Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Меркурьева Ирина Михайловна

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте). УМК «Школа России».

Класс: 1.

Тема: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

            Сопоставление звуков [ж] и  [ш].

Тип: Закрепление изученного материала.

Задачи:  продолжить знакомство со звуком  [ж], обозначаемыми им буквами:

                учить сопоставлять звуки [ж] и  [ш], характеризовать звуки по алгоритму;

                учить читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами;

                способствовать развитию фонематического слуха, способности логически мыслить, навыка правильного и плавного

                чтения;

                способствовать  формированию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного

                мышления.

Планируемые результаты

Предметные

  • Выделять новый звук из слов, наблюдать над особенностями его произношения, характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой.
  • Сопоставлять звуки [ж] и  [ш], парные слоги с буквами ж и ш.
  • Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге жи всегда пишется и, а в слоге же – е.
  • Читать слоги, слова, предложения, тексты с буквой ж и другими изученными буквами.
  • Различать авторские и народные сказки.
  • Читать сказки. Отвечать на поставленные вопросы, анализировать, делать выводы.

Метапредметные.

Регулятивные:

  • Определять тему урока, составлять план урока в соответствии со страницами «Азбуки» под руководством учителя.
  • Контролировать свои действия в процессе выполнения поставленных задач.
  • Отвечать на вопросы урока и оценивать свои достижения.

Познавательные:

  • Делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах речи, учитывая их особенности.
  • Составлять слова из разрезанных слогов, моделируя алгоритм выполнения задания.
  • Разгадывать загадки, анализируя их.
  • Составлять рифмы.

Коммуникативные:

  • Формулируя тему урока, высказывать предположение о предстоящей работе на уроке, прислушиваться к мнению других, выбирать лучший вариант.
  • Получать информацию из текстов «Азбуки», дополнительной литературы (книжная выставка, фонохрестоматия mp3, звукозапись mp3).
  • Осваивать правила работы в парах.

Личностные

  • Анализируя поведение героев из текстов «Азбуки», высказывать свое мнение.
  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали.
  • Аргументировать свою точку зрения на вопрос «Как бы ты поступил в данной ситуации?»
  • Принимать правила поведения на уроке.

Межпредметные связи: Математика, тема: «Пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа)».

                                            Окружающий мир, темы: «Кто такие птицы?», «Как живут растения?».

                                            Музыка, тема: «Повсюду музыка слышна».

Ресурсы урока:

Для учителя:

  • Рабочая программа;
  • Презентация «Согласный звук [ж]».
  • Фонохрестоматия «Мужик и медведь», mp3.
  • Звукозапись «Пение чижа», mp3.

Для обучающихся:

  • Учебник «Азбука», ч.2, с. 27 – 29.
  • Разрезной материал для составления слов.
  • Разрезной материал для оценки своих достижений.
  • Выставка книг Л.Н.Толстого

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности  

  1. Читает небольшие стихотворения – доскажи словечко:

Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот) и др.

  1. Для чего мы изучаем данный звук?
  1. Добавляют рифму. Указывают, с какого звука начинается угаданное слово.
  2. Ответы детей.

Актуализация  необходимых знаний

  1. Организует уточнение типа урока: изучение новых знаний или закрепление изученного материала.
  2. Нацеливает, чтобы дети сформулировали тему урока и план.
  1. Рассматривают страницы «Азбуки» 27 – 29. Ответы детей.

  1. Формулируют тему урока, составляют план урока под руководством учителя

 Организация познавательной деятельности

  1. Презентация «Согласный звук [ж]». Организация повторения.
  2. Организует  прочтение сказки «Варя и чиж» Л.Н.Толстого. Нацеливает на анализ произведения.
  3. Организует слушание звукозаписи mp3 «Пение чижа».
  4. Организует выставку книг Л.Н.Толстого.
  5. Динамическая пауза. Компьютер.
  6. Преподносит материал для размышления. Сказка авторская и народная; сходства и различия.
  7. Организует работу над русской народной сказкой «Мужик и медведь». Фонохрестоматия mp3.
  8. Преподносит материал для сопоставления звуков [ж] и  [ш], парных слогов с буквами ж и ш.
  9. Динамическая пауза. Если в словах есть звук [ж], то хлопаем в ладоши. Нет звука – топаем.
  10. Организует разрезной материал для составления слов.
  11. Организует прочтение  слов и предложений с изученными буквами.
  12. Предлагает подобрать рифму:

            жи – жи – жи

            жа – жа – жа

иж – иж – иж

  1. Ответы детей.
  2. Чтение сказки. Анализ и оценка поведения героев с точки зрения морали. Аргументируют свое мнение.
  3. Слушание.
  4. Рассматривание выставки. Беседа – диалог с учителем.
  5. Выполняют динамическую паузу.
  6. Ответы детей: чем авторская сказка отличается от народной. Приводят примеры.
  7. Слушают фонохрестоматии. Читают сказку. Анализируют. Высказывают свое мнение.
  8. Читают. Устанавливают на основе наблюдения, что  в слоге жи  всегда пишется и, а в слоге же – е.
  9. Выполняют динамическую паузу.
  10. Работают в парах. Составляют слова из разрезанных слогов (жи, но, раф) – жираф, ножи идр.
  11. Читают слова, предложения с изученными буквами на страницах «Азбуки».
  12. Дети добавляют. Например,

            под кустом сидят ежи;

            испугались мы ежа;

прилетел стриж.

4. Подведение итогов. Рефлексия.  

 Учитель предлагает обучающимся  выбрать одну из двух полосок (желтого или красного цвета), лежащих на партах. «Если у вас все получилось на уроке, то полоску,  в которой есть звук [ж], если ничего не получилось, то полоску, в которой данного звука нет».

Слово учителя. Анализ выбранных по цвету полосок и анализ урока.

Когда дети определились с выбором, на доске круг желтого цвета. Обучающиеся приклеивают полоски вокруг круга.

Определяют, что получилось солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ. ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

УРОК  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ.1 класс, 2 четверть ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.ЦЕЛИ: образовательные:- познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;- учить чита...

Урок обучения грамоте по теме "Твердый согласный звук[ш]. Буквы Ш.Ш

Интегрированный урокс использованием ИКТ...

Технологическая карта урока обучения грамоте на тему "Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изуче...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Парные согласные К и Г" (УМК "Перспектива" - 1 класс")

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о парных согласных звуках по звонкости-глухости [г], [г’], [к], [к’], умения раз...

Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России) «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»

Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России)  «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Парные согласные звуки [д] [д*] и [т] [т*] и буквы Д и Т. Сопоставление букв д т в слогах и словах.» (УМК"Школа России", 1 класс)

Цель урока: Формирование знаний о парных согласных звуках [д] [д*] и [т] [т*] и буквах Д и Т, развитие умений сопоставлять слоги и слова с парными по звонкости – глухости согласными буквами д и ...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [м], [м’], буквы «М, м». Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактичес...