Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Павлова  Наталья  Николаевна

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, планируемыми  результатами (УУД), образовательными  ресурсами  и  оборудованием. Ход  урока  представлен  в  виде  таблицы  с  презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyoma_i_zhuchka_-_kopiya.docx37.25 КБ
Файл prezentatsiya_po_literature.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

Кировского  района  Санкт – Петербурга

ЛИЦЕЙ № 393

КОНСПЕКТ  УРОКА

ПО  ПРЕДМЕТУ: «Литературное  чтение»

3  КЛАСС (1 – 4)

Учебник: Н.А. Чуракова, часть 2

УМК «Система  Л.В. Занкова»

ТЕМА:  Особенности  характера  и  мир  чувств  героя. Чтение  рассказа  Н.Г. Гарина – Михайловского  «Тёма  и  Жучка»

Тип  урока:

Решение  частных  задач

УЧИТЕЛЬ:

ПАВЛОВА  НАТАЛЬЯ  НИКОЛАЕВНА

Санкт – Петербург

2013

ЦЕЛИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА:

  1. Создать  условия  для  ознакомления  с  рассказом  Н.Г. Гарина-Михайловского «Тёма  и  Жучка», для  осознанного  восприятия  литературного  произведения.  
  2. Формирование  представлений  о  положительных  чертах  характера  героя, воспитание  уважения, заботы  и  внимания  друг  к  другу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  (УУД):

Личностные: проявляют  эмоциональное  восприятие  чувств, поступков  героя  литературного  произведения, различают  основные  нравственно-этические  понятия, высказывают  своё  мнение  о  прослушанном  произведении  и  уважают  мнение  собеседника.

Метапредметные:

регулятивные – принимают  позицию  слушателя, читателя  в  соответствии  с  учебной  задачей;

познавательные – знакомятся  с  рассказом  Н.Г. Гарина-Михайловского, формулируют  ответы  на  вопросы  по  содержанию  прослушанного  произведения, выделяют  слова, в  которых  слышится  авторское  отношение  к  герою;

коммуникативные – умеют  высказывать  и  пояснять  свою  точку  зрения, овладевают  основами  коммуникативной  деятельности;

Предметные: овладевают  приёмами  понимания  прочитанного  и  прослушанного  произведения, формируют  необходимый  уровень  читательской  компетенции.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  РЕСУРСЫ  И  ОБОРУДОВАНИЕ:

Учебник  Н.А. Чураковой  «Литературное  чтение» (часть2), мультимедийный  центр, презентация, портрет  писателя, листы  с  заданием.

ХОД  УРОКА

Этапы  урока

Формы, методы, методические  приёмы

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Фор

ма  конт

роля

осуществляемые  действия

форми

руемые  умения

Моти

виро

вание учеб

ной  дея

тель

ности.  (Орга

низа

цион

ный  мо

мент)

Фронтальная. Словесный. Слово  учителя

Приветствие  учащихся.

Прозвенел  уже  звонок,

Начинаем  наш  урок.

Нам, друзья, нельзя  лениться,

Так  как  мы – ученики!

Приветствуют  учителя, слушают  стихотворные  строки.

Проявляют  эмо

цио

наль

ную  отзывчи

вость  на  слова  учителя

Наб

люде

ние  учителя

Про

верка  домаш

него  зада

ния

 

Фронтальная. Наглядный, словесный, практический.

-  А  теперь  начнём  с  проверки  домашнего  задания.

-  Над  каким   произведением  работаем? Кто  автор?

Презентация. Слайд 2.

-  Хочу  проверить, как  вы  знаете  содержание  текста (Игра  «Спринт»): вы  должны  будете  выбрать  правильный  ответ  из  трёх  вариантов, и  записывать  на  листочке  цифру.

Презентация. Слайд 3,4.

А) Когда  происходит  действие  в  отрывке:

1. Рано  утром.

2. Ночью.

3. Днём.

Б) Почему  на  террасе  было  светло?

1. Светило  яркое  солнце.

2. Была  стеклянная  дверь.

3. Тёма  светил  фонариком.

В) Что  царило  в  столовой  и  саду?

1. Порядок.

2. Беспорядок.

3. Это  не  описано.

Г) Как  слез  Тёма  со  стены?

1. Спустился  по  верёвке.

2. Спрыгнул.

3. Обошёл  стену.

Д) Что  услышал  Тёма  у  колодца?

1. Лай.

2. Ничего.

3. Стон.

Е) Что испытывал  Тёма, когда  лез  в  колодец?

1. Радостное  возбуждение.

2. Злость.

3. Страх.

Ж) Как  вёл  себя  Тёма, когда  вылезал  из  колодца?

1. Плакал.

2. Звал  на  помощь.

3. Успокаивал  себя.

(Один  из  учеников  читает  вслух  ответы. Учитель    и  ученики  проверяют.)

-  Оцените  свою  деятельность. Поднимите  вверх  руку, кто  не  допустил  ни  одной  ошибки  в  игре; одну  ошибку; две  и  более  ошибок? Похвалите  себя  или  будьте  внимательны!

Выбира

ют    вариант  ответа  из  предло

женных.

Владеют  навыка

ми  самостоятельной  работы.

Осуществляют  самопро

верку.

Осущест

вляют  логичес

кие  дейст

вия, исполь

зуя  имею

щиеся  знания.

Владеют  навыка

ми  самос

тоятельной  работы.

Самооценива

ние.

Наб

людение  учителя, само

про

верка

Подго

товка  к  первичному  воприя

тию. Поста

новка  учеб

ной  цели  урока

Фронтальная.

Словесный. Беседа

-  Сегодня  мы  с  вами  продолжим  разговор  о  рассказе  «Тёма  и  Жучка». Вы  помните, Тёма  был  наказан, после  чего  он  сильно  заболел  (очень  впечатлительный  мальчик). Но, несмотря  на  болезнь, Тёма  вспоминает  про  своего  друга  и  идёт  его  спасать. Во  сне  он  планирует  спасательную  операцию, понимая  и  осознавая, что  это  опасное  дело. Но  он  решительно  отправляется  на  помощь  своему  другу, не  обращая  внимания  на  страх.  

Учитель  задаёт  вопросы  по  предыдущим  частям  текста.

-  Что  вы  узнали  о  Тёме? Какими  качествами  он  обладает?

-  Как  вы  думаете, почему  восьмилетнему  мальчику  не  спится  ночью, что  его  беспокоит?

-  Какой  сон  приснился  ему?

-  Как  долго  Тёма  собирался  осуществить  свой  сон? Трудно  ли  было  Тёме  принять  решение  спасать  Жучку?

-  Страшно  ли  ему  было? Думает  ли  он  об  опасности? О  чём  он  думает?

-  Что  чувствует  Тёма?

-  А  сейчас  мы  узнаем, на  какой  шаг  решается  Тёма. Мы  постараемся  выявить  те  черты  характера, которые  соответствуют  ему. Какой  Тёма  человек?

Адекват

но  воспринимают  информацию. Отвечают  на  вопросы  учителя. Дополняют, уточняют  высказанные  мнения.

Аргумен

тируют  свои  ответы, исполь

зуя  получен

ную  инфор

мацию  и  имею

щиеся  знания.

Прини

мают  и  сохраня

ют  учебную  цель  и  задачу

Бесе

да  по  вопросам

Первич

ное  восприятие

Фронтальная. Слушание

Чтение  текста  произведения  учителем (книги  у  учащихся  закрыты).

Внима

тельно  слушают  учителя, задают  уточняющие  вопросы.

Умеют  слушать  учителя  в  соответ

ствии  с  целевой  установ

кой

Наб

людение  учителя

Провер ка  пер

вично

го  вос

прия

тия  мате

риала

Физ

культ

минут

ка

Фронтальная. Словесный.

Коллективная.

Практическая

-  Когда  вы  читали  и  слушали   произведение, какие  мысли  и  представления  у  вас  появились  о  Тёме?  (Человек, который  самоотверженно  спасает  животное.)

-  Какое  впечатление  произвело  на  вас  произведение?

Руки  в  стороны  поставим,

Правой  левую  достанем.

А  потом – наоборот:

Будет  вправо  поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись  ещё  разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки  выше, плечи  шире!

Опускаем  руки  вниз

И  за  парты  вновь  садись

Отвечают  на  вопросы  учителя, исходя  из  учебной  задачи

Выполняют  физкультминутку  согласно  заданиям

Форму

лируют  ответы  на  постав

ленные  вопро

сы. Учить  осмыслению  жизнен

ной  ситуа

ции

Выполняют  физ

культминутку  согласно  инструкции  учителя. Осуществляют  профи

лактику  утомле

ния

Наб

людение  учителя, бесе

да

Наб

людение  учителя

Вторич

ное вос

прия

тие  и  анализ

Рефлексия  учеб

ной  дея

тель

ности (итог)

Домашнее  зада

ние

Фронтальная,

групповая.

Наглядный, словесный, практический.

Фронтальная.

Словесный, наглядный, беседа

Фронтальная.

Словесный.

-  Что  заставило  Тёму  решиться  на  выполнение  второй  части  сна – самому  спуститься  в  колодец?

Работа  в   парах. (На  отдельных  листах.)

-  Работая  в  парах, найдите  во  второй  части  рассказа  описание  колодца. Вставьте  пропущенные  слова.

Фонарь  тускло  освещал………….

сруб  колодца, теряясь  всё  глубже  и  глубже  в  охватившем  его  ………….. , и  наконец  осветил  самое  дно.

Мягко  сверкнула  перед  Тёмой  в  ……….  глубине  мрака  ………..

гладь  ……..  поверхности, тесно  обросшая  со  всех  сторон  ……….  стенками  …………..  сруба .

Каким-то  ……………  пахнуло  на  него  со  дна  этой  далёкой, нежно  светившейся, ………  глади.

Ребята  (1 пара) выходят  к  доске  и  зачитывают  ответ. Учащиеся  анализируют  его, подводят  итог.

-  Что  мы  узнаём  из  описания  колодца?  (Старый, гнилой, неприятный  запах  гнили.)

-  Трудно  ли  было  спускаться  в  колодец? А  стоило  ли  лезть  в  колодец, рисковать  жизнью  ради  собаки?

-  Что  испытывал  Тёма? (растерянность)

-  Как  он  действовал? (решительно, умно)

-  Как  автор  доказывает, что  Тёма  не  только  чуткий, но  и  умный  мальчик?

-  Какой  момент  в  спасении  Жучки  был  самым  трудным? Когда  Тёме  становиться  по-настоящему  страшно?  (Когда  он  начал  подниматься  наверх.)

-  Как  он  преодолевает  чувство  страха? Как  подбадривает  себя? Найдите  в  тексте  этот  эпизод.

-  Какие  качества  проявляет  Тёма?  (мужество, выносливость, храбрость)

-  Из  чего  видно, что  Тёма  мужественный  человек?

-  Из  чего  видно, что  Жучка  благодарный  друг?

-  Когда  вы  больше  всего  волновались  за  Тёму?

-  Скажите, а  почему  Тёма  испугался  Еремея?  (Он  вылезал  из-за  кладбища.)

-  Зачем  автор  рассказывает  этот  эпизод? Что  хотел  этим  автор  сказать  о  Тёме? Что  Тёма  пережил?  (Автор  хотел  показать, что  это  обыкновенный  ребёнок: очень  впечатлительный, с  очень  развитым  воображением, и  как  все  дети  многого  боится; и  наряду  с  этим  показать, сколько  же  нужно  было  мужества, чтоб  совершить  такой  поступок.)

-  Можно  ли  назвать  поступок  Тёмы  подвигом?

-  Как  Тёма  победил  внутренний  страх?  (героически)

-  Так  знает  ли  папа  своего  сына? Был  ли  он  прав, когда  называл  его  слюнтяем, трусом, баловнем?

-  Ребята, Тёма  очень  страдает  из-за  того, что  с  Жучкой  стряслась  беда. А  вам  когда  больше  всего  было  жаль  Жучку?

-  Заметили  ли  вы  в  тексте  рассказа, как  писатель  Гарин-Михайловский  относится  к  поступку  Тёмы?

-  Давайте  пофантазируем. Кем  станет  Тёма, когда  вырастет. Какой  из  него  получится  человек?

-  Каждый  ли  человек  способен  на  такой  поступок  ради  спасения  друга?

Выберите  те  черты  характера, которые  соответствуют  характеру  мальчика:

Презентация. Слайд 5,6.

Милосердный – готовность  оказать  помощь, проявить  снисхождение  из  сострадания, человеколюбия.

Заботливый        Жестокий

Трусливый    Впечатлительный

Беспокойный         Умный

Самоотверженный – не  думает  о  себе, не  требует  ничего  взамен

Чуткий – отзывчивый, внимательный

Мужественный     Храбрый

-  С  каким  произведением  мы  познакомились? Какова  его  главная  мысль?  (Любовь  и  дружба  помогает  преодолевать  все  трудности  и  опасности.)

Презентация. Слайд 7.

-  Что  такое  дружба?

Настоящие  друзья  могут  помочь  человеку  в  любых, самых  тяжёлых  для  него, ситуациях. Попадая  в  неприятные  ситуации, человек  может  найти  помощь  и  поддержку  у  своих  приятелей.

Дружба – это  отношения, основанные  на  взаимной  привязанности, доверии, духовной  близости, общности  интересов  и  т.п.

(Современный  толковый  словарь  русского  языка)

 -  Какую  цель  мы  ставили  на  уроке? Удалось  ли  её  достичь?

-  Как  вы  думаете, почему  это  произведение  помещено  в  главу «Как  трудно  стать  человеком?»?  (Тёма  совершил  смелый  поступок.)

-  Вы  хотели  бы  иметь  такого  друга?

-  Что  полезного  для  себя  увидели, познакомившись  с  произведением?

 

Творческое  задание (на  выбор):

  1. Написать  небольшое  продолжение  рассказа.
  2. -  Чтобы  узнать, какое  чувство  у  вас  осталось  после  прочитанного, предлагаю  написать  мини-рассказ, пользуясь  такими  словами:

-  Я  считаю, что  Тёма  совершил  подвиг  потому, что ……

-  Доброта, милосердие, самопожертвование  в  нашей  жизни.

-  Каждый  ли  человек  способен  на  такой  поступок  ради  спасения  друга?

Работают  в  парах. Ориенти

руются  в  тексте  произве

дения.

Анализи

руют  с  целью  выделе

ния  сущест

венных  призна

ков  

Отвечают  на  вопросы  учителя

Выполняют

выбороч

ное  чтение

Высказы

вают  свою  точку  зрения  и  уважают  мнение  собесед

ника

Выбира

ют  характерные  черты  главного  героя, поясняя  свою  точку  зрения

Отвечают  на  вопросы  учителя.

Вспоминают, какую  цель  ставили  в  начале  урока; обсуждают, удалось  ли  её  достичь.

Оценивают  свою  деятель

ность  на  уроке, анализи

руют  собст

венную  работу

Выбира

ют  и  записывают  задание

Соблю

дают  правила  взаимо

отноше

ний  и сотруд

ничест

ва, исполь

зуя  преимущества  диалогического  обще

ния.

Устанавливают  причин

но-следст

венные  связи

Учатся  анализировать  поступ

ки  героя, давать  характеристику  

Нравст

венно-этичес

кое  оценивание

Умеют  сравни

вать  черты  характера  героя

Умеют  с  достаточной  точнос

тью  выра

жать  свои  мысли

Нравст

венно-этичес

кое  оценивание; воспитывают  положи

тельные  качества

Выделяют  и  осозна

ют  то, что  уже  освоено

Наб

людение  учителя, прак

тическая  рабо

та, бесе

да

Бесе

да  по  вопросам

Наб

людение  учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА И МИР ЧУВСТВ ГЕРОЯ Н.Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ «ТЁМА И ЖУЧКА» АВТОР: Павлова Наталья Н иколаевна 3 КЛАСС

Слайд 2

Н. Г. Гарин-Михайловский

Слайд 3

А) Когда происходит действие в отрывке: 1. Рано утром. 2. Ночью. 3. Днём. Б) Почему на террасе было светло? 1. Светило яркое солнце. 2. Была стеклянная дверь. 3. Тёма светил фонариком. В) Что царило в столовой и саду? 1. Порядок. 2. Беспорядок. 3. Это не описано. Г ) Как слез Тёма со стены? 1 . Спустился по верёвке. 2 . Спрыгнул. 3 . Обошёл стену .

Слайд 4

Д) Что услышал Тёма у колодца? 1. Лай. 2. Ничего. 3. Стон. Е) Что испытывал Тёма, когда лез в колодец? 1. Радостное возбуждение. 2. Злость. 3. Страх. Ж) Как вёл себя Тёма, когда вылезал из колодца? 1 . Плакал. 2 . Звал на помощь. 3 . Успокаивал себя.

Слайд 5

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЗАБОТЛИВЫЙ ЖЕСТОКИЙ ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ ЧУТКИЙ- ОТЗЫВЧИВЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ТРУСЛИВЫЙ

Слайд 6

БЕСПОКОЙНЫЙ САМООТВЕРЖЕННЫЙ- НЕ ДУМАЕТ О СЕБЕ, НЕ ТРЕБУЕТ НИЧЕГО ВЗАМЕН МУЖЕСТВЕННЫЙ УМНЫЙ ХРАБРЫЙ

Слайд 7

Что такое дружба? Настоящие друзья могут помочь человеку в любых, самых тяжёлых для него, ситуациях. Попадая в неприятные ситуации, человек может найти помощь и поддержку у своих приятелей. Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности, доверии, духовной близости, общности интересов и т.п. (Современный толковый словарь русского языка)

Слайд 8

Творческое задание (на выбор): 1) Написать небольшое продолжение рассказа . 2 ) Н аписать мини-рассказ , пользуясь такими словами: - Я считаю, что Тёма совершил подвиг потому, что …… - Доброта, милосердие, самопожертвование в нашей жизни. - Каждый ли человек способен на такой поступок ради спасения друга?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира потеме "Осень в жизни животных" УМК "Гармония" 3 класс

Урок по теме «Осень в природе. Изменения в жизни животных.» разработан в рамках УМК «Гармония». В ходе урока применены различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Урок построен с п...

Карточки для индивидуальной работы потеме "Различие приставок и предлогов"

Данный материал  поможет учителю  организовать индивидуальную работу учащегося....

обобщение опыта потеме:" «Использование ИКТ в начальных классах».

обобщение опыта об использование ИКТ на уроках в начальной школе....

Тематическая работа по русскому языку, 2 класс потеме "Части речи"

Тематическая работа по русскому языку по теме "Части речи", 2 класс...

урок математики потеме"Сложение и вычитание трехзначных чисел"

Урок математики  в  3   классе по УМК « Школа 2100» - технология развивающего обучения с  совместно разделенной формой организации учебной деятельности учителя и детей и сами...