Программа. Тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Тикахина Лариса Владимировна

Школа 2100. 3 класс.

Программа. Тематическое планирование уроков литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          ПРОГРАММА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

  1. Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь  в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для   учителя и  «Тетради  по  литературному чтению» для  учащихся.

        В программе за основу взят традиционный тематический принцип  группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои  особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

В 3-м классе дети, которые уже  знакомы с двумя источниками чтения  –  фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь   находят свою  реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го класса, позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов  XX  в., доступные для   детского чтения;  современную детскую литературу.

        Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать  принцип идейно художественной значимости  для  ребёнка того,  что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме  эвристической беседы.

                В 3-м классе  последовательность текстов и  тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник,  размышляет,  задаёт вопросы. И  вместе с  Настей читают и думают ученики.

При составлении учебника для  3-го класса в большей мере, чем во всех  остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла  речь  выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково  последовательно во всех  книгах, что,  с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

                Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей,  и  уроки  внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том,  что на этих  уроках дети работают не с учебником-хрестоматией,  а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том,  что  дети  читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих  уроков –  индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

        Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4  до 7–8  предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут  учить одно из 2–3  стихотворений по собственному выбору.

На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа  с текстом до чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока, с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся  к работе.

II этап. Работа  с текстом  во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия  (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа  с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,         дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III. Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами  начального  общего   образования  предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136  ч. в год) или  по три  часа  в неделю (102  ч. в год).  

IV. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования  и  прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

3–4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

3-й класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

  • выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
  • самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
  • составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
  • сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
  • самостоятельно составлять план рассказа о герое;
  • отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;
  • использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Развитие устной и письменной речи

Обучение:

  • подробному и краткому пересказу текста по плану;
  • выборочному пересказу текста;
  • словесному рисованию картин к художественным текстам;
  • составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
  • составлению устных рассказов от имени одного из героев;
  • составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения. Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
    Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.

        Эстетическое переживание прочитанного элементы литературоведческого анализа текста

Формирование умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики героя.
Обучение работе над образом литературного героя по плану:
- портрет;
- детали биографии (что известно о его жизни);
- черты личности (какой он?); как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
- речь героя как средство его характеристики;
- отношение автора к герою;
- собственное отношение к герою, его обоснование.

Формирование внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем; умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения  к написанному автором  (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание своего отношения к прочитанному тексту.
 

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями
Рассказ, расширение и углубление понятия о рассказе.
Повесть, ее отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.
Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во II классе.

VI. Содержание учебного предмета

3-й класс - 136 ч (4 часа в неделю)

Прощание с летом  (6 ч). Стихи Б. Заходера, К.  Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние   путешествия  и  приключения  (19 ч).  Стихи Ю.   Кима,  рассказы  и   отрывки  из   повестей  К.   Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа   летом   (9 ч).  Стихи  С.  Есенина,  И.   Бунина, Б.  Пастернака, рассказы и  отрывки  из   повестей  И.   Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (13 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из  повестей Л.  Гераскиной, Г.  Куликова, Э. Успенского  о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень  увлекательных уроках.

«Глухая  пора   листопада...»  (8  ч).  Стихи  А.  Пушкина, Ф.   Тютчева,  К.   Бальмонта, Д.  Самойлова,  Г.  Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый  свои мне сказки  говорил...» (18 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш.  Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает...» (12 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (9 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д.  Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой  и папой  (12 ч). Стихи А.  Барто, С. Маршака, Э.  Успенского, рассказы И.  Дика, В.  Драгунского, Ю.  Коринца  о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним  музыкой   сердца...»  (9  ч).  Стихи  для   детей О.  Мандельштама, рассказы и  отрывки из  повестей И.  Тургенева, В.  Короленко, К.  Паустовского, маленькие сказки  Г.  Цыферова  о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу  человека.

День смеха (4 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из  повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях,  о чувстве юмора.

«О весна,  без конца  и без краю...» (8 ч). Стихи Ф.  Тютчева, А.   Блока,  В.   Маяковского,  О.   Мандельштама,  Саши   Чёрного, Б.  Окуджавы, А.   Макаревича,  отрывок  из   повести  А.   Толстого о весне, о весенней природе.

День  Победы   (5  ч).  Стихи-размышления А.  Ахматовой, А.  Твардовского, Б. Окуджавы, В.  Высоцкого о трагизме войны, о человеческих   судьбах,   через    которые   прошла   война;   рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная  земля  (6 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

Таблица предметных требований к умениям

по литературному чтению

(необходимый уровень)

3-й класс

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста  по  заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

- самостоятельно читать про  себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

- совместно с учителем вести диалог с автором текста;

- делить текст на части, составлять простой план;

-самостоятельно формулировать главную мысль текста;

- находить в тексте материал для характеристики героя;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять рассказ-характеристику героя;

- составлять устные и письменные описания.

- по  ходу  чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

- высказывать        и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

- различать в  прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

- видеть в  художественном тексте сравнения, эпитеты,  олицетворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.      

Техника чтения

Первое полугодие.

 Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами (многосложные малоизвестные слова — по слогам). Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста, соответствующей интонации. Темп чтения вслух от 60—70 слов.
Осознанное чтение про себя. Темп чтения от 80—90 слов.

Второе  полугодие.

Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух от 75—80 слов. Осознанное чтение про себя. Темп чтения от 95—100 слов.


VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

(4 часа в неделю – 136 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Дата

                       предметные

метапредметные

личностные

Книга I

Раздел 1. Прощание с летом – 6  часов

1

Знакомство с учебником. Стихотворения Г.Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю.Кима «Светлый день».

1

НТ

Знать, что такое стихотворение, рифма, соотносить интонацию с содержанием.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Уметь объяснять название разделов книги, читать стихи наизусть.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

2-3

Чем можно гордиться? Рассказ В.Драгунского «Англичанин Павля».  

2

НТ

Знать содержание текста.

Уметь находить в тексте слова героя и автора, выразительно читать.

4-5

«Взрослая» жизнь дяди Федора, Матроскина и Шарика. Главы из повести Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

2

НТ

Знать содержание текста.

Уметь самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части,  выразительно читать.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

6

Лето волшебное и разное. К.Бальмонт «Капля». Б.Заходер  «Что красивей всего?» Подготовка к написанию сочинения - миниатюры.

1

НТ

РР

Знать содержание текста, уметь его анализировать. Знать этапы написания сочинения.

Уметь составлять правильные предложения.

Раздел 2. Летние путешествия и приключения – 19 часов

1/7

 Введение в раздел. Ю.Ким «Отважный охотник».

1

ВУ

НТ

Уметь выразительно читать стихотворение.

2, 3/

8, 9

Приключение изыскателей. С.Голицын «Сорок изыскателей» (главы 1 и 3).

2

НТ

Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

Развивать умение выделять ключевые слова в тексте.

4,5/

10,11

Какие они – настоящие изыскатели? С.Голицын «Сорок изыскателей» (глава  4).

2

НТ

РУ

Высказывать своё отношение к прочитанному.

6/12

Повесть о летних путешествиях. И.Дик «В дебрях Кара-Бумбы» (ч. 4-5, глава первая).

1

НТ

РУ

Знать содержание текста.

Уметь определять тему и главную мысль текста.

7/13

Повесть о летних путешествиях.  И.Дик «В дебрях Кара-Бумбы» (ч. 6-9, глава первая). Рассказ и повесть.

1

НТ

РУ

Самостоятельно делить текст на части, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли.

8,9/

14,15

Во что верят и играют мальчишки? М.Твен «Приключения Тома Сойера» (ч.1-6, глава восьмая)

2

НТ

РУ

Уметь формулировать вопросы к тексту, составлять устный рассказ от имени одного из героев.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

10/16

Кто такой Том Сойер? М.Твен «Приключения Тома Сойера» (ч.1-4, глава тринадцатая). Заключительный урок.

1

НТ

РУ

Знать содержание текста.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

11/17

Внеклассное чтение по разделам 1-3. Игра становилась жизнью. А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

ВЧ

Знать детали биографии А.П.Гайдара.

12,13/

18,19

Как слава пришла к А. Гайдару. Б.Емельянов «Игра».

2

НТ

РУ

Знать детали биографии А.П.Гайдара.

 Уметь составлять пересказ по готовому плану.

14,15/

20,21

Понятия «образ-персонаж», «рассказчик», «автор». Превращение кота Ворюги в кота Милиционера. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».

2

НТ

РУ

Знать содержание текста.

Уметь составлять устный рассказ о героях произведения.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

16, 17/

22, 23

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. К.Г.Паустовский «Жильцы старого дома».

2

НТ

РУ

Знать героев изученного произведения.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Уметь давать характеристику персонажам.

18/24

Обобщение по произведениям раздела.

Проверочная работа  №1 по разделам 1 и 2.

1

ИУ

Знать названия, содержание изученных произведений.

19/25

Обучающее сочинение (тема – по выбору обучающихся из предложенных авторами учебника).

1

РР

Уметь создавать небольшой текст на заданную тему.

Раздел 3. Природа летом – 9 часов

1/26

Введение в раздел. С.Есенин «С добрым утром!», А.П.Чехов «Степь» (отрывок).

1

НТ

Знать, что такое стихотворение, рифма, соотносить интонацию с содержанием.

Уметь самостоятельно находить в стихотворении слова и выражения, которые использует автор для описания.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

2,3/

27,28

Отчего так хорошо ранним летним утром? А.Н.Толстой «Детство Никиты» (главы «В купальне», «Стрелка барометра»).

2

НТ

Знать содержание прочитанного.

Уметь анализировать поступки героев.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

4,5/

29,30

Картины летнего дня И.С.Тургенев «Голуби», И.А.Бунин «Розы».

2

НТ

РУ

Знать, что такое стихотворение, рифма, соотносить интонацию с содержанием.

Уметь выразительно читать стихотворение.

6/31

Урок – практикум по развитию читательских умений. В.В.Бианки «Неслышимка».

1

РУ

Знать содержание прочитанного.

7/32

Краски и звуки лета. М.М.Пришвин «Золотой луг».

1

НТ

Уметь выразительно читать стихотворение наизусть.

8/33

Обобщение по разделу. Б.Л.Пастернак «За поворотом».

Проверочная работа №2 по разделу 3.

1

ИУ

Знать названия, содержание изученных произведений.

9/34

Вн.чт. по теме: Стихи поэтов-классиков о лете (Ф.Тютчев, А.Майков, И.Никитин, А.Плещеев, И.Бунин, С.Есенин и др.)

1

ВЧ

Знать, что такое стихотворение, рифма, соотносить интонацию с содержанием.

Уметь выразительно читать стихотворение.

Раздел 4. Уроки и переменки - 13 часов

1,2,3/

35,36,37

Введение в  раздел. Необычная школа.  Фрагменты из книги Э.Успенского «Школа клоунов».

3

НТ

РУ

Знать содержание прочитанного.

Уметь ориентироваться в книге,

находить необходимую информацию, используя содержание.

4/38

Урок – практикум по развитию читательских умений. Б.Заходер «Перемена» (работа в тетради).

1

РУ

Уметь понимать образные выражения.

5, 6/

39, 40

Легко ли быть Песталоцци?  Главы из книги Г.Куликова «Как я влиял на Севку».

2

НТ

РУ

Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Уметь самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части,  выразительно читать.

7/41

Путь в Страну невыученных уроков. Б.Заходер «Вредный кот», главы 1-4 из повести Л.Гераскиной «В Стране невыученных уроков».

1

НТ

Развивать умение работать с заглавием произведения, уметь прогнозировать содержание произведения на основе заглавия, иллюстрации.

8, 9/

42, 43

Испытания для Виктора Перестукина.  Главы  5-12 из повести Л.Гераскиной «В Стране невыученных уроков».

2

НТ

РУ

Знать содержание прочитанного. Уметь высказывать своё отношение к прочитанному.

10,11/

44,45

Стихи о ребятах и секретах роста. О.Григорьев «Витамин роста», «После уроков», «Кто прав?».

2

НТ

РУ

Знать, что такое стихотворение, рифма, соотносить интонацию с содержанием.

Уметь выразительно читать стихотворение.

12/46

Обобщение по разделу.

Проверочная работа №3 по разделу 4.

1

ИУ

Знать названия, содержание изученных произведений.

13/47

Вн.ч. по теме: Книги о сверстниках, о школе (И Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», Л.Гераскина «В Стране невыученных уроков» (другие главы) и т.п.)

1

ВЧ

Знать содержание прочитанного. Уметь высказывать своё отношение к прочитанному.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Раздел 5. «Глухая пора листопада …» - 8 часов

1,2/

48,49

Введение в раздел.  Такая разная осень…  А.С.Пушкин «Осень», К.Бальмонт «Осень», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной …».

2

НТ

Уметь соотносить авторов, названия прочитанных произведении, видеть сравнения, эпитеты, олицетворения.

Знать анализ стихотворения.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

3/50

Что заслуживает описания? К.Паустовский «Мой дом».

1

НТ

Уметь отвечать на вопросы по содержанию.

4/51

Стихи о «близости снега». Г.Сапгир «Четыре конверта», Д.Самойлов «Перед снегом».

1

НТ

Знать содержание прочитанного.

Уметь по ходу чтения представлять картины, устно рисовать то, что представили.

5,6/

52,53

Как приходит зима. К.Паустовский «Прощание с летом», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…».

2

НТ

Уметь находить в тексте предложения для характеристики событий, места действия.

7/54

Обобщение по разделу.  Подготовка к написанию домашнего сочинения (тема – по выбору учащихся из предложенных авторами учебника).  

Проверочная работа №4 по разделу 5

1

ИУ

РР

Знать героев прочитанных произведений.

Уметь создавать небольшой текст на заданную тему.

8/55

Вн.чт. по теме: «Русские народные сказки».

1

ВЧ

Знать что  такое сказка, виды сказок.

Уметь находить в сказке зачин и концовку.

Уметь пересказывать сказки.

Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил …» - 18 часов

1/56

Введение в раздел. Г.Сапгир «Леса-чудеса».

1

НТ

Знать алгоритм заучивания наизусть стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации.

2/57

«Сказка – ложь, да в ней намек…».  Русская сказка «Кот и лиса».

1

НТ

Уметь находить в сказке зачин и концовку.

3,4/

58,59

Какие еще бывают сказки? Русские народные сказки «Никита-Кожемяка», «Как мужик гусей делил».

2

НТ

РУ

Знать что  такое сказка, виды сказок.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Книга II

5,6/

60,61

Мир волшебной сказки.  Стихотворение Дж. Р. Р. Толкина «Еще не выстыл сонный дом…»,  арабская  сказка «Синдбад-Мореход».

2

НТ

РУ

Уметь осознанно и выразительно читать,  отвечать на вопросы по содержанию.

Уметь делить текст на части и озаглавливать части.

\7,8/

62,63

За что награждают в сказках? Ш.Перро «Ослиная шкура».

2

НТ

РУ

Знать различия между сказкой народной и авторской.

Уметь пересказывать близко к тексту, находить в сказке ключевые слова.

9,10/

64,65

Может ли оловянный солдатик быть стойким? Г.-Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

2

НТ

РУ

Уметь пересказывать близко к тексту, составлять план.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

11,12/

66,67

Уроки сказочной повести. Фрагмент из книги А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».

2

НТ

РУ

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь пересказывать по опорным словам.

13,14/

68,69

Пьеса - драматическое произведение. Сказка для театра.

С.Маршак «Сказка про козла».

2

НТ

РУ

Знать признаки драматического произведения - пьесы.

Уметь делить текст на части.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

15,16/

70,71

Обобщение по произведениям раздела. В.Высоцкий «Песня Кэрролла».

Проверочная работа№5  по разделу 6.

2

ИУ

Знать названия, содержание изученных произведений.

17/72

Вн.чт. по теме: Сказки-путешествия (В.Губарев «Королевство Кривых зеркал», С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», сказки А.Волкова и т.п.)

1

ВЧ

Знать героев прочитанных произведений.

18/73

Обучающее сочинение (подготовка к сочинению сказки).

1

РР

Уметь создавать небольшой текст на заданную тему.

Раздел 7.  «Поёт зима, аукает …» - 12 часов

1/74

Введение в раздел. Звуки и краски зимы. С.Есенин «Поёт зима, аукает…», «Пороша».

1

ВУ

НТ

Знать алгоритм заучивания наизусть стихотворений.

Уметь выразительно читать стихи.

Видеть в стихах сравнения, эпитеты, олицетворения.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

2/75

Подарки зимы. Стихотворения К.Бальмонта «Снежинка», И.Бродского  «Вечером».

1

НТ

Уметь выразительно читать стихи  с использованием соответствующей интонации.

3,4/

76,77

В ожидании новогоднего чуда. Ю.Мориц «Настоящий секрет»,

 А.Барто «В защиту Деда Мороза».

2

НТ

РУ

Уметь выразительно читать стихи  с использованием соответствующей интонации.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

5/78

Урок – практикум по развитию читательских умений. В.Драгунский «Кот в сапогах» (работа в тетради).

1

РУ

Знать автобиографию автора.

Уметь кратко пересказывать главы из произведения.

6,7/

79,80

Зимние впечатления. Б.Пастернак «Снег идёт», А.Башлачёв «Рождественская», Д.Самойлов «Город зимний…».

2

НТ

РУ

Знать алгоритм заучивания наизусть стихотворений.

Уметь выразительно читать стихи.

8,9/

81,82

Суровые законы жизни зимнего леса. В.Бианки «По следам».

2

НТ

РУ

Уметь делить текст на части

Уметь находит в тексте слова для характеристики событий, места действий, пересказывать от лица.

10/83

Обобщение по произведениям раздела. В.Бианки «По следам» (окончание работы).  

Проверочная работа №6  по разделу 7

1

ИУ

Знать названия, содержание изученных произведений.

11/84

Обучающее сочинение «Новогодняя ночь».

1

РР

Уметь создавать небольшой текст на заданную тему.

12/85

Вн.чт. по теме: Сказка-пьеса С.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

ВЧ

Знать героев прочитанных произведений

Раздел 8. Животные в нашем доме – 9 часов

1/86

Введение в раздел. В.Берестов «Прощание с другом»,  Д.Мамин-Сибиряк «Медведко».

1

ВУ

НТ

Знать содержание прочитанного.

Уметь строить предположения о содержании произведения, используя иллюстрации, название текста.

2/87

У каждого – свое место в природе. Д.Мамин-Сибиряк «Медведко».

1

НТ

РУ

Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

Уметь самостоятельно работать с текстом.

3,4/

88,89

Замечательные собаки. Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю.Коринца «Там, вдали, за рекой».  

2

НТ

РУ

Знать содержание прочитанного.

Уметь самостоятельно работать с текстом, знать этапы работы.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

5/90

В.Драгунский «Дымка и Антон», Г.Сапгир «Морская собака».

1

НТ

РУ

Знать содержание прочитанного.

Уметь самостоятельно работать с текстом, знать этапы работы.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

6,7/

91,92

Каждый ли клест может стать капитаном? Ю.Коваль «Капитан Клюквин».

2

НТ

РУ

Уметь самостоятельно работать с текстом.

8/93

Удивительные пони. Ю.Мориц «Пони», «Любимый пони».

1

НТ

РУ

Знать этапы анализа стихотворения.

Уметь самостоятельно формулировать вопросы.

9/94

Обобщение по произведениям раздела. Устный журнал «Добро в твоём сердце».

Проверочная работа №7 по разделу 8.

1

ИУ

Знать названия, содержание изученных произведений.

Раздел 9. Мы с мамой и папой – 12 часов

1/95

Введение в раздел. Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…», «Всё в порядке».

1

ВУ

НТ

Знать этапы анализа стихотворения.

Уметь самостоятельно формулировать вопросы.

2/96

Мечты о «взрослой» жизни. В.Драгунский «…Бы».

1

НТ

Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

Знать содержание прочитанного произведения, уметь пересказывать близко по содержанию.

3/97

Подарки – это серьезное дело. Ю.Коринец «Подарки под подушкой»,  А.Барто «Разговор с дочкой».

1

НТ

Уметь определять идею произведения, передавать настроение интонацией.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

4,5/

98,99

Во что нельзя «играть». И.Дик «Красные яблоки», А.Барто «Перед сном».

2

НТ

РУ

Знать содержание прочитанного.

Уметь отвечать на вопросы  по содержанию.

6,7/

100,101

Что такое взаимопонимание? В.Драгунский «Девочка на шаре».

2

НТ

РУ

Уметь формулировать главную мысль произведения, составлять цитатный план.

8,9/

102,103

Что такое взаимопонимание? В.Драгунский «Тайное становится явным».

2

НТ

РУ

Знать содержание прочитанного

Уметь отвечать на вопросы по содержанию, составлять план.

10/104

Хорошо, когда рядом – папа! С.Маршак «Хороший день».

1

НТ

Уметь самостоятельно формулировать главную мысль текста, находить материалл для характеристики героев.

11/105

Творческая работа.  Сочинение о своей семье.

1

РР

Уметь создавать небольшой текст на заданную тему.

12/106

Обобщение по произведениям раздела.

Проверочная работа №8  по разделу 9.

1

ИУ

Знать названия, содержание изученных произведений.

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» - 9 часов

1/107

Введение в раздел. О.Мандельштам «Рояль».

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

ВУ

НТ

Уметь читать по ролям, показывая интонацией характер героя.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

2,3/

108,109

Как рождается музыка? К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (окончание).

2

НТ

Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

Знать содержание прочитанного.

Уметь  отвечать на вопросы по содержанию.

4,5/

110,111

Сказка о маленьком Моцарте. Фрагмент из книги Г.Цыферова  «Тайна запечного сверчка».

2

НТ

РУ

Уметь передавать настроение текста интонацией, отвечать на вопросы по содержанию.

6/112

Волшебная сила бессмертной музыки. И.Тургенев «Певцы» (отрывок).

1

НТ

РУ

Уметь передавать настроение текста интонацией, отвечать на вопросы по содержанию.

7,8/

113,114

Какими бывают встречи с писателями?. В.Драгунский «Независимый Горбушка».

2

НТ

РУ

Уметь задавать вопросы по ходу чтения.

9/115

Обобщение по произведениям раздела. 

В.Драгунский «Независимый Горбушка» (окончание работы).

Проверочная работа №9  по разделу 10.

1

ИУ

Знать названия, содержание изученных произведений.

Раздел 11. День смеха – 4 часа

1/116

Введение в раздел. Веселые стихи. Г.Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или всё наоборот».

1

РУ

Уметь выразительно читать стихи  с использованием соответствующей интонации.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

2,3/

117,118

Легко ли смеяться над собой? В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора».

1

НТ

РУ

Уметь выразительно читать стихи  с использованием соответствующей интонации.

4/119

Веселые стихи. Двустишия О.Григорьева, Ю. Владимирова,  Ю. Мориц «Малиновая кошка». Обобщение по разделу. 

1

НТ

ИУ

Уметь определять идею произведения, передавать настроение интонацией.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Раздел 12. «О, весна, без конца и без края…» - 8 часов

1/120

Введение в раздел. Как приходит весна. Стихи о весне Ф.Тютчева, А.Блока, А.Макаревича.

1

ВУ

НТ

Уметь проводить анализ стихотворения, сравнивать прочитанное, соотносить интонацию с содержанием. Уметь передавать звуки и запахи стихотворения.

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

2,3/

121,122

Озорные стихи о весне. Стихи о весне В.Маяковского, О.Мандельштама, С.Чёрного.

2

НТ

РУ

Уметь выразительно читать стихотворение, интонацией передавая чувства героев.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Видеть в стихах сравнения, эпитеты, олицетворения.

4/123

Картины весны. Б.Окуджава «Весна».

1

НТ

РУ

Уметь задавать вопросы по ходу чтения. Уметь передавать звуки и запахи стихотворения.

5/124

Проверка уровня развития читательских умений. А.Толстой «Детство Никиты» (глава «Весна»).

1

УК

Знать содержание прочитанного произведения, уметь пересказывать близко по содержанию. Знать алгоритм заучивания наизусть небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации.

6,7/

125,126

Подготовка к написанию домашнего сочинения о весне.

Проверочная работа №10 по разделам 11 и 12.

2

РР

Знать названия, содержание изученных произведений.

8/127

Проверка техники чтения.

1

УК

Уметь читать незнакомый текст в темпе 75-80 слов в минуту

Раздел 13. День Победы - 5 часов

1/128

Введение в раздел. А.Ахматова «Памяти друга».

1

НТ

Уметь выразительно читать, уметь выражать своё отношение к героям и событиям.

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

2,3/

129,130

Трудная тема – война. В.Драгунский «Арбузный переулок».

2

НТ

РУ

Уметь выразительно читать, уметь выражать своё отношение к героям и событиям.

4/131

Стихи о войне В.Маяковского, Б.Окуджавы, А.Твардовского, В. Высоцкого.

1

НТ

Уметь выразительно читать, уметь выражать своё отношение к героям и событиям.

5/132

Вн.чт. по теме: Произведения о Великой Отечественной Войне.

1

ВЧ

Уметь выразительно читать, уметь выражать своё отношение к героям и событиям.

Раздел 14. Родная земля – 4 часа

1/133

Введение в раздел. К.Паустовский «Бескорыстие».

1

НТ

Знать наизусть отрывок из текста, уметь передавать чувства автора.

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

2/134

Что такое Родина? Г.Бахревский, Г.Цыферов «Дубёнка».

1

НТ

Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

Уметь выразительно читать стихотворение, интонацией передавая чувства героев.

3/135

М.Цветаева «Домики старой Москвы».

1

НТ

Уметь выразительно читать стихотворение, интонацией передавая чувства героев.

4/136

Заключительный урок. С.Козлов, Г.Цыферов «Где живёт солнце?» 

Итоговая контрольная работа

1

УК ИУ

Уметь выделять главную идею произведения после самостоятельного знакомства с текстом.

Знать названия, содержание изученных произведений.

Условные обозначения типов урока:

НТ -  урок работы с новым текстом

РУ - урок развития умений

ВУ – вводный урок

ИУ – итоговый урок

УК – урок контроля        

                               VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОС «Школа 2100» ((Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011), авторской программы по литературному чтению  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и обеспечена УМК:

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Литературное чтение. Учебник, 3-й класс. («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч. – по 208 с., ил. – Изд. 4-е, перераб.

  • Бунеев Р.Н.  Рабочая тетрадь к учебнику «В одном счастливом детстве». 3 класс  
  • Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А.

Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 3-м классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено в соответствии с ФГОС. Программа "Школа 2100", учебник "Капельки солнца", авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева...

рабочая программа и тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса

Рабочая программа и тематическое планирование для 4 класса  по литературному чтению составлено с учетом ФГОС по УМК "2100" из расчета 2 часа в неделю для школ Санкт-Петербурга....

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения (надомное обучение) в 1 классе по программе "Школа России"

Планирование уроков литературного чтения для надомного обучения в 1 классе по программе "Школа России"...

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по программе Горецкого.

Литературное чтение Календарно – тематическое планирование   № Тема урокаКол-во часовДата проведенияТребования к знаниямМетоды и технологииФорма контроляПримечанияПланфакт Был...

Программа. Тематическое планирование уроков литературного чтения 4 класс

Школа 2100. 4 класс.Программа. Тематическое планирование уроков литературного чтения....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...