Формирование ценностного мира ребёнка через уроки литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению (4 класс) на тему

Иванова Ирина Валерьевна

 Одна из форм  работы с текстом на уроке литературного чтения в начальной школе - акцентное вычитывание. Главная цель уроков акцентного вычитывания художественного текста заключается в том, чтобы дети получили возможность неограниченного развития и имели  активную жизненную позицию.  На этих уроках формируется творческий человек, стремящийся к глубокому постижению мира, человеческих отношений, т.е.  развивая интеллект  ребенка, формируем систему его духовно - нравственных ценностей, что и поможет решить главную задачу обучения и воспитания личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cht.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ценностного мира ребёнка через уроки литературного чтения в начальной школе.

Каждый год в первый класс приходят совершенно разные дети. Много знают об окружающем мире, умеют объяснить происходящие события. Вот только удивляются всё меньше, ещё меньше восхищаются, негодуют… Спокойны и равнодушны, а в результате дефицит чувств, эмоций.

Способность к восприятию художественной  литературы у детей связана с развитием определённых психических свойств:  в том числе чувств и эмоций. Если у ребёнка возникает эмоциональная заинтересованность, личностное отношение к героям и ситуациям книги,  тогда он способен глубоко и правильно воспринять прочитанное и выразить свое отношение к нему.

        Изучая принципы и технологию построения уроков курса Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла»,  который нацелен на воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отображенных, я стараюсь использовать элементы этой технологии на уроках литературного чтения, работая по программе «Школа 2100».

Одной из форм работы  является акцентное вычитывание эпического  текста.  Уроки акцентного вычитывания строятся на основе беседы. Учитель, с одной стороны,  направляет  диалог читателей друг с другом и с автором, а с другой стороны, фиксирует мыслей детей, создаёт модель беседы. Сначала акцентное вычитывание протекает в форме коллективной классной работы, в процессе которой дети постоянно  переходят от «прочитывания» текста к его толкованию, интерпретации, пытаются обосновать свое мнение, подтвердить, «доказать» текстом. Позже эта работа переводится в индивидуальную письменную форму. Создавая сочинение-отзыв, то есть, выражая свое читательское мнение, ученик становится в авторскую позицию, которая в данном случае выступает как ведущая. Рассмотрим  эту работу на примере произведения А.П. Чехова «Ванька».

          Начинаем с вопроса о прочитанном, о своих впечатлениях, обсуждаем эмоциональное восприятие произведения. Такое первое впечатление ребёнок может получить, когда сам читает текст дома или на уроке. Но лучше всего чтобы впервые текст прозвучал во «взрослом» чтении (т.к. требует особого эмоционально - духовного настроя). Чтению должно предшествовать «слово учителя» - своеобразная «настройка» детей на предстоящие им грустные впечатления, иначе у них может возникнуть неадекватное авторскому замыслу настроение (н-р, смех при чтении слов « хозяйка взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать»).

          Затем переходим к восстановлению художественного мира произведения, акцентируем внимание на персонажах, их внешности, действиях, взаимодействии. Этому способствуют следующие вопросы:

-Почему Ванька оказался в городе?

-Почему жизнь в деревне кажется мальчику счастливой?

-Получил ли дедушка письмо Ваньки? И т.д.

Положительный момент беседы в том, что дети в процессе общения друг с другом и с автором достигают понимания,  взаимно дополняя друг друга, становятся ближе как в интеллектуальном, так и в духовном,  и эмоциональном смыслах.

          В заключении мы обсуждаем позицию автора, его ценностные ориентации, идейно-смысловое содержание всего текста и осуществляем рефлексию поступков, совершаемых каждым из нас, соотносим их с действиями персонажей произведения. Детям надо написать отзыв о рассказе А.П. Чехова «Ванька». Прежде  им предстоит подумать об авторе, герое и о самом себе.

Автор. Какие мысли и чувства вызывает у Антона Павловича жизнь его героя? Смешно ли автору или грустно? И почему? Какие чувства хотел вызвать автор у нас, читателей? Зачем он вводит в письмо Ваньки просторечные выражения? Смешны ли нам эти неправильные выражения или

они вызывают какое-то другое чувство? Что стоит за адресом « на деревню дедушке»?

Герой. Вас что-то взволновало и заинтересовало в главном герое. Какие его мысли? Чувства? Поступки? Черты характера?

Читатель. Вдумались ли вы в собственные ощущения, настроения, вызванные рассказом? Что вы думаете о его героях, об авторе?

          На следующем уроке предстоит обсудить сочинения-отзывы, это поможет глубже понять рассказ и его автора. Коллективное обсуждение индивидуальных сочинений-отзывов – это заключительный этап акцентного вычитывания. От ребенка вновь требуется обосновать свою оценку, доказать её текстом произведения.        

        Главная цель уроков акцентного вычитывания художественного текста заключается в том, чтобы дети получили возможность неограниченного развития и имели  активную жизненную позицию.  На этих уроках формируется творческий человек, стремящийся к глубокому постижению мира, человеческих отношений, т.е.  развивая интеллект  ребенка, формируем систему его духовно - нравственных ценностей, что и поможет решить главную задачу обучения и воспитания личности.

В заключение хочется сказать, что уроки литературного чтения должны строиться не только на анализе произведения. Гораздо  важнее помочь детям открыть мир, научить их решать нравственные проблемы, развивать у детей проявление духовности, а точнее – уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что  соответствует ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

                         

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, переходя на новую образовательную парадигму, перед каждым учителем ставятся новые задачи – раскрытие субъектных ценностей и смыслов. Эти задач...

Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Работа предназначена для выступления на методических объдинениях учителей начальных классов. В данном выступлении раскрываются понятия ключевых компетентностей читательской деятельности учащихся, пред...

Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал содержит разработку мастер-класса, раздаточный материал, презентацию....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУДЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯНА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕСовременные дети ограничены в общении; игры, совместная деятель­ность, сотрудничество ...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы  на уроке, способствующими формированию универсальных учебных  действий.Задачи:- познакомить участников с планом проведе...

Методическая разработка. Достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной школе.

Методическая разработка рассматривает вопросы достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной ...