урок обучения грамоте в 1 классе УМК «Школа России» Тема урока: «Звуки [н], [н’], буквы Н,н.».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок разработан  в соответствии с т ребованиями ФГОС НО и может использоваться в различных УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obucheniya_gramote_v_1_klasse_umk.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе УМК «Школа России»

Тема урока: «Звуки [н], [н’], буквы Н,н.».

Тип урока : Урок формирования новых знаний.
Цель урока: Познакомить учащихся с буквой Н,н и звуками, которые она обозначает.
Задачи урока : 1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ н ], [ н’] и обозначении их буквой «н».
2) Развивать умение учащихся читать слоги , слова и предложения с
буквой «н».
3) Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование :
 цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; плакат с изображением букв «Н, н»;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Каждый день- всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим,

И тихонечко сидим.

2.      Актуализация знаний.

По ленте букв на с. 39 «Азбуки» вспомнить изученные гласные буквы. Вспомнить, что  буква И указывает на мягкость согласного звука.

- Прочитайте буквы и слоги из гласных букв, записанные на доске.

А                        у                        ау                   уа-ау                  уы             ыо

И                        ы                       ау!                 аи- аи                оы             ыи

О                        а                       уа!                  ои – ио              аы             ыа

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 40 «Азбуки».

- Кого вы видети на ней? (русского богатыря и Змея Горыныча)

- Кому из вас родители читали былины о русских богатырях Никите Кожемяке, Илье Муромце, Добрыне Никитиче или Алёше Поповиче?

  1. Сказ о Никите –Кожемяке. (Сказ можно прочитать детям заранее или наоборот позже)

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

- Есть, - говорит змей, - в Киеве Никита Кожемяка - тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя - испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот - осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

- Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! - сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

- Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я - в другой.

- Хорошо, - сказал Никита. - Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

- Землю мы разделили - теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить - вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна: стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

- Почему русский богатырь пашет на Змее Горыныче? ( Он его пленил и заставил работать на пашне).

-Что изображено справа от Змея? ( Церковь, а над ней восходит солнце.)

- К следующему уроку вылепите своего Змея Горыныча из пластелина и принесите в школу. Мы организуем выставку поделок.

3. Физминутка.

4.              План знакомства с новой буквой:

  1. Выделение звука.
  2.  Характеристика звука.
  3. Обозначение печатной буквой.
  4. Знакомство с письменной буквой.
  5. Чтение в букваре с новой буквой.
  6. Применение полученных знаний при написании слогов, слов, предложений.

Работаем по плану.

Выделение нового звука.

-С чего начинаем знакомство с новой буквой? (С выделения звука)

-Как называется орган, при помощи которого мы дышим и ощущаем запахи? (нос)

-Произнесите первый звук, с которого начинается это слово.

-Дайте характеристику звука по схеме-плану.

Характеристика звука.

(согл., тв., зв., пары нет)  все доказываем.

-Как называется воздушный купол над Землей голубого цвета? (небо)

-Произнесите первый звук, с которого начинается это слово.

-Дайте характеристику звука по схеме-плану.

(согл.,мягк., зв., пары нет)  все доказываем.

-Какие пункты плана мы изучили?

-Что должны делать дальше?

(Обозначить звук печатной буквой)

 Обозначение печатной буквой.

(Вывешиваем карточку с печатной буквой на доску)

-Где мы будем работать? ( В тетради для печатания)

(Один ребенок у доски одевает звуковичка, а остальные в тетради самостоятельно)

Ребенок еще раз по плану рассказывает характеристику буквы.

5.        Чтение в букваре с новой буквой.

Не читающие и слабо читающие дети выходят к доске и вместе с учителем прочитывают столбики слогов. Читающие чети читают столбики слов карандашом в учебнике. Хорошо читающие дети читают текст на правой странице.

На доске слоги: но он она

                               на ан оно

                               ны ын они

                               ни ин

6.   Применение полученных знаний при написании слогов, слов, предложений.

-Обратимся к нашему плану.Какие пункты мы выполнили? Какие пункты плана у нас остались на следующий урок ОГ? (Применение полученных знаний).

Игра «учимся различать звуки».

-Поиграем с сигнальными кружками. Нам понадобятся 2 цвета. Какие? Почему?

Учитель называет слова, где звуки н и нь в начале слова, а дети показывают соотв. Кружки.

Нитки, наряд, нация, нервы,…

-Это легко, когда н в начале слова, а теперь в середине: полено,пряник, карандаш, карамель (ловушка),…

-В  другой части слова попробуем поискать новые звуки, в начале были, в середине были. Где не были?

Конь, день, звон,…

  1. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- Что было самым интересным?

- Что вызвало затруднение?

- Что нового вы узнали? Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"

Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки "  к конспекту приложена   презентация ...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс УМК "Школы России" по теме: " Согласные звуки [б], буквы Б,б ".

Конспект урока содержит хорошее мотивирующее начало урока, достаточное количество упражнений для развития артикуляционного аппарата, задан быстрый темп, подобраны интересные задания, которые позволяют...

Конспект урока по обучению грамоте1 класс УМК "Школа России". Тема: Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б

Цели деятельности учителя: формирование понятия о твердом согласном звуке[б] и мягком [б,] и букве Б б.Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятие «согласный звук», о парности по твер...

Обучение грамоте, 1 класс, УМК "Школа России", тема "Буква В, звук [в]".

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [в], [в'] и буквами В, в и написании букв. Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с произношением звуков [в], [в&#...