Урок литературы в 4 классе "А. Приставкин «Портрет отца», В.Костецкий «Возвращение"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Мухаметзянова Наталья Анатольевна

Данный урок разработан для 4 класса, по УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературы22.81 КБ
Файл Презентация к уроку1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения                

Дата 17 ноября 2014 г.

Класс: 4 «Б»

Учитель: Мухаметзянова Наталья Анатольевна

Тема «А. Приставкин «Портрет отца», В.Костецкий «Возвращение»

Цели:

  • Познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», и с репродукцией картины В.Костецкого «Возвращение»;
  • Учить сравнивать произведения разных жанров;
  • Обучать выразительному чтению произведения;
  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину;
  • Развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

Предметные

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Метапредметные

Регулятивные- умение эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока.

Предметные – Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Коммуникативные- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).

Личностные – осмысление темы «Что значит для меня моя Родина»

Оборудование: презентация, выставка книг по теме урока, портрет писателя, репродукция картины В. Костецкого «Возвращение», фотографии участников войны, рисунки детей о войне.

                                Ход урока:

  1. Орг.момент
  2. Речевая разминка

-Прочитайте стихотворение.

        И шла война четыре долгих года.

        Мы воевали за свою свободу.

        Враги хотели нашу землю захватить,

        А нас в рабов послушных превратить.

        И было много разных битв,

        В которых враг, проклятый был разбит.

        Великое сраженье под Москвой.

        В котором мы сказали твёрдо: «Стой!»

-Вам понравилось стихотворение?

-О какой войне здесь идёт речь?

-Что вы можете рассказать о Великой Отечественной войне?

-Прочитайте стихотворение медленно.

-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

-Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

3.Проверка домашнего задания

Рассказы детей о родственниках, воевавших в ВОВ

4.Вступительная беседа

Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах и фабриках и выполняли далеко не детские нормы. Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, заботились о младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную свою обязанность – учиться. В годы войны дети проявляли себя стойкими патриотами своего Отечества. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, - особая страница в истории Великой Отечественной войны. Оставшись со взрослыми на оккупированной территории, они становились связными в партизанских отрядах, как Нина Куковерова, Маркс Кротов. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В подполье, как Витя Хоменко, Зина Портнова.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на востоке страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.

5.Работа над произведением

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом. Откройте книгу на стр.81-Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

- Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, а походу чтения, будем подчёркивать непонятные слова.

  • Знакомство с биографией писателя.
    Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в трудовой семье: отец работал на заводе, мать – на фабрике. В начале войны в возрасте 10 лет он остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла от туберкулёза. Мальчику предстояло испытать все тяготы детдомовского детства; он сменил десятки детских домов, колоний, интернатов России, Сибири. «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности её и голода»,- писал Приставкин позже. Он начал работать ещё мальчиком. Работал электриком, радистом. Радость этих лет составляли книги. Впоследствии Приставкин пишет цикл рассказов «Трудное детство»; в 70-е годы 20 века – повесть «Солдат и мальчик». А.И. Приставкин говорил о войне так: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью; это было больно. Не просто больно, мне не хватало сил даже перечитать собственные ранее написанные рассказы».
  • Выставка книг А.И Приставкина
  • Первичное чтение – погружение рассказа детьми.

А) Мозговой штурм (дети читают текст и отмечают карандашом непонятные слова и выражения)

Б) Проверка первичного восприятия

   - Кто главный герой рассказа?

   - Как мальчик оказался в детдоме?

   - Какие чувства испытывали вы, читая   рассказ?

- Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?

- Хорошо ли он поступил?

- Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

- С кем он поделился своим открытием?

- Что сказала мальчикам воспитательница?

- Почему мальчик готов был отдать все за портрет?

- Почему у Володи в глазах появилась зависть и боль?

(Обращение к эпиграфу урока)

6. Работа по картине  В.Костецкого  «Возвращение»

7. Работа в группах.

 Аналитическое чтение (каждая группа детей готовит     вопросы по тексту).

8. Физминутка.

9.Поисковое чтение.

А) Прочитайте, как мальчик нашёл книгу?

Б) С кем он поделился своей радостью?

В) Что сказала мальчикам воспитательница?

Г) Как мальчик доказал Володе, что это портрет отца?          

 

10. Чтение по ролям.

11.Обучающая самостоятельная работа.

- Писатель поставил многоточие, мысль не окончена. Что недосказал Володька, чему он завидовал?

1 Постановка фильма.

- В нашем фильме будет 4 кадра:

1. Мальчик в доме с фотографией.

2. Разговор с воспитателем.

3. Возвращение фотографии.

- 4 кадр вы придумайте сами (ученики предлагают свой вариант окончания рассказа)

12.Эмоционально – психологическое восприятие урока.

- Подумайте ещё раз о том, что вы сегодня слышали, осмыслите это

     

13.Рефлексия.

-Выберите любое начало предложения и продолжите его

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

14. Итог урока.

- А как бы ты поступил на месте мальчика?

- Чему учит этот рассказ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

И шла война четыре долгих года. Мы воевали за свою свободу. Враги хотели нашу землю захватить, А нас в рабов послушных превратить. И было много разных битв, В которых враг, проклятый был разбит . Великое сраженье под Москвой. В котором мы сказали твёрдо: « Стой!»

Слайд 3

Дети и война

Слайд 4

Таня Савичева

Слайд 5

Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)

Слайд 6

Приставкин А.И. В книгу вошли две повести "Ночевала тучка золотая" и "Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца" о воспитанниках детдома и автобиографический роман " Рязанка ".

Слайд 7

Приставкин А.И. Собрание сочинений Том 1. Сюда вошли маленькие рассказы .

Слайд 8

Костецкий Владимир Николаевич 1905-1968 Возвращение

Слайд 9

Писатель поставил многоточие, мысль не окончена. Что недосказал Володька, чему он завидовал ? 1 . Мальчик в доме с фотографией. 2 . Разговор с воспитателем. 3 . Возвращение фотографии. - 4 кадр ……?

Слайд 10

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал… • На этом уроке я похвалил бы себя за… • После урока мне захотелось … • Сегодня я сумел…

Слайд 11

Домашнее задание Найти и прочитать другие произведения этого автора и рассказать на следующем уроке своим одноклассникам.

Слайд 12

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения в 4 классе «Земля отцов - моя земля!»

Урок обобщения знаний, интересный, с использованием различных форм обучения, включает в себя элементы проектной деятельности и мультимедийную презентацию, просмотр мульфильма....

Конспект урока А.Приставкин «Портрет отца» 4 класс

Цель: 1Познакомиться с произведением, с жизнью людей в годы ВовЗадачи: 1.Знакомство с рассказом «Портрет отца»               2.Зна...

Красота осени в изобразительном искусстве и литературе (аппликация из листьев – портрет девушки).

Цель: научить составлять композицию из осенних листьев, повторить понятие - вид изобразительного искусства - портрет, передавать настроение в творческой работе.Оборудование: компьютер, картинки с изоб...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Материал будет полезен для проведения как урока, так и внеклассного мероприятия по роману И.С.Тургенева....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Картина портрет. Портрет друга. (фломастеры)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования целостного представления у обучающихся о жанре портретной живописи и её непосредственной связи с повседнев...

А.Приставкин "Портрет отца"

А.Приставкин "Портрет отца". Образ главного героя....