Программа интегрированного курса внеурочной деятельности "Загадочная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Афонина Елена Валерьевна

Курс «Загадочная  грамматика» предназначен для обучающихся первого класса и представляет собой интеграцию русского языка и произведений фольклора. При разработке программы была поставлена задача: найти целесообразное средство, способствующее эффективному усвоению знаний по русскому языку. Учитывалось, что специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Интеграция двух предметов позволяет отработать уже имеющиеся навыки учебных задач по русскому языку и показать фольклор во всем его многообразии. 

Рабочая программа курса «Загадочная грамматика» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по русскому языку Н. В. Нечаевой (учебно-методический комплект « Система  Л. В. Занкова»)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа интегрированного курса «Загадочная грамматика»

Введение

Применяя на уроках загадки, сказки, пословицы, скороговорки (не только те, изучение которых предполагается программой, но и те, которые не входят в нее, но знакомы детям с раннего возраста), удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых не удается сосредоточить внимание. Устное народное творчество позволяет установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где он постоянно знакомится с новыми сказками, загадками, и воспитанием и обучением ребенка в школе.

Курс «Загадочная  грамматика» предназначен для обучающихся первого класса и представляет собой интеграцию русского языка и произведений фольклора. При разработке программы была поставлена задача: найти целесообразное средство, способствующее эффективному усвоению знаний по русскому языку. Учитывалось, что специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Интеграция двух предметов позволяет отработать уже имеющиеся навыки учебных задач по русскому языку и показать фольклор во всем его многообразии. С погружением ребенка в стихию устного народного творчества закладывается тот фундамент, на котором в последствие формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется «этническим» самосознанием, национальным характером. Включение в занятия разных жанров фольклора,  сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для него переход к серьезной учебной работе. Устное народное творчество позволяет индивидуализировать работу, максимально развивать способности каждого ребенка.

Курс «Загадочная грамматика» поможет сделать занятия по внеурочной деятельности увлекательными, занимательными, обучающими. Поможет привить интерес к русскому языку, приобщить ребят к искусству слова, понять и почувствовать эстетическую ценность фольклора.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Загадочная грамматика» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по русскому языку Н. В. Нечаевой (учебно-методический комплект « Система  Л. В. Занкова»)

Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком – основной формой учебного процесса – в начальных классах школ все большее значение приобретает внеурочная работа.

Интегрированная программа для 1 класса «Загадочная грамматика» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся, способствует глубокому и прочному овладению изучаемого материала, развитию устной и письменной речи, орфографической зоркости, привитию навыков самостоятельной работы. Внеурочные занятия развивают интерес к изучению русского языка и жанров устного народного творчества, формируют творческие способности школьников.

Актуальность программы заключается в том, что в начальной школе предмет «русский язык» является основой развития у учащихся  письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Школьный курс русского языка ставит своей целью дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Программа курса по внеурочной деятельности «Загадочная грамматика» позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Загадочному русскому» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Обращение к фольклору позволит разнообразить занятия, сделать их радостными, занимательными, такими, на которых заинтересуются занимаемым материалом дети с разными способностями, с разным уровнем подготовки к школе и отношением к предмету. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и духовно-нравственного развития детей. Именно потому  культура  должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Знакомство с фольклором разных народов особенно актуально в регионах с многонациональным составом населения. Ценность использования фольклора в процессе обучения заключается в том, что он служит воспитанию и развитию учащихся. Появляется возможность показать фольклор во всем его многообразии с привлечением научных знаний по русскому языку, что способствует формированию творческого мышления ребенка.

Новые стандарты второго поколения гласят о формировании компетентностей ребенка по освоению новых знаний умений, навыков, способностей. Поэтому новизна программы состоит в том, что курс «Загадочная грамматика» дополняет и расширяет знания по русскому языку, знакомит с жанрами устного народного творчества,  прививает интерес к изучаемым предметам.

Основными целями изучения интегрированного курса «Загадочная грамматика» являются:

  • создание условий для становления у детей орфографической зоркости, расширения и углубления программного материала; 
  • знакомство с разными жанрами устного народного творчества;
  • повышение познавательного интереса у младших школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроках;
  • развитие инициативы и творчества.

Задачи курса:

  • способствовать формированию информационно – коммуникационных компетенций учащихся;
  • формировать умения правильно писать и читать, находить «опасные» места в словах;
  • расширить  первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка через разные жанры устного народного творчества;
  • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • воспитывать эмоционально-целостное отношение к родному языку, пробуждать познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

Решение задач  программы данного курса  обеспечит усвоение младшими школьниками начальных знаний по русскому языку, знакомство с разными жанрами устного народного творчества, а также личностную заинтересованность  в расширении знаний.

В  соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы в рамках данной программы организация деятельности способствует формированию и развитию универсальных учебных действий в личностной, познавательной, коммуникативной, регулятивной сферах:

  • в личностной - осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • в познавательной -  ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
  • в коммуникативной – формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения;
  • в регулятивной - формирование умения планировать, контролировать учебные действия: рассматривание вариантов исправления ошибки, осознание того, что исправлять ошибки можно и даже нужно.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Описание места курса  в учебном плане.

 Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками в 1 классе в период изучения предмета «Русский язык» март – май (1 час в неделю, всего 12 часов) по 35 минут.

 Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения курса «Загадочная грамматика» являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; творческий подход к выполнению заданий; умение работать в парах, группах.

Метапредметными результатами являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка  и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи имен собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное. Знакомство с разными жанрами устного народного творчества, составление своих загадок, сказок, инсценирование.

Ожидаемые результаты в процессе освоения программы

В результате изучения курса «Загадочная грамматика» обучающиеся получат возможность закрепить:

  •  различать гласные и согласные звуки;
  • различать твердые и мягкие согласные звуки;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
  • различать звонкие и глухие согласные звуки;
  • вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов, определять место ударения в слове;
  •  находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
  •  составлять предложения на заданную тему по рисунку, по схеме;
  • писать зрительные и слуховые диктанты;
  •  приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления.

Обучающиеся познакомятся с жанрами устного народного творчества:

  1. Колыбельные.
    2. Пестушки.
    3.Потешки.
    4. Прибаутки.
    5. Считалки.
    6. Загадки.
    7. Небылицы.
    8. Скороговорки.
    9. Сказки.

Принципы проведения занятий

  • Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
  • Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
  • Рефлексия. Совместное обсуждение изученного на занятии.

Учебно – тематический план

Наименование тем

Всего часов

1

Речь устная и письменная

2

2

Звуки и буквы

3

3

Слово

4

4

Предложение и текст

2

5

Итоговое обобщение

1

Итого

12ч.

Содержание программы

Русский язык (12 часов)

Речь устная и письменная

Устная  и письменная речь: различать звуки речи; понимать роль в речи предложения и слова, их оформление в письменной речи; употреблять прописную букву в начале предложения. различать устную и письменную формы речи; средства устной и письменной речи; участвовать в инсценировании предлагаемых речевых ситуаций; различать звуки и буквы; оценивать соответствие средств устного общения речевой ситуации;  давать характеристику звуков в простых по слоговому составу словах. Прямое и переносное значение слов: различать звуки и буквы, пользоваться справочником правописания; находить словосочетания с прямым и переносным значением заданного многозначного слова. Культура общения: адекватно воспринимать звучащую речь; при анализе речевых ситуаций устанавливать аналогии со своим жизненным опытом, знакомыми рассказами, фильмами; осваивать средства устного общения; различать устную и письменную формы речи.

Звуки и буквы

Слоги. Перенос слогов. Звукобуквенный разбор слов: дифференцировать звуки языка: гласные, согласные; при анализе речевых ситуаций устанавливать аналогии со своим жизненным опытом, знакомыми рассказами, фильмами; применять правила переноса слов, знать случаи невозможности его применения;  отличать слово от набора букв и слога; адекватно воспринимать звучащую речь; производить звукобуквенный разбор слов. Ударение. Ударный слог: устанавливать связь звуковой структуры слова и его значения, называть ударные, безударные гласные, осознавать словообразующую функцию ударения; осознавать роль гласных в обозначении твердости / мягкости согласных; дифференцировать звуки языка: гласные, согласные; гласные звуки; согласные звуки  парные / непарные, мягкие /твердые; различать функции йотированных гласных. Шипящие согласные звуки.

Слово

Лексика. Лексическое значение слов. Грамматическое значение слов: различать звуки речи, устанавливать число и последовательность звуков в слове, называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок; различать звуки речи, устанавливать число и последовательность звуков в слове; осознавать назывную функцию слова, его отличия от предложения и текста. Предмет. Признак предмета, действие предмета: различать грамматические группы слов: слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; осваивать средства устного общения; различать слова, обозначающие названия предметов, по вопросам «кто?», «что?». Заглавная (прописная) буква: опознавать имена существительные собственные; употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; находить границы предложения. Алфавит: называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок.

Предложение и текст

Повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения: правильно оформлять предложения (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки (. , ?, !), слова пишутся раздельно); составлять текст из набора предложений.

Курс «Загадочная грамматика» является интегрированным, поэтому задания по русскому языку тесно связаны с произведениями устного народного творчества.

Устное народное творчество (12 часов)

Загадки: игровой характер загадки; прием «сравнение»; литературное сотворчество учеников.

Колыбельные: закономерность фольклорного жанра – наличие повторов, рифма; ритмика и звуковое «оформление» песенок, назначение которых убаюкивать.

 Пестушки, потешки: наличие повторов, простота, запоминаемость текстов;  средства выразительности устной речи.
Считалки: предназначение считалки; сюжетно – композиционное построение; наличие зашифрованных слов.
Прибаутки, небылицы: закономерность фольклорных жанров – наличие повторов; литературное сотворчество учеников.

Скороговорки: специфика жанра скороговорки; причины трудности при произнесении скороговорок.
Сказки: понятие «сказка-цепочка»; особенности сказочного жанра; нравственные уроки сказок.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

Предметные результаты

Универсальные учебные

действия

Цифровые

образовательные

ресурсы(ЦОР)

1

Кот Баюн

Речь устная и письменная

Различать устную

и письменную формы речи; средства устной и письменной речи; участвовать в ин-

сценировании предлагаемых речевых ситуаций; различать звуки и буквы; оценивать соответствие средств устного общения речевой ситуации. Ритмика и звуковое «оформление» колыбельных песен; рифмы, повторы, доброта и ласка.

Глубинный смысл пестушки- пестовать, нянчить, получить возможность наладить связь мать-ребенок.

Познавательные: находят в тексте ответ на поставленный вопрос.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками

Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык.

1 класс. М.: Кирилл и Мефодий, 2009.


http://rodnaya-tropinka.ru/pestushk/

2

«Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!»

Речь устная и письменная

3,4

Тайны загадок.

Звуки и буквы (2 ч.)

Дифференцировать звуки языка: гласные, согласные; при анализе речевых ситуаций устанавливать аналогии со своим жизненным опытом, знакомыми рассказами, фильмами; применять правила переноса слов, знать случаи невозможности его применения. Формировать представление об игровом характере малых жанров фольклора – загадках, потешках, познакомить с приемом «сравнение».

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации; строят ответ

в устной форме в соответствии с заданным вопросом.

Учатся сочинять загадки.

Коммуникативные: принимают участие

в работе парами и группами, допускают существование различных точек зрения, используют  в общении правила вежливости.

Регулятивные: выполняют учебные действия

в устной и письменной речи, в сотрудничестве

с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи

Начальная школа. Русский язык.

Демонстрационные таблицы / сост. Н. А. Завьялова. Волгоград: Учитель, 2011.

Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык.

1 класс.

М.: Кирилл и Мефодий, 2009.

1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

5

«Тень-тень, потетень…»

Звуки и буквы

6

Секреты считалок Слово  

 

Различать звуки речи, устанавливать число и последовательность звуков в слове, называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок; различать звуки речи, устанавливать число и последовательность звуков в слове; осознавать назывную функцию слова, его отличия от предложения различать грамматические группы слов: слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; осваивать средства устного общения;

безошибочно списывать текст с учебника и с доски; различать слова, обозначающие названия предметов, по вопросам «кто?», «что?». Познакомить с малыми фольклорными жанрами-небылицей, считалкой, скороговоркой,

прибауткой; предназначением,сюжетно-композиционным построением, наличием зашифрованных слов.

Познавательные: анализируют факты языка

с выделением их отличительных признаков; проводят аналогии между изучаемым материалом

и собственным опытом.

Коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: выполняют учебные действия

в устной и письменной речи

Начальная школа. Русский язык.

Демонстрационные таблицы / сост. Н. А. Завьялова. Волгоград: Учитель, 2011.

1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

 Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык.

1 класс. М.: Кирилл и Мефодий, 2009.

1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

7

Бой скороговорок

Слово

8

Небывальщиа

Слово

9

«Уж как шла лиса по тропке…»

Слово

10,11

Предложение и текст (2 ч.) Сказочная полянка

Понимать различие между словом, предложением и текстом; формулировать существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца; правильно оформлять предложения на письме; составлять текст из набора предложений; соблюдать в повседнев ной жизни нормы речевого этикета; применять на практике умение звукобуквенного разбора слов с характеристикой гласных и согласных звуков.Понятие «сказки-цепочки». Герои сказок. Повторяющиеся эпизоды.

Познавательные: владеют основами смыслового чтения текста; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения комму никативных задач.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, при необходимости вносят коррективы в действия, выполняют учебные действия в устной и письменной речи

Русский язык.

1–4 классы /

Л. В. Зубарева,

Е. П. Плешакова. Волгоград: Учитель, 2011.

1 электрон. опт. диск (CD-ROM) 

Начальная школа. Русский язык.

Демонстрационные таблицы / сост. Н. А. Завьялова. Волгоград: Учитель, 2011.

1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

12

Праздник грамотеев

Итоговое обобщение

Применять изученные правила правописания,

в том числе написание словарных слов; употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; выполнять звукобуквенный разбор слов; писать предложения под диктовку; использовать небуквенные графические средства при списывании: пробел между словами, абзац, знаки препинания.

Распознавание жанровой принадлежности текста и обнаружение в одном тексте примет разных фольклорных жанров.

Познавательные: анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходя к общему решению, используют в общении правила вежливости.

Регулятивные: ориентируются на возможное разнообразие способов решения задач

http://kid-game.ru/category/caretales


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный курс внеурочной деятельности "Мир знаний".

Интегрированный курс  внеурочной деятельности  "Мир знаний". 1 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселая грамматика" для 4 класса

Программа разработана на основе Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Материал содержит пояснительную записку, тематическе планирование и список необходимой дополнительной литературы....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 3 класса "Занимательная грамматика"

Готовая рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 3 класса "Занимательная грамматика"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. &la...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 2 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  "Занимательная грамматика" 2 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»

Рабочая программа предназначена для внеурочной деятельности по русскому языку в 3 классе....