Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК Образовательная система "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Босикова Айталина Владимировна

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету "Литературное чтение", в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения и ориентирована на работу по УМК "Школа 2100" для 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

VII. Календарно-тематическое планирование уроков  литературного чтения

по учебнику «В океане света» в 4-м классе (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), 2013 г. издания

из расчета 2 часа в неделю, всего в год 68 часов

Дата

Факт. дата

Тема урока

Планируемые результаты

Виды
деятельности

Колич.часов

Домашнее задание

Примечание

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1 четверть (17 ч.)

1

03.09

Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог»

 Знать основное содержание изученных произведений, их авторов

 Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе. Стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; формулировать основную мысль текста

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучения, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать свое и чужое высказывания.

Чтение

 Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нем логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументированно свое отношение к прочитанному, к героям.

Культура письменной речи

Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Творческая деятельность

Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучения, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать свое и чужое высказывания.

Чтение

 Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нем логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументированно свое отношение к прочитанному, к героям.

Культура письменной речи

Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Творческая деятельность

Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

1

Устное сочинение «В какое время мне хотелось бы попасть».

Раздел 1.  Любимые книги (5 ч)

2

08.09

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г.Сапгир  «Сегодня, завтра и вчера»)

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

1

1) Выучить наизусть стихотворение Г. Сапгира.

2) Одно из заданий в тетради

(III.1, 2).

3

10.09

Начало удивительных событий. (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2).

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

1

Нарисовать свой город будущего или выполнить задание III.4.

Самостоятельно прочитать часть 3.

4

15.09

Евгений Велтистов из книги «Приключения Электроника» глава 2-3

1

Выполнение заданий (тетрадь, III.2, 3, 4) или творческий пересказ на тему «Урок математики» (от лица Таратара Таратарыча, Макара Гусева, Электроника – по выбору учащихся).

5

17.09

Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»)

1

1) Выучить наизусть (по выбору):

– самый смешной отрывок;

– самый фантастический отрывок;

– самый поучительный отрывок.

2) Подготовить рассказ о любимом литературном герое.

6

22.09

Обобщение по разделу. Проверочная работа №1

1

Раздел 2. У истоков русской детской литературы (11 ч.)

7

24.09

Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А.Пушкин «Борис Годунов» (отрывок)  Н.Кончаловская «Наша древняя столица»)

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– строить рассуждения;

Познавательные:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

 -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1

Выберите из этих текстов один и выучите его наизусть.

Попробуйте объяснить свой выбор.

8

29.09

Повесть временных лет «Расселение славян»

«Изобретение славянской азбуки»

1

1) Выразительное чтение текста «Расселение славян».

2) Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

– Расспросите своих родителей, бабушек, дедушек, знакомых о происхождении названий той местности, где вы живёте. Может быть, об этом существуют предания, рассказы? Запишите их.

9

02.10

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого

«Поучение»  Владимира Мономаха детям.

1

С. 41, задание 3 (по учебнику).

10

06.10

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский писатель.

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– отличать древнерусские стихи от современных

1

Подготовить выразительное чтение отрывков из стихов Савватия, любой из них перевести письменно (задание 2 в тетради, урок 15).

11

09.10

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

1

Выучить наизусть любое стихотворение С. Полоцкого или К. Истомина.

12

13.10

Обобщение по разделу. Проверочная работа №2

Уметь:

– выполнять творческие задания;

– определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги

1

Урок 17, задание III.4 (тетрадь).

13

16.10

Путешествие 2. Конец  XVIII века. Усадьба Аксаковых. «Детские годы Багрова-внука»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

1

Вместе с родителями прочитать главы 1–3 повести С. Аксакова. Записать вопросы к автору, которые возникли в ходе чтения текста.

Задание 2 на с. 68 учебника. Рассказ о герое книги по плану.

14

20.10

«Жизнь и приключения Андрея Болотова» автобиографическая книга и мемуары

1

– Задание 4 в тетради.

– Принести один из современных детских журналов в класс на выставку.

15

23.10

Николай Новиков «Статьи из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Знать:

– о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;

– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Уметь:

– сравнивать построение нравоучительных статей;

– соотносить текст с пословицами

1

Подготовить к выразительному чтению одну из статей Н.И. Новикова, передать чтением назидательность и поучительность текста.

16

27.10

Образ «идеального ребёнка» в детских стихах. Александр Шишков «Песенка на купание», «Ягнёнок», «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

1

Чтение авторского текста, с. 84–85 учебника. Выучить наизусть любой поэтический текст А.С. Шишкова (можно отрывок).

17

30.10

Обобщение по разделу. Проверочная работа №3

1

2 четверть (14 ч.)

Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается…

18

10.11

Путешествие 3. Москва начала XIX века. Иван Крылов «Слон и Моська», «Квартет», «Свинья под дубом

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Регулятивные:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

Познавательные: осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Владеть диалогической формой речи. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные:

– задавать вопросы.

высказывать и обосновывать свою точку зрения; формулировать основную мысль текста.

– Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– задавать вопросы.

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1

1) Одну из басен И.А. Крылова выучить наизусть.

2) Принести сборники басен И.А. Крылова (специальные издания для детей).

19

13.11

Путешествие 4.

1828 год. Первая русская литературная сказка. А.Погорельский «Чёрная курица или подземные жители»

1

Творческий пересказ «В гостях у подземных жителей» (от лица Алёши).

20

17.11

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

– различать жанры художественной литературы

1

Выучить наизусть отрывок из сказки, объяснить свой выбор.

21

20.11

Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

1

Выучить наизусть отрывок из сказки Жуковского.

22

24.11

Владимир Даль «Война грибов с ягодами», «Кузовок»

1

Задание III.4 в «Тетради по литературному чтению».

23

27.11

Александр Ишимов «Славяне».

1

Краткий пересказ, задание 2, с. 163 учебника.

24

01.12

Обобщение. Проверочная работа № 4.

1

25

04.12

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг

С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

 – читать стихотворные произведения

наизусть;

– различать жанры художественной литературы

1

1) Творческий пересказ. Выбрать одно из двух предложений в главе,заканчивающихся многоточием, и развернуть картину.

2) Задание 2 (с. 171 учебника).

26

08.12

Стихи А.Майкова и Ф.Тютчева о природе.

1

Любое стихотворение выучить наизусть.

27

11.12

Николай Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

1) Записать цитаты (закончить выполнение задания II.1 в тетради).

2) Выучить наизусть отрывок из стихотворения.

28

15.12

Путешествие 7. Школа в Ясной поляне.Л.Н.Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»

1

1)Вопросы 1–3 учебника (с. 190). 2)Выучить наизусть 1-й абзац описания.

29

18.12

К.Ушинский из книги «Детский мир и хрестоматия» «Столица и губернский город»

1

1. Ответить на сформулированные вопросы.

2. Прочитать главы «Деревня и уездный город», «Наше Отечество».

30

22.12

А.И.Куприн «Слон»

1

1) Сбор материалов для наблюдений по тексту – какой живой слон? Какая игрушка-слон?)

Ответ на вопрос: о чём мечтала Надя? (Можно ли было ей помочь с помощью дорогих игрушек?)

2) Выполнение задания в тетради – раскрасить слона – мечту Нади.

31

25.12

Обобщение. Проверочная работа № 5

1

3 четверть (20 ч.)

Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями.

32

12.01.

2016

Путешествие 8.

 (в … библиотеку) Загадка Лидии Чарской .Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков -своих и окружающих людей. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

Регулятивные:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Познавательные:

– строить рассуждения; владеть монологической и диалогической формами речи.  Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные:

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1

Прочитать главу 8.

Составить словарик эпохи (уроки 76–78, задание II.1 в тетради), дать толкование слов и словосочетаний: кондуктор, гувернантка, действительный статский советник и др.).

33

15.01

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»

1

Составить биографию (описание жизни) Лены Икониной (по главам учебника – задание III.3 в тетради).

34

19.01

Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья».

Борис Житков «Николай Исаич Пушкин»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

1

Прочитать рассказ Б. Житкова «Николай Исаич Пушкин». Рассказ о морском капитане по заданию III.3 в «Тетради по литературному чтению».

35

22.01

Корней Чуковский из книги «Серебряный герб»

1

Вопрос 2 учебника (с.49).

36

26.01

Обэриуты. Стихи Д.Хармса.

1

Выучить наизусть стихотворение Хармса.

37

29.01

Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского

1

1) Найти другие стихи-путаницы, обыгрывающие звуки .

2) Выучить наизусть любое стихотворение для детей А. Введенского, Ю. Владимирова, Н. Заболоцкого, Н. Олейникова (по выбору).

38

02.02

Путешествие 10. Вокруг Маршака. Е.Шварц «Два брата»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

1

Дочитать сказку до конца.

39

05.02

Е.Шварц «Два брата»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную

мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить

 текст на смысловые части, составлять

 его простой план;

– анализировать сказки;

– составлять цитатный план;

– сравнивать сказки со схожим сюжетом;

– выразительно читать фрагменты сказок

1

(Задание III.6 в тетради).

40

09.02

Борис Галанов «Книжка про книжки»

1

Задание 2 учебника (с. 85).

Прочитать рассказ «Фофка».

41

12.02

А.Толстой «Фофка»

1

Рассказ о воображаемом герое. (Кто живёт у нас под ковром, за шкафом, в письменном столе и т.д.)

42

16.02

А.Н.Толстой «Кот сметанный рот»

1

Прочитать главы «Чем закончился скучный вечер» и «Желтухин» из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты» или выучить наизусть фрагмент любого текста А.Н. Толстого.

43

19.02

М.Пришвин «Изобретатель, С.Маршак «Сила жизни»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;

– выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений

1

Прочитать любой рассказ, очерк М. Пришвина. Выучить наизусть любое стихотворение переводчика Маршака (по выбору учащихся)

44

22.02

Обобщение. Проверочная работа № 6

1

45

26.02

Путешествие 11. 1928 год. В.Маяковский и А.Барто

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

– характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение

1

Читать другие стихотворения А. Барто, по желанию – выучить наизусть.

46

01.03

Ю.Олеша «Три толстяка»

1

Прочитать 3-ю и 4-ю части текста, нарисовать куклу наследника (по желанию учащихся).

47

04.03

Три Толстяка и другие герои сказки  (Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом», ч. 3, 4)

1

Прочитать 4 и 5 части текста, нарисовать куклу наследника (по желанию учащихся).

48

07.03

«Простые высокие истины»(Ю. Олеша «Три Толстяка», обобщение)

1

дочитать сказку до конца.

выполнить задание I в тетради самостоятельно

49

11.03

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» Рувим Фраерман «Гайдар и дети»

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление о книге.

Уметь:

– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;

– выразительно читать по ролям, инсценировать;

– пересказывать текст с добавлением диалога;

– характеризовать героев;

– участвовать в обобщающей беседе по вопросам

1

Подготовить рассказ о каком-либо событии из жизни Гайдара

50

15.03

 «Этот чердак был обитаем» (А. Гайдар «Тимур и его команда»,         ч. 1,2)

1

Прочитать 3 и 4-ю части.

51

18.03

Тимур и тимуровцы (А. Гайдар «Тимур и его команда»,      ч. 5, обобщение)

1

Выучите наизусть тот отрывок из текста, который вам бы хотелось помнить всегда. Объясните свой выбор.

Рекомендация: прочитать повесть полностью

4 четверть (17 ч.)

Раздел  Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

52

01.04

Путешествие 13. Смешные книжки. Н.Носов «Федина задача»

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление о книге.

Уметь:

– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;

– выразительно читать по ролям, инсценировать;

– пересказывать текст с добавлением диалога;

– характеризовать героев;

– участвовать в обобщающей беседе по вопросам

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков -своих и окружающих людей. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

Регулятивные:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Познавательные:

– строить рассуждения; владеть монологической и диалогической формами речи.  Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные:

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1

(Задание 5, с. 154 учебника.)

53

05.04

В.Драгунский «Что любит Мишка»

1

Задание 5 (с. 159 учебника).

54

08.04

Стихи А.Барто. Сатира или юмор?

1

Выучить наизусть одно из сатирических стихотворений А.Барто.

55

12.04

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е.Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца

Знать произведения классиков детской поэзии

1

Выучить наизусть любое стихотворение.

56

15.04

Стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира

Знать:– отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов;– авторов и их произведения данного периода.

Уметь:– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;

– определять авторские особенности;

– выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;

– импровизировать произведения;

– размышлять о творчестве поэтов;

– рассказывать об авторах произведений;

– создавать собственные миниатюры

1

Найти и прочитать рассказы Л. Каминского и объяснить, как он играет словами.

57

19.04

Стихи Э.Мошковской, Э.Успенского.

1

Выучить наизусть любое стихотворение И. Токмаковой, Г. Сапгира, Э. Мошковской, Э. Успенского (по выбору учащихся).

58

22.04

Стихи С.Черного, В.Долиной

1

Вспомнить прочитанные ранее произведения Г. Цыферова.

59

26.04

Миниатюры Г.Цыферова.

Р/р. Создание собственных миниатюр

1

Закончить сочинение миниатюры.

60

29.04

Стихи Н.Матвеевой

1

Выучить наизусть одно из стихотворений Н. Матвеевой, по желанию – выполнить задание 4 учебника, ответить на вопрос 6 (с. 181).

61

03.05

Практикум «Учусь читать лирический текст»

1

62

06.05

Обобщение. Проверочная работа № 7

Знать произведения классиков детской поэзии.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору

1

63

10.05

Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок»

Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.

Уметь:– анализировать характеры героев;

– инсценировать пьесу;

– читать по ролям;

– рисовать волшебный цветок;

– участвовать в обобщающей беседе

1

Прочитать картины 1-2

64

13.05

Поиски снежного цветка (С. Козлов «Снежный цветок», картины)

1

Дочитать пьесу до конца

65

17.05

Путешествие 15. Современные детские писатели. К.Драгунская «Крайний случай», «Ерунда на постном масле!»

Уметь:– читать выборочно, цитировать текст;

– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

1

Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле». 2) Задание III.3 в тетради (рисование).

66

20.05

Стихи и проза Тима Собакина

Уметь:– анализировать характеры героев;

– инсценировать пьесу;

– читать по ролям;

– рисовать волшебный цветок;

– участвовать в обобщающей беседе

1

Расшифруйте «предложение»: Вы УДИТЕ ОТДАТЬ. (Вы уходите отдыхать.)

67

24.05

Обобщение. Берем интервью у детских писателей.

1

Оформить письмо рисунками (о себе, о своём классе, о героях учебника) и иллюстрациями к прочитанному на уроках и дома. При желании письма можно отправить авторам учебника по адресу издательства, указанному на 4-й странице обложки.

68

26.05

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям

Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам»

1

ИТОГО:

68

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное ОбщеобразовательноеУчреждение

 Чериктейская средняя общеобразовательная школа им.В.Ф.Афанасьева-Алданского

С.Чериктей Усть-Алданский улус РС (Я)

Рассмотрено:                                                         Согласовано:                                                                 Утверждено:

МО начальных классов                                       зам.директора по УВР                                                   директор ЧСОШ

Горохова С.Д.________                                       Лугинова Л.Е._________                                              Ушницкая В.В._______

«___» __________2015г.                                       «____»_________2015г                                                «____»_________2015г

Рабочая программа

по предмету «Литературное чтение»

в 4-м классе (1 – 4)

на 2015-2016 учебный         год

количество часов в неделю  2 часа, в год 68 часов

уровень освоения (общеобразовательный)

Составитель: Босикова А.В.

учитель начальных классов

2015-2016 уч.год

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета.
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
  6. Содержание учебного предмета.
  7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
  8. Описание материально-технического обеспечения.

Использованная литература

Рабочая программа

по литературному чтению 4 класс

УМК  Образовательная система «Школа 2100»

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению  разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования второго поколения, согласно учебному плану на 2015-2016 учебный год и ориентирована на работу по УМК «Школа 2100» для 4 класса:

1. Бунеев Р. Н. Литературное чтение. 4 класс. В океане света: учебник: в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М.: Баласс, 2013.

2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М.: Баласс:  2014.

3. Бунеева, Е. В. Уроки литературного чтения в 4 классе: методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2014.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать. Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В 4-м классе  дети  получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс  русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для  того  чтобы  у детей  возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого.

Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 4-м классе, составить представление о многообразии творчества писателей. Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала является монографический принцип.

 В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения. В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Для   заучивания  наизусть  рекомендуются все   стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4  до 7–8  предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут  учить одно из 2–3  стихотворений по собственному выбору.

На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа  с текстом до чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его  героев  по  названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся  к работе.

II этап. Работа  с текстом  во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия  (с  помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в  случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа  с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.  Соотнесение читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок) произведения  с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III. Описание места учебного предмета

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами  начального  общего  образования  предмет «Литературное чтение» изучается в  4 классе  по два  часа  в неделю. Общий объем учебного времени составляет 68  часов.  

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

-восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

-доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

Развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

-принятия и уважения ценностей семьи и  образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;

-ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

-формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

-формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков  своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как  регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про  себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на  материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к  прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

–самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

–относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII  в., XVIII  в., XIX  в., XX в., XXI  в.);  соотносить автора, его произведения со временем их  создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

 для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

VI. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для  каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг  детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при  чтении и слушании, виды  читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6.  Творческая деятельность учащихся (на  основе  литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Раздел 1. Любимые книги (5 ч.) Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

Раздел 2. У истоков русской  детской  литературы (11 ч). Отрывки из русских  летописей. Русские  народные сказки  в  ранних записях. Стихи  для   детей   поэтов   XVII   в.   Савватия,  Симеона  Полоцкого, Кариона  Истомина.  Произведения  для   детей   писателей  XVIII   в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение   для   сердца  и  разума»,  детские стихи  А.   Шишкова.  Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Раздел 3. Век XIX. Путешествие продолжается … (15 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители»   А.  Погорельского. «Сказка  о  царе   Салтане...» А.  Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для  детей  В. Даля. Исторические рассказы А.  Ишимовой. Разнообразие жанров; образность  произведений для  детей, постепенно приходящая на смену  прямой  назидательности. Появление темы   природы в  детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для  чтения К.  Ушинского и Л.  Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и  Толстого. Тема  детства в  рассказах писателей конца XIX  в.  Рассказ  «Слон» А.  Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Раздел 4. Век XX. (37 ч.) Новые встречи со старыми друзьями. Отрывки из  повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература  1920-х гг.:  «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм  и тем для  детских стихов. Весёлый тон  и юмор  стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской   литературы: сказки  Е.   Шварца  и  А.Н.  Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто, романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки). Герои  А. Гайдара («Тимур и его  команда»). Юмор   и  сатира  в  детской  литературе:  рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990 х гг. «Панорама» поэзии для  детей: стихи Е.  Благининой, Б.  Заходера, В.  Берестова,  И.   Токмаковой, Н.  Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

VIII. Описание материально-технического обеспечения.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света. Учебник для 4 класса. В 2-х частях. - М.: Баласс, 2013.

2.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., О.В.Чиндилова Тетрадь по литературному чтению для 4 класса. - М.: Баласс, 2013.

   К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературного чтения, относятся: - компьютер, мультимедийный проектор, Интернет – ресурсы: www.school2100.ru

Использованная литература

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрено

Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15

  1. Сборник программ «Литературное чтение» (для четырехлетней начальной школы). Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Чиндилова.  2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса. Образовательная система " Школа 2100".

Рабочая программа  и календарно- тематическое планирование по литератуному чтению  составлены в соответствии с ФГОС на 2012- 2013 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4, ФГОС "Школа 2100"

При составлении программы соблюдала структуру, методические рекомендации, требования....

Рабочая программа по литературному чтению в 4 кл "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе  УМК "Школа 2100"...