Методическая разработка. Достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной школе.
методическая разработка по чтению

Корешкова Галина Васильевна

Методическая разработка рассматривает вопросы достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka_ns.docx133.65 КБ

Предварительный просмотр:

Достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной школе.

Данная методическая разработка на примере урока литературного чтения в 1-м классе показывает возможность применения актуальных образовательных технологий для достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе.

Тема: А.С.Пушкин и его сказки.

Цель: Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Образовательные технологии и виды деятельности: обучение в сотрудничестве, беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с раздаточным материалом, игровые технологии.

Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация, аудиофайлы.

Организация пространства: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.


Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Организационный момент


-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь.

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На уроке будьте внимательны, дисциплинированы и активны.

Л 1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

Звучит музыка Штрауса «Сказки Венского леса».

Подготовленный ученик читает вступление к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья».   (Слайд 3)

 -Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь?

-Что вы знаете о сказках?

-Что бы вы хотели сегодня узнать нового?

-Сказочное Лукоморье – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете.

-Но почему же она так названа?

- Кто может сказать, что такое Лукоморье? Изгиб морского берега. (Слайд 4)

Лукомо́рье (устар. и поэт. лукомориеморская лука) — морской залив, бухта, изгиб морского берега. В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья.

- Какой сказочный герой будет сегодня сопровождать нас?

- Для начала Кот Учёный предлагает нам отгадать, чьи же сказки сегодня мы будем читать и слушать? (Дети отгадывают ребус).

-Что вы знаете об этом писателе?

Л1; Р3; П4; К2.

Ответы детей.

  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа

Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя)

 -А.С. Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране. (Слайд 5)

6 июня 1799 года в Москве в семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. (Слайд 6)

Отец Сергей Львович и мать Надежда Осиповна очень любили маленького Сашеньку. Его родители были хорошо образованны. В семье говорили на французском языке.  (Слайд 7)

Любовь к родному языку – русскому- маленькому Пушкину привила бабушка Мария Алексеевна Ганнибал.  (Слайд 8)

Но особенно много внимания ему уделяла няня.

 –Кто знает, как звали няню Пушкина?  (Арина Родионовна).

Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее матушкой.  ( Слайд 9)

Рассказанные няней сказки запомнились Саше на всю жизнь… (Слайд 10)

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…» - восклицал будущий поэт.  (Слайд 11)

Многие из них он использовал как сюжеты для собственных сказок. Особенность сказок Пушкина в том, что они написаны в стихах.  (Слайд 12)

-А какие сказки А.С.Пушкина вы читали?

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай сказку». Каждая группа готовится выразительно прочитать свой отрывок, а остальные ребята должны отгадать, из какой он сказки.

1. Пошёл старик к синему морю,

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

2. В синем небе звезды блещут

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет.»

3.Живёт Балда в поповом доме,

Cпит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

4. «Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей…»

-Молодцы, вспомнили сказки Пушкина.

- А теперь посмотрите на наш волшебный дуб. Из каких сказок Пушкина эти предметы и герои?

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1.

Прогнозировать содержание раздела.

Работа в группе.

Работа по учебнику

Рассмотрите иллюстрации на  с.52-53. К какой сказке Пушкина они нарисованы?

-Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе  Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкин.)

-Теперь почитаем отрывки из сказок знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.

- Сейчас кто-то из вас будет читать отрывок, а остальные внимательно слушать и следить.

- Из какой сказки эти два отрывка? Кто обращается к ветру? Кого разыскивает царевич Елисей? Где жила царевна?

Из какой сказки эти строки? У кого в городе жила белочка?

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1

Обсуждать прочитанное.

Читать произведение плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Физминутка (Слайд 13)

--А теперь давайте представим себе, что мы сами волшебные золотые рыбки, и потанцуем.

                                                                                                                              Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песке.

  1. Продолжение работы по теме

Фронтальная работа

- А теперь предлагаю поучаствовать в викторине по сказкам Пушкина.

1. Где жили старик со старухой?- У моря.

2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.

3. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.

      4. Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? – Белочка.

5. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.

6.Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? – Звездочёт.

7. С кем Балда соревновался на море? – С чертёнком.

8. Какой предмет на лице карла Черномора является самым дорогим и ценным? – Борода.

9. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь.

10. Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? – Коршуна.

11. Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу? – Три щелчка по лбу.

12.Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? – Чтобы старуха стала владычицей морскою.

13.К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? – Месяц, ветер, солнце.

14.Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? – Из моря-океана.

15.Что умело делать волшебное зеркальце? – Говорить.

16.Сколько лет жили вместе старик со старухой? – 30 лет и 3 года.

17. Закончи знаменитую фразу из сказки А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам…»? – Урок.

Групповая работа.

 -А сейчас я предлагаю вам новый вид работы. Попробуйте разгадать кроссворд по сказкам А. С. Пушкина. Работать вы будете в группе.

-Какие правила вы должны соблюдать при этом?

G:\f6IYGtWSN4c.jpgG:\jHAn-Y9vxVk.jpg(Слайд 16)

П4; П5; Р1

Работа в группе.

Проверка по эталону.

  1. Итог урока

-С каким автором мы сегодня познакомились?

-Отрывки, из каких сказок читали?

-А теперь давайте сделаем выставку рисунков к любимым сказкам Пушкина, которые вы приготовили дома.

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

  1. Рефлексия

- Что вам показалось наиболее интересным на уроке? Что у вас вызвало затруднение? Покажите смайлики, как вы оцениваете свою работу на уроке.

Вот и все. Последней сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Ну, а если захотите

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки ее взять,

И любимые герои

С вами встретятся опять!

Книги можно взять в библиотеке. Читайте сказки А.С. Пушкина.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, переходя на новую образовательную парадигму, перед каждым учителем ставятся новые задачи – раскрытие субъектных ценностей и смыслов. Эти задач...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУДЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯНА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕСовременные дети ограничены в общении; игры, совместная деятель­ность, сотрудничество ...

Формирование ценностного мира ребёнка через уроки литературного чтения в начальной школе.

Одна из форм  работы с текстом на уроке литературного чтения в начальной школе - акцентное вычитывание. Главная цель уроков акцентного вычитывания художественного текста заключается в том, ...

Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством групповой и парной работы на уроках литературного чтения в начальной школе, опи...

Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе посредством парной и групповой работы на уроках литературного чтения, опис...

«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....

методическая разработка «Проектная технология на уроках литературного чтения в начальной школе»

материал Тамары Александровны Яковлевойхарактеризует:1)    достаточный объем проработанной и осмысленной научной литературы в области теории языковой личности, педагогики и психологии д...