Программа интегрированного курса обучения по народной культуре "Народный календарь - месяцеслов"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Программа расчитана на изучение истории наших предков, их обычаев и традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.po_narodnoy_kulture.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Интегрированного курса обучения, по народной культуре.

« Народный календарь – месяцеслов»

Курс программы рассчитан на 1 час в неделю. Всего 34 часа.

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ  Светловская СОШ

 Минеева Людмила Анатольевна

2011 – 2012 учебный год

Введение

   В ХХ столетии в силу разных общественных, политических причин стали не только забываться, а разрушаться русские традиции, русская культура. И это наша общая боль и беда. Невозможно жить человеку на своей родной земле, не зная истории своих предков, которые по крупицам создавали  богатейшую фольклорную культуру. Самобытное и бесценное достояние народной культуры – это пословицы и поговорки, сказки и предания, былины и старины, песни разных жанров, которые сопровождали различные обряды славянского народа, заклички, календарные праздники, хороводы, игры.

Сегодня в России тема поднятия, развития русской народной культуры стала актуальной. Началось истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям, к тем сторонам жизни русского человека, которые, казалось, канули в прошлое.

Пояснительная записка

В начале нового столетия образование России стоит на пороге серьезнейших перемен – переосмысление культурных ценностей, базирующихся на достижениях многовековой национальной духовности и самобытности, что, в свою очередь, становится важнейшей задачей в сфере образования и воспитания учащихся. Будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней. Сегодня практически каждый понимает, что это во многом зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам от наших предков.

  Изучение данного курса по народной культуре способствует развитию у детей исторической памяти, их  духовно –  нравственному воспитанию и формированию эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающей действительности, становлению творческих качеств личности.

  Содержание занятий строится по  земельно – календарному принципу, на каждое время года. Народный праздник определяет тематику занятий, т. е. в основе их лежит создание художественного образа, связанного с традиционной народной культурой. Общая тема всего учебного года – « Народные календарные праздники в жизни человека. Календарь – месяцеслов». В этой тематике отражаются древние народные представления и приметы, посиделки являются коллективным занятием. В процессе проведения народных праздников дети познают обычаи, обряды традиционной народной культуры, что в свою очередь способствует воспитанию духовно – нравственной личности. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Учебный предмет « Народный календарь – месяцеслов» является аналогией той среды, в которой ребенок проживает, ежедневно сталкиваясь с ее проявлениями: праздниками, семейными традициями, ритуалами, поведением окружающих, в том числе и педагогов. Вот почему уроки по народной культуре направлены, прежде всего, на доброжелательное общение. Средством решения данного курса является разработка и проведение нестандартных и интегрированных уроков. В проведении и подготовке таких уроков привлекаются мамы и папы, бабушки и дедушки, сестрички и братишки учащихся. Здесь появляется реальная возможность поднять авторитет даже самого слабого ученика.

Цель: приобщение детей к культурному наследию, формирование у них чувства любви к прекрасному, доброму, вечному.

Задачи:

- формирование представлений о развитии мировоззрения наших предков;

- расширение знаний о народной культуре;

- воспитание любви к своему народу, к своей малой и большой Родине в процессе осмысления культурного наследия предков.

Знать :

- знать основные календарные праздники и рассказывать о них;

- знать особенности традиционных календарных праздников: Троица, Семики, Иван Купала;

- знать основные земледельческие праздники славянских народов;

- знать и уметь играть в народные игры;

- уметь делать тряпичную куклу « Кукла – Берегиня».

Учебно – тематический план

Тема занятия

теория

практика

1

Введение народную культуру. Народный календарь – месяцеслов.

1

2

Детский фольклор: пестушки, потешки, песни

1

3

Сентябрь – листопадник.

1

4

Родительские посделки.

1

5

Октябрь – журавлиный лет.

1

6

Изготовление книжки – малышки.

1

7

Изготовление куклы – берегини.

1

8

Прикладное искусство – часть народной культуры. Роспись прялки.

1

9

Ноябрь – ворота зимы.

1

10

Осень – время охоты и рыбалки.

1

11

Декабрь спросит, что лето припасло.

1

12

Русская народная игрушка. Изготовление из соленого теста игрушки(конь). Роспись игрушки.

1

13

Наум -  грамотник. Как учились в старину. Изготовление закладки.

1

14

Святки – главный зимний праздник. Изготовление маски.

1

15

Родительские посиделки: обычаи святок, игры, разучивание колядок.

1

16

Январь – году начало, зиме середина.

1

17

Рождество – семейный праздник. Крещение.

1

18

 Зимние посиделки с родителями, бабушками. Изготовление салфетки.

1

19

 У февраля два друга – метель да вьюга.

1

20

Февраль – время посиделок. Рассказы о домовом.

1

21

Зимние забавы детей.

1

22

Лепим снеговика из снега. (участие родителей)

1

23

Март теплом всех привечает. Возвращение птиц. Рисование грача.

1

24

Масленица.

1

25

Весна - утро года. Изготовление из соленого теста игрушки – свистульки. Роспись свистульки.

1

26

Апрель – водолей, снегогон.

1

27

Пасха. Изготовление пасхального яйца. Роспись яйца.

1

28

Весна – начало посевов.

1

29

Изготовление стаканчиков под рассаду.

1

30

Май – лошадку запрягай.

1

31

Зеленые святки.

1

32

Июль – макушка лета. Лекарственные травы.

1

33

Июль – страдник. Праздник Ивана Купалы.

1

34

Август – жнивень. Жизнь в единении с природой.

1

Всего:

20

14

Литература

  1. Нестандартные уроки и творческие занятия. Троицкая Н.Б. Дрофа, 2003г.
  2. Изобразительное искусство, мифология, фольклор. Неретина Л.В. Владос, 2004 г.
  3. Народная культура. Фликова О.В., Макарова М.В. Владос, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированного курса

Программа интегрированного курса "Азбука здоровья" предметы окружающий мир и физическая культура....

Программа интегрированного курса

Программа интегрированного курса "Основы здорового образа жизни"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Интегрированного курса технологии (труд и информатика), 4 класс

Программа адресована учащимся начальных классов общеобразовательных школ. Рабочая программа по технологии разработана в соответствии:с требованиями федерального государственного образовательного...

Программа интегрированного курса математики и английского языка в 3 классе

Благодаря интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой пр...

Программа интегрированного курса внеурочной деятельности "Загадочная грамматика"

Курс «Загадочная  грамматика» предназначен для обучающихся первого класса и представляет собой интеграцию русского языка и произведений фольклора. При разработке программы была поставлена задача:...

Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на английском языке»

Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на  английском языке» предназначена для работы с учащимися начальной школы. Рабочая программа рассчитана на 34...

Программа интегрированного курса "Мы - дети природы" (2 - 4 кл)

Краеведческий курс "Мы - дети природы"  призван изучать культуру, обычаи народов ханты и манси для учащихся, проживающих на территории ХМАО-Югры. Изучение курса ведётся интегрированно во 2 - 4 кл...