Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата".
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_dva_brata.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

  Ф.И.О. : учитель начальных классов Рычкова Ирина Валерьевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тип урока: Изучение нового  материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

Семейное чтение. Л. Толстой «Два брата

Цели

Познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого, его сказкой «Два брата»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; воспитывать уважение и сострадание друг к другу. 

Планируемый результат

Учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Основные понятия

Основная мысль произведения, герой, поступок героя,  пословица, народная мудрость

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. –  М.: Просвещение, 2010.

Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения». – М.: Просвещение, 2009.

Презентация фрагмента урока

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

Настрой на урок

- Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.

- Но сначала мы подготовимся к этой серьёзной и интересной работе.

(Релаксация)

  • Сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание моё растёт.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я хочу учиться.
  • Я очень хочу учиться.
  • Я готов к работе. Я работаю.

Предметные:

знать специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя;

Характеризовать героев произведения на основе их поступков и намерений.

Личностные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

 

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:

Думают, размышляют, ставят цель урока

- Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова:

Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив. Сенека (великий римский философ)

- Прочитайте эти слова про себя, постарайтесь осмыслить, понять.

- Прочитайте вслух.

- Как вы понимаете эти слова? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого-то что-то не получается, ему нужно помочь, поддержать, нельзя быть счастливым одному, человек счастлив, когда приносит счастье другому)

- Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в нём будет говориться о счастье)

- Что для вас счастье? (хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку…)

- Родители тоже написали, что для них счастье.

- Послушайте…

- Кто заметил противоречие?

- Поставьте цель урока (ответить на вопрос: почему так много разных мнений, ответов на этот вопрос)

- К чему обратимся, чтобы разрешить противоречие? (к книге)

Работа с текстом до чтения

- Откройте учебник на стр. 39

- С каким произведением мы познакомимся? (сказка «Два брата»)

- Кто автор?

- Сформулируйте тему урока

- Попробуйте по названию произведения, по иллюстрации спрогнозировать, о чём эта сказка?

- Как проверить предположение? (прочитать)

III. Изучение нового

 (15 мин)

Цели:

Слушают, предполагают о возможном содержании текста

Воспринимают произведение на слух, осмысливают содержание.

1. Рассказ учителя о Л.Н.Толстом. (Презентация)

Лев Николаевич Толстой

( 1828 – 1910) – великий русский

писатель. Он прожил 82 года и

всю свою жизнь посвятил лите-

ратуре. Толстой изучал историю,

музыку, рисование, медицину.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений насчитывает 90 томов.

Он очень любил детей.
В то время было слиш-
ком мало школ, дети
бедных людей вообще
не могли учиться. Лев
Николаевич открыл в
Ясной Поляне школу, составил учебник для детей и сам учил их. Он написал рассказы специально для школьников.

- А теперь рассмотрите нашу выстав-
ку. Какие книги писателя вам знако-
мы? ( Выставка из книг, принесённых детьми на урок)
- Что вы узнали о Льве Николаевиче Толстом?

2. Прогнозирование текста

  • Прочитайте название произведения. ( Два брата)
  • Как вы думаете, о чём оно?
  • А теперь прочитайте на доске слова. Попробуйте по ним догадаться, что мы будем сегодня читать и о чём?
  • Путешествие, камень, надпись, пошёл, остался, царствовал, жил в деревне.
  • Почему вы решили, что это сказка?
  • 3. Первичное чтение сказки
  • Чтение сказки учителем.
  • Ваши впечатления от прочитанного?

4. Физкультминутка.

Музыкальная зарядка.

IV. Закрепление  нового (15 мин)

Цель:

Выборочно читают, обсуждают пословицы и их значение, определяют главную мысль сказки и жанр произведения.

5. Работа над содержанием сказки
Выборочное чтение

Кто первый предложил пойти в таинственный дом? (меньшой брат) Почему?

  • Перечитайте диалог братьев.
  • Чья речь в диалоге более энергична, убедительна?
  • Чем проникнуты слова старшего брата? ( Слова старшего брата проникнуты сомнениями, представлением  о непреодолимых трудностях; слова меньшего – решимостью, готовностью преодолеть любые трудности).
  • Понимаем ли мы из этого диалога, кто пойдёт искать счастье?
  • А что мы узнаём из этого разговора о характере братьев?
  • Кто из братьев вам понравился больше?
  • Завершился ли спор братьев о счастливой жизни? Подсказывает  ли автор читателям ответ, кто из братьев прав? А как вы думаете, почему? ( Всю свою жизнь Лев Николаевич искал ответ на этот непростой вопрос. Писатель был убеждён, что человек приходит в этот мир для счастья, но приходит к нему по-своему; он учил людей понимать жизнь и бороться за своё счастье.)

Работа с пословицами

  • Вы обратили внимание, что в сказке «Два брата» много пословиц? Найдите их и перечитайте.
  1. Искать большого счастья – малое потерять.
  2. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.
  3. Волков бояться, в лес не ходить.
  4. Под лежачий камень вода не потечёт.
  • Как вы думаете, почему автор вводит в текст так много пословиц? ( В них мудрость народа)
  • Как они помогают понять смысл сказки? (Показывают отношение к жизни каждого из братьев)
  • Прочитайте пословицу на стр. 41. Как вы понимаете её смысл?

Главная мысль сказки.

  • Прочитайте ещё раз название сказки. Что отражает это название – тему сказки или главную мысль?
  • Что для автора главное – занимательность сюжета или сказочный урок?
  • Как вы думаете, кто из братьев прожил счастливую жизнь? Почему?
  • Как вы понимаете, что такое счастье?

Жанр произведения

  • К какому жанру литературы относится это произведение? ( Это народная сказка в обработке Толстого)
  • Какие сказки называются народными?
  • Назовите признаки народных сказок.
  1. Сказочный зачин;
  2. Концовка;
  3. Троекратные повторы событий;
  4. Сказочные герои;
  5. Волшебные предметы;
  6. Победа добра над злом;
  7. Простой, понятный язык.

V. Контролирующее задание (5 мин)

Цель:

- проверить умение

.

Проверяют усвоенные знания.

Тест (работа в паре).

1.Где братья легли отдохнуть?

  • в лесу                  
  • в поле                  
  • в избушке            
  • на лугу                  

 2.Что нужно было сделать с медведицей?

  • взять медведицу с собой                  
  • рассмешить                                        
  • отнять медвежат                                
  • угостить подарками                            

 3.Где братья прочли послание?

  • на дереве                                              
  • на небе из облаков                              
  • на бересте                                            
  • на камне                                                

 4.Что предлагал младший брат?

  • пойти домой                                
  • кинуть жребий                              
  • пойти искать счастье                  
  • разбить лагерь                              

 5.Что предлагал старший брат?

  • пойти искать счастье                    
  • остаться                                          
  • спросить совета                              
  • кинуть жребий                                

6. Какую пословицу приводил в пример старший брат?

  • не сули журавля в небе, а дай синицу в руки              
  • одна голова хорошо, а две - лучше                                
  • семь раз отмерь - один раз отрежь                                
  • тяжело в учении - легко в бою.                                      

 7.Какую пословицу приводил в пример младший брат?

  • любишь кататься - люби и саночки возить            
  • волков бояться в лес не ходить                                
  • делу - время, потехе - час                                          
  • не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.                  

 8.Кто пошел искать счастье?

  • Оба                                            
  • младший                                  
  • старший                                  
  • никто                                        

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)

Самооценка.

Рефлексия

  • Выберите и продолжите любое предложение:
  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за то …
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел …

Итог

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какова главная мысль сказки Л. Н. Толстого?
  • Над чем заставил задуматься нас автор?

Домашнее задание

Стр. 41, задание 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению 1(доп.) класс "Гласные буквы Ё,ё."

Создать условия для закрепления умения находить в словах букву ё, знать, какие звуки она обозначает, читать слова с этой буквой....

технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: А.С.Пушкин "Зимнее утро"

В работе представлена разработанная технологияечкая карта, презентация и самоанализ урока....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 3 "А"классе

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению  в  3 "А"классе. Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»(быль)....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе

Технологическая  карта открытого  урока  по литературному чтению в  4   классе ( к учебнику Л. Ф. Климановой, Горецкого В.Г., Головановой М.В «Литературное чте...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе ( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)

Предмет: литературное чтениеКласс: 4 В Тема урока: К. Г. ПаустовскийТип урока: урок – исследование.Цель урока:1. Провести исследовательскую работу над произведением;2. Учить выделять главное в с...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "Мудрые уроки учителя Ушинского"

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "Мудрые уроки учителя Ушинского" для 2 и 4 классов...

Конспект открытого урока по литературному чтению во втором классе Тема: Н. Носов «Затейники».

Конспект открытого урока по литературному чтению во втором классеТема: Н. Носов «Затейники»....