Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Рабочая программа предназначена для внеурочной деятельности по русскому языку в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_grammatika.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                       

                      Рабочая программа

           курса внеурочной деятельности

                     «Весёлая грамматика»

                                                                       Учитель:Заводчикова С.А.

Пояснительная записка

      Программа по внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»                   общеинтеллектуального направления разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом принципов и методических установок, содержащихся в пособии для учителя «Занимательная грамматика» Беркутова Г. И., Пантелеева Т. И., Однокозова Н. А., Ракитянская Е. Б.

        Содержание курса грамматики строится на основе:

- системно-деятельностного подхода;

- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.

    В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

    Линии, общие с курсом литературного чтения:

1)овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приѐмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

   Линии, специфические для курса «Русский язык»:

1) приобретение и систематизация знаний о языке;

2) овладение орфографией и пунктуацией;

3) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

4) развитие чувства языка.

     Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

     Содержание занятий курса представляет собой введение в мир сложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.

    Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

   Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

    Цели :

 -расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика- не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

• развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

• приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над

познанием родного языка;

• развитие мотивации к изучению русского языка;

• развитие творчества и обогащение словарного запаса;

• совершенствование общего языкового развития учащихся;

• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

• воспитание культуры обращения с книгой;

• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры

мышления.

Развивающие:

• развивать смекалку и сообразительность;

• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

                                  Особенности курса

Принципы:

•        доступность, познавательность и наглядность

•        учёт возрастных особенностей

•        сочетание теоретических и практических форм деятельности

•        усиление прикладной направленности обучения

•        психологическая комфортность

         Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

      Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

         ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ  КУРСА

-        формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

-        освоение эвристических приемов рассуждений;

-        формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

-        развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

-        формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

-        привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.

           Участники и сроки реализации

             

 Программа составлена для детей 3 класса. Срок реализации 1 год.  34 часа в год (1час в неделю).

Планируемые результаты.

Личностные результаты

• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других

людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность

речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

• интерес к изучению языка;

• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

• самостоятельно формулировать тему и цели урока;

• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;

• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);

• пользоваться словарями, справочниками;

• осуществлять анализ и синтез;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

• высказывать и обосновывать свою точку зрения;

• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• задавать вопросы.

Содержание программы.

Состав слова

 Где прячутся ошибки. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями.

Образование слов

Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). Слова – тезки. (Омонимы). Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). Слова с противоположным значением. (Антонимы). Словарное богатство родного языка. Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

Главные и второстепенные члены предложения

Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

Признаки частей речи

Как морфология порядок навела. (О частях речи). Имя существительное – часть страны Речь. Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Очень занимательное – имя прилагательное. Универсальные заменители. (Назначение местоимений). Глагол – часть страны Речь. Глагол и его друзья. Глагол – настоящий богач среди частей речи. Сила любви. НЕ с глаголами. Откуда появились глаголы – исключения? В царстве наречий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.

Тематический план

Состав слова(2 часа)

Образование слов(4 часа)

Главные и второстепенные члены предложения(2 часа)

Признаки частей речи(25 часов)

КВН-1час

Всего-34часа

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

•        Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

•        Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

•        Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

•        Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

•        Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

•        Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

•        Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

•        Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

•        Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

•        Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

•        Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

•        Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

•        Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

•        Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

•        Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

•        Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.

•        Персональный компьютер

•        Мультимедийный проектор

•        Интерактивная доска

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА»  3Б КЛАСС (1 час в неделю, всего 34часа)

                                                                                Учитель: Заводчикова С.А.

 

№ п/п

Тема

Дата по плану

Коррекция

1

Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными).

5.09

2

Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении?

12.09

3

Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

19.09

4

Как морфология порядок навела.

(О частях речи).

26.09

5

Имя существительное – часть страны Речь.

3.10

6

Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

10.10

7

Слово одно, а значений - несколько.

(О многозначных словах).

17.10

8

Слова – тезки. (Омонимы).

24.10

9

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

7.11

10

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

14.11

11

Хорошо ли ты знаешь имя существительное?

21.11

12

Хорошо ли ты знаешь имя существительное?

28.11

13

Очень занимательное – имя прилагательное.

4.12

14

Очень занимательное – имя прилагательное.

12.12

15

Имя прилагательное – часть страны Речь.

19.12

16

Имя прилагательное – часть страны Речь.

26.12

17

Сказка о глаголе.

9.01

18

Глагол и его друзья.

16.01

19

Глагол – настоящий богач среди частей речи.

23.01

20

Сила любви. НЕ с глаголами.

30.01

21

Откуда появились глаголы – исключения?

6.02

22

Хорошо ли ты знаешь глагол?

13.02

23

В царстве наречий.

20.02

24

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.

27.02

25

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами.

Служебное положение частиц.

5.03

26

Хорошо ли ты знаешь части речи?

12.03

27

Хорошо ли ты знаешь части речи?

19.03

28

Слова – родственники. (Об однокоренных словах).

2.04

29

Слова – родственники. (Об однокоренных словах).

9.04

30

Словарное богатство родного языка.

16.04

31

Словарное богатство родного языка.

23.04

32

Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.

7.05

33

Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.

14.05

34

КВН

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые нотки", "Весёлый карандаш", Краеведение".

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...

Программа курса внеурочной деятельности "Весёлый карандаш"

Программа курса внеурочной деятельности "Весёлый карандаш" разработана  и составлена для 1 -х классов коррекционной школы для детей с глубокой умственной отсталостью. На занятиях используютс...

Программа курса внеурочной деятельности "Весёлый английский" для 2 класса

Программа курса внеурочной деятельности "Весёлый английский" для 2 класса рассчитана на 1 час в неделю....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. &la...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 2 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  "Занимательная грамматика" 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая Грамматика"

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Веселая грамматика» разработана в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9...