". Чтение произведения, вопросы, умение работать с текстом и иллюстрациями. Как итог урока- тест....

открытый урок по литературному чтению Е.И. Чарушин "Теремок" 1 класс

открытый урок по литературному чтению Е.И. Чарушин "Теремок" 1 класс...

Открытый урок по литературному чтение на родном языке в 4 классе.

Тыва тоолдар делегейинче аян-чорук.Тайылбыр методу, болуктеп ажылдаары, класс-биле ниити ажыл....

Открытый урок по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Котёнок" 2 класс УМК "Школа России"

Открытый урок по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Котёнок" 2 класс УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Открытый урок по литературному чтению Б.Заходер."История гусеницы",3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Самоанализ урокаУрок "Литературного чтения" по теме Б. Заходер «История гусеницы.Передо мной, как перед учителем, была поставлена цель сформировать у учащихся следующие результаты обуч...