Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Герои произведения. Характеристика героев. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Никитина Людмила Владимировна

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014)

Тема урока: Герои произведения. Характеристика героев. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

 Тип урока: урок закрепления  материала.

Цель: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей»  

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;

-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- способствовать развитию чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации;

-формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;

- формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивании поступка героя.

 

 

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

совершенствовать умение давать характеристику персонажу; 

-способствовать умению выделять главную мысль произведения;

- формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте; 

- развивать навыки анализа художественного произведения,

-способствовать развитию творческих способностей учащихся

  совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока

Ф.И.О. учителя: Никитина Людмила Владимировна

Учебный  предмет: литературное  чтение.

Класс: 3 класс

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014)

Тема урока: Герои произведения. Характеристика героев. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

 Тип урока: урок закрепления  материала.

Цель: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей»  

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;

-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- способствовать развитию чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации;

-формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;

- формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивании поступка героя.

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

совершенствовать умение давать характеристику персонажу;  

-способствовать умению выделять главную мысль произведения;

- формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте;  

- развивать навыки анализа художественного произведения,

-способствовать развитию творческих способностей учащихся

  совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Плешаков);

2)проектор-компьютер;

3)презентация

4) карточки для работы в группах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель: организация направленного внимания на начало урока

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, ведь только с хорошим настроением можно узнать много интересного. Все готовы к работе?

Приветствуют друг друга улыбкой

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Актуализация знаний, мотивация, (подготовка к восприятию)

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения

Речевая разминка

-Прослушайте стихотворение в исполнении Антона Ж.(слайд2)

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

И – под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

-Что вы можете рассказать о воробье, прослушав это стихотворение?

- Прочитайте загадку, отгадайте её.(слайд3)

Окраской -  сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это….( ворона) (слайд4)

-Прочитайте загадку медленно.

-С ускорением.

- орфографически

-С выражением.

По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне?

Слушают стихотворение

Высказывают своё мнение

 Отгадывают загадку, выполняют речевые упражнения.

Называют отличительные  признаки вороны.

Формирование нравственных ценностей: сочувствия, сопереживания.

Осуществление  актуализации  личного жизненного опыта

Контроль правильности ответов, дополнения

Умение слушать  и работать в соответствии с целевой установкой

Взаимодействие с учителем и друг с другом

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: умение отгадывать загадку по отличительным признакам задуманного слова.

Постановка цели и задачи урока.

Цель: формирование цели урока учащимися.

 

-Почему мы начали говорить о воробье и вороне?  

Определите тему урока.

Да, действительно, мы продолжим изучать произведение К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей»(слайд 5)

 Эпиграфом  урока я взяла пословицу « На добрый привет – благодарный ответ».(слайд6).

-Как вы думаете, к кому из героев сказки мы можем отнести пословицу « На добрый привет – благодарный ответ»? К Маше, маме, вороне, Петровне, воробью Пашке?

Это и есть учебная задача. К концу урока мы с вами должны найти ответ на поставленный вопрос. Авторы услышанного вами стихотворения и загадки дали свою характеристику, а мы вами составим свою характеристику героев.

Регулятивные: формулировка задач урока с помощью учителя.

Характеристика героев

Работа в группах

-Мы будем работать в группах:

Каждая группа будет выполнять своё задание:

1 группа описывает  внешний вид

2 вид характер

3 группа поступки

4 группа ваше отношение к герою

Пользуясь текстом учебника, вы составляете сравнительную характеристику, затем представите свои результаты. Роли распределены ,кто будет искать материал, записывать, отвечать.

Работают в группах

Познавательные: формирование  умения работать с текстом, находить нужные фразы.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах. Формирование умения слушать и слышать.

Регулятивные: развитие умения оценивать работу других учащихся, аргументировать своё мнение.

Отчёт групп

-Кто был ответственен за выступление, выходят для защиты своих работ (слайд7)

Слушают выступающих ребят

Умение слушать  

Рефлексия

Вернёмся к нашему эпиграфу: к какому герою относится пословица? Почему?(слайд8)

-А с вами в жизни случались такие истории?

Отвечают на вопросы

Личностные:

формирование нравственных ценностей учащихся

Познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.

Домашнее задание

Придумайте и запишите свою  историю о том, как добрые поступки возвращаются обратно хорошими делами.

Записывают задание в дневник

Познавательные: формирование умения выполнять задание творческого характера.

Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формирование умения договориться со взрослыми  о помощи.

Внешний вид.

Наша группа описывала внешний вид вороны и воробья. Мы нашли в тексте такое описание …….

(стр 14)

Но непонятней всего была_________________ ворона. Она была ______________ цвета.

Размером она была _________________.

(стр16) Воробей был _________________и ________________________.

Эх, ________________________ жизни был воробей.

                                                            Поступки

Наша группа анализировала поступки героев:

(стр17)Ворона______________ Пашку по голове и ______________ его из ларька.

Она _______________ в форточку и__________________ хрустальный букетик.

(стр17) Пашка ______________ в кармане, _____________ глазами,________________ от обиды и горя.

Воробей ________________ маме хрустальный букетик.

                                                              Характер 

Выбрать подходящие  прилагательные и объяснить почему вы так считаете

Мы анализировали характер героев и считаем, что:

любознательная

хитрая

отчаянная

коварная

добрая

упрямая

вороватая

сластена

беспощадная

решительный

веселый

отзывчивый

смелый

глупый

отчаянный

настоящий друг

жалостливый

добрый

 

 Воробей Пашка был:                                     Ворона была:

Ваше отношение к воробью Пашке и вороне.

Понравился герой или нет? Почему?

Хочется быть похожими на него? Почему?

Мы пытались выразить своё отношение к героям:

Ворона_______________________________, потому что_____________________________________________________________________

Воробей____________________________

 потому что_____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи»

Конспект урока по литературному чтению по теме «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи» + презентация...

Паспорт урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Акула".Характеристика героев.

По новым требованиям ФГОС каждый современный учитель должен уметь конструировать ПАСПОРТ урока. Я показала образец такого паспорта, думаю многим он будет полезен в педагогической практике....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс " И.С. Тургенев "Воробей"

Урок по литературному чтению посвящен изучению и анализу смыслового содержания произведения И.С. Тургенева "Воробей" с целью развития у детей чувства любви к ближнему, смелости, умения прийт...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Р.Кплинг. «Маугли. Герои произведения» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: сформирование  представлений о героях и их характереПланируемые результатыПредметные: - раскрывают значение понятия: «Закон Джунглей», «не...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Когда рождаются настоящие герои и выдумщики. Н.С. Гумилев «Капитаны». Образ капитанов в стихотворении. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Цели деятельности учителя: -  рассмотрение средств литературы, которые показывают формирование героев;расширение читательского кругозора учащихся;прививание интереса к книге, к слову.Планируемые...

Конспект урока по литературному чтению "Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героев" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тема: Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героевЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Г.Снегирева «Отважный пингвиненок», с жизнью и творчес...