Конспект урока "Николай Гарин-Михайловский и его произведение "Детство Тёмы"".
план-конспект урока по чтению на тему

Чернецкая Анна Владиславовна

Конспект урока. Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolay_garin-mihaylovskiy.docx25.67 КБ
Office presentation icon garin-mihaylovskiy.ppt560 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Хроно

мет

раж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

11:00

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анна Владиславовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.  

Приветствовать учителя.

К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета (здороваться).

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: ответы на вопросы.

11:00-11:05

-Скажите,  произведения какого раздела вы сейчас читаете?

-А как вы думаете, как же рождается герой?

- Сегодня мы с вами познакомимся с героем рассказа и выясним, похож ли герой рассказа на сказочного героя.

-Ребята, откройте оглавление учебника и назовите тему нашего сегодняшнего урока. (слайд 1)

-А какие цели мы можем поставить перед собой? (слайд 2)

 Рассуждать, отвечать на вопросы.

П: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р: определяют тему урока и ставят цели на урок.

Решение частных задач на основе анализа текста

Практический:  ответы на вопросы.

Практический: слушание учителя.

Наглядный: рассматривание портрета.

Практический: лексическое толкование слов.

Физминутка.

Практический:  выразительное чтение текста вслух.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: ответы на вопросы.

11:05-

11:15

11:15-

11:20

11:20-

11:21

11:21-

11:30

11:30-

11:35

11:35-

11:37

11:37-

11:40

11:40-11:41

-Ребята, внимательно посмотрите на экран. (слайд 3)

-Вам знаком этот человек?

-Это, ребята, Николай Гарин-Михайловский - великий русский писатель. Сегодня мы познакомимся с его биографией. Слушайте внимательно и все запоминайте.

- Настоящая его фамилия была Михайловский. Он родился в Петербурге в 1852 году. Родители его были люди богатые. Его отец был боевой офицер. Крестил его царь Николай. Под открытым небом зимою в лесу Гарин-Михайловский  выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлыми кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом, на морозе, в снегах.

  Он учился в Гимназии, закончил Институт путей сообщения в Петербурге, работал инженером-строителем. Участвовал во многих экспедициях.  Затем  он решил писать. В 1892 году начал издавать журнал «Русское  богатство». И стал подписывать свои произведения псевдонимом Н. Гарин, потому что у него был сын, которого звали  Гаря.  Писатель очень любил детей и много о них писал. Его очень волновала судьба молодого поколения.  Писатель считал, что дети должны быть счастливыми, и ничто не должно омрачать их детство. Его повести «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Умер Николай Гарин-Михайловский в 1906 году в своем родном городе Петербурге. Основное  произведение писателя - рассказ «Детство Темы», который мы сегодня с вами начнем читать. Но вы будете изучать лишь отрывок рассказа, а у кого есть желание могут прочесть и всю книгу. Вот, как она выглядит.

-А сейчас предлагаю вам потренироваться правильно читать трудные слова, которые встречаются в рассказе:  

1.Прочтите  слово про себя.

2. Определите лексическое значение слова.

3.Теперь давайте прочтем его хором.  

4.Прочитаем слово с выделением ударения.

5. А теперь произнесем это слово. (слайд  4)

(терраса - открытая площадка, примыкающая к дому, для отдыха; ирод - злодей; сердечная -  искренняя, добрая)

-Теперь давайте встанем, потянемся и

 сейчас я проверю, насколько внимательны вы были, когда я рассказывала о Николае Гарине-Михайловском. Я буду говорить вам различные утверждения о писателе. Если я говорю верное утверждение, вы садитесь, а если неверное, то стоите.

(Писатель родился в Москве.  Закончил Институт путей сообщения. Писатель не любил детей.  Его отец был боевой офицер. Настоящая фамилия писателя Гарин-Михайловский. Звали писателя Александр)

-Молодцы, ребята, внимательно слушали.

-Итак, ребята, теперь мы приступаем к самой интересной части урока, к чтению рассказа «Детство темы».

-Откройте учебник на странице 114. Перед чтением задание:  разделить отрывок, который мы будем читать, на 3 части. Потом мы проверим ваши предположения.

-Я начинаю читать, а вы следите и помогаете мне.  (чтение рассказа)

- Ребята, о чем же говорится в 1 части? Где она заканчивается?  Почему?

-А где заканчивается и начинается  2 часть? О чем говорится в ней?

-А 3 часть? Что главного вы заметили здесь?

-Ребята,  как можно озаглавить 1 часть? (слайд 5)

-А 2 часть?  (слайд 5)

-А как можно озаглавить последнюю часть? (слайд 5)

-Ребята, запишите этот план на листочках. Он поможет вам при подготовке к пересказу.

-Продолжаем нашу работу.  Внимательно посмотрите  на строки, выделенные цветом,  и скажите, как они характеризуют отношение Темы к Жучке?  Посмотрите на слайд и скажите, подходят ли эти прилагательные для характеристики героя? Докажите примерами из текста. (слайд 6)

-Объясните поведение Темы, опираясь на подчеркнутые слова.

- А хотели бы вы иметь такого друга, как Тема? Почему?

-Можно ли назвать Тему храбрым? Почему?

-Ребята, вспомните, что такое натюрморт? (слайд  7) Пейзаж? (слайд  8) Найдите в тексте описание, которое можно было бы назвать натюрмортом. А теперь найдите пейзажное описание. Что в них общего? Соответствуют ли они душевному состоянию мальчика? Докажи.

-А теперь я предлагаю вам поработать в парах. На экране вы видите пословицы. Вам необходимо подобрать подходящую пословицу к отрывку, который мы прочли. (слайд  9)

-Ребята, кто готов? Поделитесь своими предположениями.

-Дальнейшее знакомство с рассказом вы продолжите на следующих уроках.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя, воспринимать информацию.

Выполнять действия.

Читать текст.

Отвечать на вопросы, рассуждать.

Рассуждать, отвечать на вопросы.

Рассуждать, отвечать на вопросы.

Рассуждать, отвечать на вопросы.

П: строят речевое высказывание.

П: осмысленно читают слова.

К: контролируют свою деятельность по алгоритму.

Р: планируют свои действия в соответствии с задачей.

П: осмысленно читают.

П: строят речевое высказывание.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы.

К: формулируют собственное мнение и позицию.

П: строят речевое высказывание.

К: работают  в парах.

Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

11:41-11:45

-Ребята, вспомните тему нашего урока.

-А какие цели мы перед собой ставили? Достигли ли мы их?

-Понравился ли вам рассказ? Почему?

-Ребята, кто хочет рассказать о главном герое рассказа по плану? (слайд  10) 

-А дома вам нужно подготовить  краткий пересказ  отрывка со страницы 114 до страницы 117 по плану, который мы записали.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы, делать выводы.

Записывать домашнее задание.

П: строят речевое высказывание, осуществляют синтез.

 П: строят рассуждение.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Тема урока:  Николай Гарин-Михайловский  и его рассказ «Детство Темы».

     Цель деятельности учителя: познакомить с творчеством русского писателя Николая Гарина-Михайловского и с отрывком из его рассказа «Детство Темы».

     Планируемые результаты:

     предметные: развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста; формулировать главную мысль текста;  находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою; учить анализировать текст; совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью.

     личностные:  развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения; содействовать развитию умения общаться между собой.

     Тип урока: знакомство с новым материалом

     Оборудование: Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2 частях. 3-е издание-Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.; презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НИКОЛАЙ ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ «ДЕТСТВО ТЕМЫ»

Слайд 2

ЦЕЛИ: познакомиться с творчеством русского писателя Николая Гарина-Михайловского; читать и анализировать рассказ Николая Гарина-Михайловского «Детство Темы».

Слайд 4

зажж е нную вчер а шнего серд е чная терр а су и род

Слайд 5

ПЛАН. 1. 2. 3.

Слайд 6

смелый добрый надежный

Слайд 7

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (посуда, плоды, дичь, букеты цветов и т. д.).

Слайд 8

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы.

Слайд 9

1)Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 2)Друзья познаются в беде. 3)Собака – друг человека. 4)Ученье - свет, а неученье – тьма.

Слайд 10

План рассказа о герое 1.Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился( ась)… Мне очень запомнился(ась)) 2.Опиши внешность героя (его лицо , одежду , манеру поведения ) 3.Вспомни , в каких поступках , мыслях , действиях , лучше всего раскрывается характер героя? 4.Перечисли основные черты характера понравившегося героя. 5.Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами. 6.Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось бы походить на этого героя? 7.Вспомни, какая из пословиц, поговорок могла бы лучше всего передать характер этого героя?

Слайд 11

Домашнее задание: подготовить краткий пересказ отрывка по плану с.114-117.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Гарин-Михайловский. Тёма и Жучка.

2 класс.Литературное чтение.Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классовГОУ Гимназии №63Тема:Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».Тип урока:урок ознакомления с новым мате...

Тестовая работа по рассказу Н.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Данный тест разработан для подготовки детей к аттестации по чтению в 4 классе. Текст произведения прилагается....

Тестовая работа по рассказу Н.Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»

Тестовая работа по рассказу Н.Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»....

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Н.Г. Гарин-Михайловский "Старый колодезь" ("Детство Тёмы")

Урок по литературному чтению на тему "Н.Г. Гарин-Михайловский "Старый колодезь" ("Детство Тёмы"), 4-й класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...