Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока.2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

2 класс

Тема «Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки»

Подготовил:

учитель начальных классов  

МБОУ СОШ № 156 г. Новосибирска

Гейде Лидия Николаевна

2015

Тема раздела: «Сказка мудростью богата».

Тема: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цели: раскрыть мудрость, поучающий смысл пословиц,  определить различие пословицы от поговорки.

                                                          

Задачи урока: обучение умению анализировать смысл пословиц, соотносить сказки о мудрости с пословицами, выбирать подходящие,  развитие навыков устной речи учащихся.

Личностные УУД

Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно  мыслить, делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.


Познавательные УУД 

 Формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте.


Коммуникативные УУД 

Формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Регулятивные УУД

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Работа с текстом

Формировать умение находить в тексте конкретные сведения, факты, соотносить текст сказки с пословицами,  формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Материально-техническая база

Учебник литературного чтения «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс под ред. Бунееева Р.Н., презентация, компьютер, экран, карточки с заданиями.


Ход урока

Этап урока

Деятельность

Учителя

Комментарии

Мотивация к учебной деятельности (орг. момент)

Приветствие.

Данный этап урока играет важную в создании комфортной, доброжелательной обстановки на уроке.

Актуализа-

ция знаний

Работа с изученными сказками о мудрости.

Детям предлагается по иллюстрации определить сказку и по плану рассказать о ней.

План выводится на экран  (Как называется сказка? Кто написал? Кто был мудрым в сказке? Какие советы дала сказка?).

После чего проводится обобщающая беседа,  детьми делается вывод, что все сказки о мудрости.

Данный этап очень важен для дальнейшей работы с текстами сказок и соотнесения с пословицами о мудрости.

На данном этапе учитель формирует такие мыслительные операции, как анализ, обобщение.

На данном этапе использую ИКТ.

На этом этапе учитель работает с детьми фронтально.

Усвоение новых знаний.

Работа с пословицами.

На основе наблюдений над пословицей «За двумя зайцами погонишься –ни одного не поймаешь» и поговорки «Гоняться за двумя зайцами» делается вывод, почему люди говорили , что «Поговорка-цветочек, а пословица – ягодка».

Озвучивается «первое» отличие пословицы от поговорки (Поговорка – это часть суждения, часть пословицы и не имеет поучительного смысла).

Далее детям предлагается собрать рассыпавшиеся пословицы.

Работают в паре.

Далее выходят к доске и соединяют части пословицы.

Проводится работа по распределению пословиц по группам ( о лени, о времени, о труде).

Обращаю внимание на пословицу «Речь без пословицы, что суп без соли.

Вкусный суп без соли? Какой? Делается вывод, что пословицы обогащают нашу речь? Делают ее «вкусной».

На данном этапе дети работают в паре, обсуждают, аргументируют свою точку зрения.

Данная работа позволяет включить в работу каждого ребенка, подойти к решению задачи творчески.

Кроме того, данный приём   учитывает возрастные  особенности детей младшего школьного возраста, что лежит в основе системно-деятельностного подхода.

Соотнесение пословиц со сказками о мудрости

Дети работают в группе. Необходимо подобрать 1-2 пословицы к сказке. У каждой группы своя сказка.

 Каждому участнику группы выдается 1-2 пословицы. Он читает пословицы самостоятельно и предлагает свои варианты.  Далее в группе выбирается наиболее подходящая пословица к сказке. Каждой группе выдается алгоритм работы. Затем проходит защита капитаном.

На данном этапе дети учатся объяснять пословицы, соотносить с текстом. Учатся работать в группах, помогать друг другу, аргументировать свою точку зрения.

Работа в группе по предложенному алгоритму формирует у обучающихся  умение  организовывать свою деятельность для достижения необходимого результата, что является одним из ключевых компетентностей ребенка.

На данном этапе дети не пассивные слушатели, а активные исследователи.

 Работа в группах способствует совершенствованию межличностных отношений в классе (Личностные УУД); развитию самостоятельности, активизации познавательной деятельности (Познавательные УУД). Обучающиеся учатся  успешному общению (Коммуникативные УУД), а также  планировать свои действия, выбирать  оптимальные пути решения задачи (Регулятивные УУД).

Защита пословиц предполагала построение развернутого ответа, что формирует связную устную речь обучающихся.

Итого урока.

.

Предлагаю назвать пословицы, которые запомнились детям.

Делается вывод, для чего нужны пословицы.

Фронтально. Дети с удовольствием делились понравившимися пословицами и делается вывод о связи пословиц с реальной жизнью.

Цели, которые ставились достигнуты. Это прослеживается в ответах детей. Зачем пословицы? Украшают нашу речь и дают советы, учат.

Рефлексия

Дети по критериям оценивают свою работу на уроке, оценивают работу в группе.

Оценивают свою работу по критериям, обозначенным учителем в начале урока.

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию и сочинить рассказ к любой пословице о труде.

Предполагает развитие творческих способностей детей, также позволяется формировать работу по поиску нужной информации (пословицы о труде) из разных источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 3 классе "Русские народные пословицы и поговорки"

Тема:«Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки»Цель: «образование, развитие, воспитание».Метод работы учителя:эвристический.Формы организации учебной деятельности учащихся: - система в...

Раздел "Сказка мудростью богата" Тема: "Русские народные пословицы и поговорки"

Раздел "Сказка мудростью богата" Тема: "Русские народные пословицы и поговорки"...

Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "

Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования  «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...

Презентация "Русские народные пословицы и поговорки"

Материал, представленный в презентации, можно использовать на уроках литературного чтения, на занятиях в ГПД с учащимися 4 класса....

Русские народные пословицы и поговорки

Русские народные пословицы и поговорки....

Внеклассное занятие по русскому языку "Пословицы и поговорки"

С целью углубления и расширения знаний, приобщения к устному народному творчеству....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...