Конспект урока по литературному чтению В.Берестов «Кошкин щенок», 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Краснова Ольга Ивановна

Ознакомление детей с веселым стихотворением; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, образность речи; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_lit.cht_._v.berestov_koshkin_shchenok.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

В. Берестов «Кошкин  щенок»

2 класс, «Школа России»

Цель урока: ознакомление детей с веселым стихотворением; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, образность речи; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению.

Проверка д/з: выразительно читать стихотворение Ирины Пивоваровой «Жила-была собака», придумать продолжение этого сказочного стихотворения.

Первичное восприятие: Сегодня мы продолжаем знакомиться с разделом «о братьях наших меньших». Прочитайте автора и заголовок (Валентин Берестов «Кошкин щенок») – запись на доске. Ничего необычного не заметили в заголовке? (у кошки не бывает щенков, у них только котята) Вам интересно узнать, почему автор подобрал такой заголовок? Давайте прочитаем стихотворение и узнаем – с. 130 (хорошо читающие ученики).

Кому понравилось это стихотворение? А чем?

Работа над новым материалом.

Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение (по предложению, с 3-го ряда)

  •   Характер стихотворения.

- Определите  характер стихотворения? (шуточное, веселое…)

  Найдите слова, подтверждающие ваше предположение

  Каково отношение автора к своим героям? (доброе, нежное…)

  Найдите слова, подтверждающие ваше предположение

 Словарная работа

  • Приёмный сын – усыновлённый сын;
  • Чистоплотное животное – содержащее себя в чистоте, опрятный;
  • Верзила – высокий и нескладный человек;
  • Плескайся – колыхаться, производить всплеск;
  • Дремлет – полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

  • Эмоциональное состояние каждого героя (образность речи).

- Назовите героев стихотворения? (кошка-мама, щенок-сын)

1 вариант:

- Какая кошка-мама?  Найдите о кошке в стихотворении (заботливая, чистоплотная, бедная)

2 вариант:

- Какой щенок? Найдите, что говорит о нём автор (милый, скромный, ласковый)

- Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный)

  • Словесные картины.

- В учебнике есть рисунок к стихотворению. Подберите слова из текста к рисунку. (Бедной маме не под силу мыть лохматого верзилу…)

На парте у вас лежит карточка со словами,  характеризующие кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы: подчеркните каждую группу цветным карандашом.

ласковый, заботливая,  милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок

Работа со словами.  (Слайд)

Кошка - мать

Щенок

заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.

ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.

  • Интонация и мимика.

- Прочитайте про себя первые 4 строчки. Определите интонацию (доброжелательно, ласково – улыбка)

- Прочитайте эти строки с правильной интонацией.

  • Логические ударения.

На доске:  Был у кошки сын приемный,

                  Не котенок, а щенок,

                  Очень милый, очень скромный,

                  Очень ласковый щенок.

- Прочитайте первое четверостишие и подумайте, какие слова вы выделили голосом.

                - Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение.

                - У кого логическое ударение падает на другие слова?

                 (Был у кошки – а не сын приемный)

                 (Был у кошки сын приемный- а не)

                - Прочитайте свои варианты четверостишия.

Все вместе:

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Быстро лижет язычок

шею, спинку и бочок.

Кошка-мать - животное

Очень чистоплотное.

Но подрос Сынок приёмный,

И теперь он пёс огромный.

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

   Не хватает языка.

Чтобы вымыть шею сыну,

Надо влезть ему на спину.

-Ох, - вздохнула кошка-мать,-

Трудно сына умывать!

Сам плескайся, сам купайся,

Сам без мамы умывайся.

Сын купается в реке.

Мама дремлет на песке.

            - Кто готов прочитать стихотворение выразительно?

Работа над образностью речи.

                   Кто нарисован на стр. 131? (цыплёнок, и гуси)                     

                     Цыпленок

Гусь

Какой?

Как, но не

Что делает?

Как, но не

желтый

солнце

шипит

змея

пушистый

кот

плавает

лодка

С хвостиком

 репа

ныряет

водолаз

Любит червячка

рыба

летает

самолет

Красные сапожки

модница

         

             - Чем похожи?

            - В чем различие?

           - Составьте по рисунку диалог между цыпленком и гусем.

             ( работа в парах)

Итог урока

-Кто знает примеры или истории, где животные воспитывали не своих детенышей или такого не бывает?

- Я вам хочу зачитать некоторые из них:

Интересные факты:

Боксёр и козочка

Когда родилась эта козочка, от неё отказалась мать, и хозяйке пришлось кормить её из соски. Зато, к всеобщему удивлению, отцовские чувства проснулись у хозяйского боксёра, который начал вылизывать новорождённую и вообще взял её под свою опеку и защиту. Сейчас эти двое – не разлей вода, даже спят в обнимку.

Бордер-колли и детёныши вьетнамской вислобрюхой свиньи

В 1997 году поросята оказались в ветеринарной клинике, потому что от них отказалась мать. При клинике жил колли по кличке Мак. Как только он увидел поросят, то немедленно начал их вылизывать и фактически заменил им мать.

Сова и гусёнок

Этой сове много лет не удавалось завести потомство, и она совсем загрустила. Однажды один из сотрудников Центра по разведению птиц подложил ей гусиное яйцо.

В такой ситуации большинство птиц проигнорировали бы или разбили чужое яйцо. Но тут вышло иначе: яйцо было принято, как родное и с вылупившимся малышом потом сложились самые тёплые родственные отношения.

Рефлексия

Оцените себя на уроке

- На сегодняшнем уроке я узнал …

- На этом уроке я похвалил бы себя за …

- После урока мне захотелось …

- Сегодня я сумел …

Домашнее задание

Стр 130 – 131 читать выразительно, р.т. с. 42 № 2; сильной группе – р.т. с. 42 № 2, 3 – посмотрите на задание, есть ли вопросы

ППОТДЛЖДБПППП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.

Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....

Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....

Презентация к уроку литературного чтения В. Берестов "Кошкин щенок"

Презентация к уроку литературного чтения, стихотворение В. Берестова "Кошкин щенок"...

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«В. Берестов «путешественник»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о  творчестве В.Д.БерестоваПланируемые  результаты:Предметные:знать биографию авторауметь читать произведение вслух с постепенным увелич...