Своя игра. Урок литературного чтения "Обобщение по разделу "Летописи, былины,сказания, жития"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Елена Николаевна Волкова

Своя игра. Урок литературного чтения "Обобщение по разделу "Летописи, былины,сказания, жития"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока литературного чтения в 4 классе

МБОУ «СОШ р.п.Межевой»

Тема урока

Игра «Летописи, былины, сказания, жития»

Педагогическая технология

Игровая технология

Виды и формы работы

- групповая

Цель и задачи урока

-  обобщить знания  учащихся по разделу;

- учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения;

- развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.

Оборудование

У учителя: мультимедийный проектор, экран, презентация,

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

                                                                                     

Тема.  Игра «Летописи, былины, сказания, жития»

Цели: обобщить знания  учащихся по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами поиграем в «Свою игру». Играть вы будете командой. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организовано, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которую играет команда, а затем озвучивает ответ.

Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда – победитель.

На мониторе табло.

1. Машина времени

10

20

30

40

50

2. Богатыри

10

20

30

40

50

3. Живая картинка

10

20

30

40

50

4. Колесо истории

10

20

30

40

50

5. Памятники

культуры

10

20

30

40

50

         

  1. Проведение игры.

  Вопросы:

1. Машина времени.

 10.  В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходящих событиях? ( В 11 веке.)

20.  Одним из первых летописцев был … (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, одарённый человек.)

30.  В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли? (В 1224 году.)

40.  Этой датой начинается отрывок из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике? Назовите её. (В лето 6 415 (907) и в лето 6 420 (912).)

50.  Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)

2. Богатыри.

10.  Прямо ехать убитому быть!

     Влево ехать – женатому быть!

     Вправо ехать – богатому быть!

     Всё судьбой сие предписано!

Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки»)

20.  «Богатыри» Кто автор этой картины и кто на них изображён? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин.)

30.  В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.)

40.  Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 году большинство племён объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 году совершил поход на Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство.)

50.  Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем отличаются?

3.Живая картинка.

10.  Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

20.  Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославил Русь?  (Сергий Радонежский.)

40.  Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднимается сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей взятых в плен, и сказал …. Что он сказал? Озвучьте. («Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская!»)

50.  Перед Куликовской битвой  к нему прибыл князь Дмитрий за советом К кому и что князю сказали? (Это был Сергий Радонежский. Он благославил Дмитрия Ивановича на этот подвиг и отправил с князем двух монахов богатырей – Пересвета и Ослаблю.)

4. Колесо истории.

10.  Объясните, что такое былина?

(Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.)

20.  Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи7

30.  Ту дороженьку расчистил я

      Богатырь …… .

      Вырыл клад, да без клада назад

      Воротился и опять небогат!

      А судьбу я за гриву ловлю,

      Норовистую объезживаю,

      И судьбина для меня – за коня!»

Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне.)

40.  Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)

50.  Стоял такой великий стон,

Шёл бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

А князя Дмитрия ….

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живёт.

Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)

5.  Памятники культуры.

 10.  Первая отпечатанная книга. (Библия.)

20.  Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)

30.  Ими покрывались стены храма. Так назывались изображения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чём речь? (Стены храма покрывались фресками.)

40.  Он основал монастырь, посвящённый Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)

50.  Назовите автора иконы «Троица». (Её создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублёв.)

3. Подведение итогов.

На табло остаётся карточка со значком ☺. Это подарок участникам игры. Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждаются победители.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра по литературному чтению

Данная игра закрепляет знания, полученные учащимися на уроках, развивает познавательную активность учащихся....

обобщающий урок - игра "Летописи, былины, сказания и жития" для 4 класса

Это презентация по литературному чтению, на основе телевизионной игры "Своя игра", отличиt в том, что учащиеся играют командами и набирают такое количество очков, какое им самим надо....

Урок-игра "Летописи, былины, сказания, жития".

Презентация  к уроку, посвященному летописям, былинам, сказаниям, содержит  игровые задания для учащихся 4 класса....

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития»

Главная цель урока-  - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России. На уроке осуществляется  "погружение" учащихся в соответствующую историческую сре...

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Школа России"

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Шк...

Игра "Своя игра" по литературному чтению

Игра "Своя игра" по литературному чтению  на тему: "Викторина по сказкам" для 3 класса...


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Автор урока: Седова Т.В.

http://pedsovet.su/load/239-1-0-4012

Интересно, что и презентация, и разработка уже появлялись на сайте ))))
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/06/17/urok-igra-letopi...

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/04/20/urok-obobshcheni...