Тема урока «Знакомство с буквой Г, г».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Цели: познакомить с буквой Г, г; дать учащимся общее представление об ударении в слове и формировать умение определять место ударения в слове; совершенствовать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_znakomstvo_s_bukvoy_g_g.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Знакомство с буквой Г, г».

Цели: познакомить с буквой Г, г; дать учащимся общее представление об ударении в слове и формировать умение определять место ударения в слове; совершенствовать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

– Отгадайте слово, если:

                волк – зубы

                еж – иголки

                слон – бивни

                лось – ? (рога)

                песня – звучит – гимн

                орел – изображен – герб

                полотно – развевается – ? (флаг)

– Измените слово, чтобы оно называло несколько предметов. (Флаги.)

– Какие звуки слышите в словах рог-г-га, флаг-г-ги? (Звуки [г], [г’].)

– Эти звуки обозначаются одной буквой.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой г, узнаем, что такое ударение.

II. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слов «рога», «флаги».

– Рассмотрите схемы слов. Выполните звукобуквенный анализ слов.

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Слово «рога», [г] – твердый согласный звук. Слово «флаги», [г’] – мягкий согласный звук.)

– Определите, какой буквой можно обозначить эти звуки. (Буквой Г, г.)

2. Знакомство с буквой Г, г.

– Звуки [г], [г’] обозначают буквой Г, г.

– Замените соответствующие фишки в схемах слов буквами.

– На что похожа буква? Вот гном (показ иллюстрации).

            Букву на плече носил,

            На лугу траву косил.

                        Е. Тарлапан

– Разделите слова на слоги.

– Назовите только первый слог в слове «рога».

– Назовите гласную букву в этом слоге.

– Назовите второй слог этого слова. Назовите гласную букву в этом слоге.

– Назовите первый слог слова «флаги».

– Назовите гласный звук в этом слоге.

– Чем похожи и чем различаются звукобуквенные модели этих слов?

– Придумайте имя гному. Как вы думаете, на какую букву оно должно начинаться?

– Какое у него может быть имя, если оно начинается со звука [г’]? (Гера, Гена и т. д.)

На доске записано стихотворение.

                        Гном гулял. Гном играл.

                        Грянул гром. Где гном?

– Прочитайте стихотворение.

– Выскажите свое мнение, понравилось? Почему? (Почти все предложения начинаются на букву г.)

– Гном любит играть – перекликаться, слоги составлять, чтобы потом с ними слова придумывать. Давайте поиграем.

                        Гном скажет а, вы отвечаете «га».

                        Гном скажет я, вы отвечаете «гя».

Аналогичная работа проводится с буквами о, у, и, ы, е, ю.

– Подберите слова, в которых есть слоги «га», «го, «гу», «ги», «ге». (Галя, горы, город, гусь, гиря, генерал.)

– Придумайте движения к этому стихотворению про гнома.

Физминутка

3. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов и предложений.

Задание для читающих детей: самостоятельное чтение рассказов, состоящих из двух предложений (можно поработать в парах).

Задания для нечитающих детей (под руководством учителя):

– Прочтите слоги, используя «окошечки».

– Прочитайте слоги по строкам, столбцам.

– Прочитайте слова.

4. Работа по учебнику. Введение понятия «ударение». Соотнесение рисунка и слогоударной схемы слова.

– Выполните звуковой анализ слова «слива».

– Определите, сколько гласных в этом слове. (2 гласных.)

– Сколько слогов в слове? (2 слога.)

– Произнесите слово «слива» хором, разделяя слово на слоги. (Сли-ва.)

– Рассмотрите модель этого слова на доске. Как показано в модели, что в слове «слива» два слога? (Проведена вертикальная линия, каждый слог выделен дугой.)

– Послушайте: какой слог в этом слове произносится громче, протяжнее? Назовите этот слог. (Слог сли-.)

– Очень важно: запомните, что в слове один из слогов всегда произносится чуть громче и чуть длиннее, чем другие. Такой слог называется ударным. Над ударным слогом ставится косая черточка – так обозначается ударение. Ударение ставится в схеме над гласным звуком.

– Договоримся, что гласный звук, на который падает ударение, и слог, где стоит ударение, будем назвать ударным.

– Над каким слогом в слове «слива» стоит косая черточка? (Над слогом сли-.)

– Какая часть слова произносится громче, протяжнее? (Часть сли-.)

– Как называется этот слог? (Ударный.)

– Выделяя ударный слог, мы как бы ударяем по нему голосом. Не случайно появилось такое стихотворение:

                Ударный слог, ударный слог,

                Он назван так недаром.

                Эй, невидимка-молоток,

                Отметь его ударом!

                А. Шибаев

– Как определить в слове ударный слог? (Надо произнести слово целиком, но не быстро, а нараспев; или как бы позвать, окликнуть слово.)

                Мы в слове слог ударный

                Найдем э-ле-мен-тар-но.

                А когда его найдем,

                Громче всех произнесем!

А. Шибаев

– Рассмотрите рисунки в учебнике. Произнесите каждое слово. (Ландыш, бабочка, шиповник, стрекоза, мак, пчела.)

– Рассмотрите схемы между картинками. Чем отличаются друг от друга первая и вторая схемы? (В первой схеме ударный первый слог, а во второй схеме – третий слог.)

– Чем отличаются третья, четвертая, пятая схемы? (Третья схема показывает, что слово состоит из одного слога. Знак ударения в ней отсутствует. В четвертой схеме ударный слог первый. В пятой схеме ударный слог второй.)

– Определите, какое слово какой схеме соответствует. На что надо обратить внимание? (На слоговой состав и на место ударения.)

– Если рисунки с изображением бабочки и мака поменять местами, то как можно было бы назвать все предметы левого столбца? (Растения.)

– А правого столбца? (Насекомые.)

III. Итог урока.

– Расскажите, что такое ударение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Знакомство с буквами Т т»

Знакомство с новыми звуками; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах....

Урок для дошкольников по теме: "Весна. Знакомство с буквой Вв, звуками (в, в*)".

Данный материал позволяет в занимательной форме познакомить дошкольников с новыми звуками и новой буквой, развивать  интерес к чтению, совершенствовать навык переключения с одного вида деятельнос...

Тема урока: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ М, м

урок литературного чтения...

Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"

Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...

Тема урока «Знакомство с буквой З,з.

Цели: познакомить с новой буквой; читать слова с буквой З, з; учить проводить звуковой анализ слов; развивать фонематический слух....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Тема урока: Знакомство с буквой С,с.

Предмет:    обучение грамотеКласс:         1УМК             "Начальная школа 21 ...