Обучение грамоте, 1 класс, УМК "Школа России", тема "Буква В, звук [в]".
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Климова Анжелика Андреевна

Цель урокаформирование представлений у учащихся о звуках [в], [в'] и буквами В, в и написании букв.

 

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с произношением звуков [в], [в'];
  2. Научить соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует.

Развивающие:

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
  2. Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМА

Дата: 16.11.2021г.

Школа: 104

Класс: 1 «Т»

Урок: 4

Время: 10:45 – 11:25  Кабинет: 207

Студент: Климова Анжелика Андреевна

Группа:  41

Учитель: Миронова Елена Николевна.

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Звуки [в], [в'], буква В, в».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [в], [в'] и буквами В, в и написании букв.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с произношением звуков [в], [в'];
  2. Научить соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует.

Развивающие:

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
  2. Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод

Психологический настрой

Фронтальная форма

1. Приветствует учащихся, настраивает на работу.

-Здравствуйте, ребята!

Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите, чтобы все необходимое лежало на краю парты.  

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Меня зовут Анжелика Андреевна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

-Умницы!

-Молодцы!

Анализируют учителя, выполняют действия.

Садятся девочки.

Садятся мальчики.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод; беседа Фронтальная форма.

Практический метод: работа в группах, каллиграфическое упражнение

  1. Проводит артикуляционную гимнастику.
  2. Вспоминают ранее изученное.

Перед началом урока вспомним о том, как нужно правильно сидеть, сядьте также как сидит девочка на картинке.

Проведем артикуляционную разминку.

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. - Давайте с вами прочитаем скороговорку.

Скороговорка:

Воробей велел варану вымыть за собою ванну.

- Сначала повторим частями.

- Есть те ребята, кто может прочитать скороговорку полностью.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Работают со скороговоркой

.

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками 

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: подведение под понятие 

Презентация

Постановка учебной задачи
5 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод. Беседа.

  1. Определяют тему и цель урока.
  2. Составляют план действий на урок.

– Отгадайте загадку

В серой шубке перовой

И в морозы он герой

Скачет, на лету резвится, —

Не орел, — а все же птица!

- разделите слово воробей на слоги.

- сколько их?

- назовите каждый слог.

- назовите первый звук первого слога.

-Можете ли вы дать характеристику этому звуку.

-Тогда какое затруднение у вас возникло?

-Тогда как вы думаете о какой букве сегодня будет идти речь?

-Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Соотнесите:

  1. Вспомнить…
  2. Узнать…
  3. Научиться…

На парте у каждого из вас лежит «Лесенка успеха».

На ней вы будете отмечать своих успехи на протяжении всего урока.

1 Аккуратное и правильное письмо.

2.Правильное чтение.

Отгадывают загадку.

- воробей.

-[в]

Сталкиваются с затруднением.

-Мы не можем дать характеристику этому звуку

Тема: «Звуки [в], [в'], буква В, в».

Цель: познакомиться и научиться букву В, в.

Вспомнить признаки согласных букв.

Узнать новые сведения о звуках [в], [в'],

Научиться читать и писать слова с новой буквой.

Метапредметные:

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Л: сформированность мотивации к учению и познанию

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов

Презентация

«Открытие» детьми нового знания  

18 мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

  1. Организует изучение новых звуков, буквы:

-дают характеристику звука,

-составляют звуковые схемы,

- анализируют форму буквы,

- тренируются в письме новой буквы.

- Отгадайте загадку.
На траВе лежат дроВа.

Не одно бреВно, не дВа.

Мы из брёВен на траВе

Вам сложили букВу ...

-Откройте учебник на странице 93.

-Что изображено на «волшебном рисунке»? – веревка

- Что такое веревка, ребята?

- Для чего она нужна?

- Разделите слово на слоги.

- Произнесите по слогам.

- Произнесите первый слог, сколько там звуков?

- Назовите первый звук, как он произносится? -Воздух встречает препятствие?

- Сделайте вывод. – он согласный.

- Какие есть характеристики у согласных звуков.

- Дайте характеристику первому звуку в слове.

- Каким звуковичком обозначим этот звук?

- Давайте обратим внимание на слово ворона. Как произносится первый звук в слове ворона? Как вы обозначите его в схеме?

- Дайте характеристику первому звуку.

- Как произносится первый звук в слове веревка?

- Какой можно сделать вывод? (звуки [в‘] и [в] парные по твёрдости-мягкости)

- Составьте слоги из букв, данных в рамке, и прочитайте слоги, записанные рядом.

- Что вы заметили?  

- Составьте слова с этими слогами.

-Рассмотрите рисунок слева, что на нем изображено?

- В названиях каких предметов на рисунке есть звуки [в] и [в‘]?

- Какой буквой обозначается звук [в‘]? Найдите подсказку на рисунке. Какую форму имеет веревка?

- Звук обозначается буквой в.

Работа в прописях.

-Откройте прописи на странице … .

Сядьте правильно, правильно расположите и возьмите правильно ручку.

-Кто покажет, как правильно нужно держать ручку?

- Рассмотрите печатную букву В с письменной. Что общего вы видите?

-Напишите строчную печатную букву в по образцу, ориентируясь по стрелкам.

-Из каких элементов состоит буква в?

-Посмотрите, как пишутся эти элементы.

Пропишите сначала по теневым линиям элементы.

Затем напишите самостоятельно два раза элементы буквы.

-Посмотрите, как пишется строчная буква в.

- Начинаем писать строчную букву в с петли от середины рабочей строки, ведем наклонную прямую вверх с закруглением, ведем линию вниз. Не доводя до нижней линии рабочей строки, округляем петлю и пишем овал, касаясь верхней линии рабочей строки.


-Потренируемся писать букву в воздухе.
Пропишите сначала элементы буквы в.

Теперь пропишите строчную букву в.

- Подчеркните простым карандашом ту букву, которая является самой аккуратно написанной

- букву В.

Работают с учебником.

- веревка.

- веревка – изделие из крученых или витых в несколько рядов длинных прядей разного свивающегося материала.

Высказывают мнение.

- ве-ре-вка

- Ве, два звука, мягкий согласный, гласный безударный.

- мягко.

- встречает.

- звук согласный.

- глухой, звонкий, твердый, мягкий.

- согласный, мягкий, звонкий.

- зеленым кружком.

- твердо, синим кружком.

- мягко.

- звуки [в‘] и [в] парные по твёрдости-мягкости

- ва, ву, во, ви.

- перед буквой и произносится мягкий звук [в‘], а перед остальными буквами – твердый звук [в]

– ваза, здравствуйте, воздух, высота, телевизор.

- ворона, дерево, веер.

– ворона, ведро, веер, ствол, ветки.

 

- буквой В.

Работают в прописях.

Вспоминают правила посадки при письме.

Высказывают мнения.

- из петли и овала.

Работают в прописях.

Наблюдают за действиями учителя.

Тренируются в письме буквы.

Презентация

Раздаточный материал

Первичное закрепление

4 мин

Усвоение нового способа действий

  1. Организует работу в прописях.

Динамическая пауза

- Вернитесь к учебнику, страница 93.

-Составьте слоги в рамке.

Прочитаем их все вместе.

-Скажите, пожалуйста, почему буква В, написана синим цветом, а остальные красным.

-Прочитайте слоги, написанные рядом.

Какой из этих слогов отличается? И почему?

Мальчики с теврдным слогласным, девочки с мягких согласным.

-Скажите, пожалуйста, как могут соединяться буквы между собой?

-Научимся писать с вами соединения в слогах с буквой в.

- Расположите перед собой прописи.

-Первый слог «ва». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете?

-Верно, посмотрите, как пишется этот слог.

- Пишу букву в, обвожу по написанному, вывожу сверху соединительную линию и пишу букву а.

Сначала обведите его по теневой линии.

Напишите его самостоятельно два раза.

-Следующий слог «ви». Какое соединение тут?

-Посмотрите, как пишется слог.

- Пишу букву в, обвожу по написанному, вывожу сверху соединительную линию и пишу букву и.

Обведите его по теневой линии.

Напишите его самостоятельно два раза.

-Последний слог «во». Какое соединение в этом слоге?

-Посмотрите, как пишется слог.

- Пишу букву в, обвожу по написанному, вывожу снизу соединительную линию и пишу букву И.

Обведите его по теневой линии.

Напишите его самостоятельно два раза.

-Итак еще раз повторим какие виды соединений слогов бывают?

-Оцените написание слогов по следующим критериям:

1. Правильность написания – соблюдена ширина, высота, наклон.

2. Аккуратность – плавное начертание буквы.

 

 -ва, во, ву.

-Согласные изображают синим цветом, а гласные – красным.

- Вы, ви.  Слог Ви отличается, потому что звук [в‘] мягкий.

-Верхним, нижним, средним соединением.

- верхнее.

Пишут слог «ва».

-Верхнее.

-Нижнее.

-Верхнее, нижнее, среднее.

Самооценивание.

Презентация

Пропись

Самостоятельная работа с самопроверкой
4 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

  1. Организует самостоятельную работу над составлением звуковой схемы.

Посмотрите в учебнике на звуковую схему слова вилка. 

-Что у нас отмечено синим кругом?

А красным?

Зеленым кругом обозначено?

Слово Вилка.

-Скажите из скольких слогов состоит это слово?

-Назовите эти слоги.

-Первый слог – вил. Из каких звуков он состоит?

-Второй слог – ка. Из каких звуков состоит он?

-Сейчас вы поработаете в парах. Вспомним правила работы в парах.

Составьте в паре звуковую схему слова «волк».

-Из скольких слогов состоит это слово?

-Назовите эти слоги.

 

-Найдите у себя в прописях слово волк. Обведите это слово по теневым линиям затем напишите его самостоятельно 1 раз.  

-Подчеркните в этих словах гласные буквы – красным карандашом, Согласный твердый звук – синим, согласный мягкий – зеленым.

-Проверьте себя. У кого также?

-Перед вами лежат карточки. Среди набора букв спрятались слова с буквой В. Найди их и подчеркни карандашом.

-Давайте проверим, что у вас получилось. У все ли так? Поднимите руку те, кто справился.

 

-Согласный твёрдый звук.

-Гласный звук.

-Мягкий согласный звук.

-Из двух.

-Вил-ка.

-Из согласного мягкого, гласного ударного и твердого согласного звуков.

-Из согласного твердого и гласного звуков.

Вспоминают правила работы в парах.

Составляют звуковую схему.

-1.

- Волк.

Пишут слова.

Подчеркивают звуки.

Самопроверка.

Эталон:

Ваза, корова, ваза, говорит, Вика, внук.

Презентация

Пропись

Включение в систему знаний, повторение

3 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма. Словесный: беседа,

  1. Организует работу с текстом.

Учебник стр.93.

-Посмотрите на фотографию на слайде.

Знаете ли вы, что на ней изображено?

-Сейчас мы прочитаем с вами небольшой текст, как вы думаете, о чем он будем, предположите.

Начнем читать текст по цепочке.

-Так, о чем все-таки говорится в тексте?

-Кто повествует нам текст?

-Найдите предложение, в котором буква в встречается 3 раза.

- Сколько там мягких звуков [в’] и сколько [в]?

- Что украла ворона? Найдите это предложение и прочитайте.

- найдите слова в которых буква В стоит в начале слова.

- найдите слова, в которых буква В стоит в середине слова.

- Молодцы.

-Ворона.

-О вороне.

- вороне.

- автор.

Читают предложения.

Высказывают предложения.

- два твердых звука и один мягкий звук.

- и украла вилку.

-Вова, Вика, вилка, ворона.

- ставит, дерево.

К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Презентация

Рефлексия деятельности

1 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический метод

  1. Вспоминают тему и цели урока.
  2. Подводят итоги, делают выводы.
  3. Организуют рефлексию деятельности учащихся. 

-О чем мы говорили сегодня с вами на уроке? Вспомните тему урока.

-Какую цель мы с вами ставили?

Достигли ли мы ее?

-Назовите слова в которых есть звук [в], затем звук [в'].

-Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

На парте перед вами лежит солнышко и тучка.

Поднимите солнышко и покажите его мне, если вы считаете, что справились со всеми заданиями и активно работали на уроке.

Поднимите тучку, если у вас возникли трудности и вам стоит еще потренироваться в написании буквы В.

Отлично, спасибо вам за работу на уроке! До свидания!

Тема: «Звуки [в], [в'], буква В, в».

Цель: познакомиться и научиться букву В, в.

Оценивают свою работу на уроке.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

учащимися значения результатов своей деятельности

 Презентация


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте, УМК "Школа России". Буква О, звук О

На уроке представлены различные формы работ по развитию фонематического слуха первоклассников, умения различать гласные и согласные звуки, рассуждать ,работать в паре с одноклассником....

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России» Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:Образовательная: Формировать представление детей о звуке [ щ\' ], ...

Урок обучения грамоте УМК «Школа России» 1 класс «Буква Г,звуки [г][г\'] »

Ознакомление обучающихся со звуками [г][г] и буквами Г,г,овладение навыками чтения предложений,текстов;развитие речи,логического мышления,памяти....

Урок обучения грамоте УМК «Школа России» 1 класс «Буква Д,д звуки [д][д\'] »

УУД: регулятивные- удерживать цель деятельности до получения результата; общеучебные-извлекать необходимую информацию из текста,логические-характеризуют  звуки [д][д] и буквы Д,д; коммуникативные...

Урок литературного чтения в 1 класс, период обучения грамоте (УМК "Школа России") "Звуки [г], [г"].Буквы Г,г."

Цель урока: развитие фонематического слуха в процессе знакомства со звуками [г] и [г¢], формирование умения характеризировать эти звуки и обозначать их буквой.Задачи:Воспитательная: воспиты...

Конспект урока по обучению грамоте «Повторение и закрепление знаний о звуках [м] [м’] и букве «М», 1 класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя: повторение  знаний о звуках [м] [м’] и букве «М», формирование умения делать фонетический анализ; формирование навыка чтения. Планируемые ре...