технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: А.С.Пушкин "Зимнее утро"
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

В работе представлена разработанная технологияечкая карта, презентация и самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx368.76 КБ
Файл zimnee_utro_pushkin.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя

Латыпова Наиля Ринатовна

Класс:

Предмет:

Литературное чтение

Дата урока:

29.01

Тема:

«А.С.Пушкин «Зимнее утро».

Тип урока

урок «открытия» новых знаний

Основные термины и понятия

строфа, мнемостих, мнемокартинки, Аврора, северная звезда

Цель урока

продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; создать условия для формирования умения запоминать стихотворение методом рисования мнемокартин.

Предполагаемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Познавательные:

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные:

Предметные УУД:

- добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя;

- высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы;

- уметь пользоваться словарем;

- видеть средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- учиться определять степень успешности своей работы.

Познавательные УУД:

- учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее;

- самостоятельно работать с новым методом запоминания стихотворения – мнемокартинками.

Коммуникативные УУД:  

- развивать умение работать в паре и умение слушать своих товарищей.

Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Применяемые технологии обучения

Здоровьесберагающая, проблемное обучение, технология «мнемокартинки», обучение в сотрудничестве, ИКТ

Время/
длительность

Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Обучающие структуры,

мыслительные приемы,

приемы обучения

Деятельность учителя (содержание заданий)

Деятельность обучающихся

3 мин.

1. Организационный этап

- Добрый день всем. Для начала давайте мы свами проделаем упражнение, которое называется «Помаши рукой».

- Добрый день тем,

  • кто любит конфеты
  • кто ел кашу с утра
  • кто сделал утреннюю зарядку
  • кто хочет поработать на уроке
  • добрый день нашим гостям
  • сели девочки тихонько
  • сели мальчики

Здороваются с учителем

Выполняют упражнение «Помаши рукой»

Настраиваются к уроку

Здоровьесберегающая технология

10 мин

2. Актуализация знаний

1. Речевая разминка

- Для начала проведем речевую разминку. Итак, смотрим на экран. Прочитайте, пожалуйста, слова от большой буквы к самой маленькой. Читаем по цепочке (1 слайд).

      https://sun9-20.userapi.com/c857536/v857536946/95f48/_BrcaG0nASw.jpg

- Теперь читаем только черные буквы/только серые буквы (2 слайд).

- Молодцы. Вы справились!

- Итак, теперь я вам предлагаю закрыть глаза и послушать фрагмент произведения.

- Узнали что это за отрывок?

- Да, это отрывок из произведения А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», с которым вы познакомились во втором классе. На том уроке мы с вами подробно рассмотрели  биографию Александра Сергеевича. Сегодня я хочу проверить, насколько хорошо вы усвоили.

2. Работа по штрих-кодам пликерс:        

1. Когда родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799 года)

2. На каком языке в детстве хорошо говорил А.С.Пушкин? (На французском)

3. Кто из женщин, кроме няни, прививал Пушкину любовь к родному языку? (Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал)

4. В каком учебном заведении обучался поэт? (В Царскосельском лицее)

5. После окончания лицея переехал в (Петербург)

6. Как звали жену поэта? (Гончарова Наталья Николаевна)

7. Как погиб поэт? (Смертельно ранен на дуэли)

8. Любимое время года поэта? (Осень)        

Читают слова от большой буквы к маленькой

Читают только черные буквы

Читают только серые буквы

Слушают фрагмент

Отгадывают что это за отрывок, кто является автором

Выполняют тест, используя штрих-коды

Игровой метод увеличения скорости чтения

Проблемная ситуация

ИКТ, применение приложения Plickers и штрих-кодов

4 мин.

3. Целеполагание

- Сегодня мы с вами продолжаем изучать творчество А.С.Пушкина. Посмотрите на картину русского художника Грабаря Игоря Эммануиловича. Что вы можете о ней сказать? Какое время года он запечатлел?  Какое время суток изображено?

- Каким художник видит утро?

- А для вас какое оно зимнее утро? Каким вы видите?

- Художник изображает красоту при помощи чего?

- А еще при помощи чего можно описать красоту зимней природу? Как бы это сделал А.С.Пушкин?

- Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке? (познакомимся со стихотворением, ответим на вопросы). Также я познакомлю вас со способами для лучшего запоминания стихотворения, чтобы вам легче было учить.

- Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»? (Ответы детей)

Смотрят картину И.Э.Грабаря, отвечают на вопросы учителя

Рассуждают, каким видит автор зимнее утро

Сравнивают работу художника с работой писателя

Определяют цель деятельности на уроке

Высказывают свои предположения

Прием наглядности

Критическое суждение

22 мин

4. Организация познавательной деятельности

- Предлагаю вам прослушать стихотворение.

- Какие чувства, настроение вызывает это стихотворение?

- В отрывке много слов, которые требуют объяснения. Давайте попытаемся их объяснить. Попробуйте подобрать правильное значение. Отвечаем, поднимая руку. (слайд)

1. Аврора — древнеримская богиня утренней зари.

2. Северная звезда (полярная звезда) — пожалуй, одна из самых известных звезд на небе. Полярная звезда находится в созвездии Малой Медведицы. Полярная звезда указывает строго на север.

- Для того, чтобы понять смысл других слов, поработаем в группах. Перед вами слова и их значения даны в двух колонках. Вам нужно их карандашиком соотнести. Также я вам раздам толковые словари, значения непонятных слов можете найти в них.

взоры

сомкнуты

нега

Аврора

вечор

мгла

нынче

лежанка

предадимся бегу

закрыты

блаженство (сон)

утренняя звезда

глаза

вчера

сегодня

тьма, мрак

полечимся

выступ у русской печи

- Теперь возьмите ручки и проверьте себя по экрану.

Физминутка

- Какие вы молодцы! Давайте мы с вами отдохнем и выполним упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

1. «Фонарики»

Скриншот 17-12-2019 231029

2. «Ухо, нос»

4golovnoy-mozg

3. «Яблоко и червячок»

Скриншот 17-12-2019 231542

Тихое чтение стихотворения. Анализ.

- Стихотворение делится на части. Эти части называются строфами. Давайте повторим все вместе: строфы. Сколько строф в стихотворении?

- В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?

- Прочитаем первую строфу про себя ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.

- Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)

- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью)

- Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости)

- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? (Жужжащее чтение)

- Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)

- Прочитаем следующую строфу. (Читает ученик)

- Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое)

- Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. (Олицетворение, сравнение)

- Приведите примеры.

Работа над запоминанием стихотворения

- А теперь, как я вам обещала в начале урока, хочу вас познакомить с приемами запоминания стихотворения. Первый метод очень простой. Для начала я вам предлагаю прочитать первую строфу стихотворения (по экрану).

- Теперь я буду убирать некоторые слова, а вы должны будете их по памяти восстановить.

 

           

- Второй метод называется мнемокартинки. То есть для того, чтобы запомнить какое-то стихотворение, рисуют рисунки по сюжету. Посмотрите на экран, дано мнемостихотворение как пример. Итак, давайте прочитаем. Попробуйте восстановить стих по рисункам.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/05/22/k_5b04246bda147/470629_1.jpeg

- Я для вас составила мнемостих по первой строфе. Теперь я раздам вам их, а вы попробуйте, не глядя на учебник, рассказать стих.

 - Молодцы!

- Теперь я вам предлагаю составить такие же мнеморисунки для второй строфы. Для этого поработаем в группах. В группах работаем сообща, дружно, правильно распределив роли.

- Итак, что у вас получилось. Давайте каждая группа выйдет, покажет свой мнемостих и прикрепит к доске.

- Молодцы! Вы все справились!

Слушают стихотворение

Обсуждают настроение стихотворения

Подбирают правильное значение слов «Аврора», «северная звезда»

Работают в группах, соотносят понятия с их значениями

Проверят себя по экрану

Выполняют физкультминутку

Отвечают на вопросы учителя

Знакомятся с новым понятием

Читают первую строфу про себя

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют настроение этой строфы, определяют интонацию

Читают вторую строфу жужжащим чтением

Определяют настроение, аргументируя свои ответы словами и выражениями из отрывка

Третью строфу читает ученик

Определяют средства выразительности, приводят примеры

Читают первую строфу по экрану

Читают стихотворения, восстанавливая пропущенные слова

Анализируют мнемостих, который дается на экране

Пытаются запомнить стихотворение по рисункам

 

Желающие читают стихотворение наизусть по рисункам

Опираюсь на мнемокартинки, пробуют восстановить первую строфу стихотворения

Выполняют работу в группах, составляют мнемостихотворение для 3 строфы

Каждая группа показывает свою работу и прикрепляет к доске

 

Соотнесение понятий и определений

Работа в группах

Работа со словарем

Взаимоконтроль и самопроверка по эталону

Здоровьесберегающая технология

Практический метод (различные приемы чтения: про себя, жужжащее чтение)

Прием аргументации своей точки зрения

Прием для тренировки зрительной памяти

Приме запоминания стихотворения «мнемокартинки»

Практическая творческая работа в группах

4 мин

5. Рефлексия.

- А теперь я попрошу поднять руки тех, кто сегодня полностью доволен собой, кто получил для себя новые знания. Положите руку себе на голову, погладьте себя и повторяйте «Какой я молодец! Я с собой горжусь!»

- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

- Мое настроение после этого урока тоже хорошее.

- Смогли ли мы достичь цели нашего урока?

- Сегодня активно поработали следующие ученики:… Им я ставлю «5». Остальным хочу пожелать еще больше стараться, и все у вас получится.

Прием «Лесенка успеха»

- Посмотрите на доску. Что я нарисовала? (лесенка)

- Что это за лесенка? (лесенка знаний)

- Почему я поставила многоточие?

- Да, ведь наши открытия на этом не заканчиваются, и мы каждый день будем узнавать что-то новое и интересное.

Выполняют упражнение, хвалят себя

Оценивают свое настроение

Соотносят поставленные цели урока с результатами

Слушают оценку учителя

Отвечают на вопросы учителя, анализируя свои достижения на уроке

Прием поощрения

Прием «Лесенка знаний»

2 мин

6. Домашнее задание.

Выучить первые 3 строфы стихотворения наизусть.

Записывают домашнее задание

Самоанализ урока

Учитель:  Латыпова Н.Р.

Дата: 29.01.2019

Тема урока: А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Тема рассчитана на 1урок.

Тип урока: открытия нового знания. При выборе форм и методов учебной деятельности были учтены особенности данного класса. В классе 29 человека. По типу темперамента преобладают сангвиники, уровень развития – средний. Большинство ребят имеют интерес к предмету и активно участвуют в работе на уроке.

Цель  урока: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; создать условия для формирования умения запоминать стихотворение методом рисования мнемокартин.

При организации учебной деятельности я старалась спланировать работу, опираясь на комплексный  подход.  Деятельность учащихся была разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование  УУД.

На данном уроке реализовывались задачи формирования УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.

Предметные УУД:

- добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя;

- высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы;

- уметь пользоваться словарем;

- видеть средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- учиться определять степень успешности своей работы.

Познавательные УУД:

- учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее;

- самостоятельно работать с новым методом запоминания стихотворения – мнемокартинками.

Коммуникативные УУД:  

- развивать умение работать в паре и умение слушать своих товарищей.

Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала. На уроке применялись индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы.

Виды деятельности:

        чтение (жужжащее, про себя, выразительное)

        творческая работа (создание мнемостихотворения в группах)

        актуализация знаний с применением ИКТ

Методы организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

•        объяснительно-иллюстративный;

• наглядно-слуховой;

•        частично-поисковый.

Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

•        ситуация занимательности;

•        сравнение, анализ, обобщение;

•        приём сопоставления, восстановления.

По источнику информации и характеру деятельности:

•        словесные;

•        наглядные;

•        практические.

По назначению и дидактическим задачам:

•        приобретение и применение знаний;

•        формирование умений и навыков;

•        повторение.

Средства обучения:

•        компьютер;

•        проектор;

•        штрих-коды Plickers;

Всех учащихся на уроке задействовала в силу их возможностей. Учащиеся включались в групповую творческую деятельность. На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, игровой форме. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий произведён в соответствии с целями урока.

Своих целей урок достиг, как показало рефлексия, учащиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия. Темп урока сохранялся на протяжении всего занятия. Взаимодействие на уроке осуществлялось через создание творческой атмосферы, через организацию поисковых форм работы, взаимопонимание, доверие, доброжелательные отношения учителя и учеников.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Тема: А.С.Пушкин «Зимнее утро» Цель: п ознакомиться со стихотворением; п ознакомиться с новым способом запоминания стихотворения.

Слайд 9

Мороз и солнце; день чудесный ! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Слайд 10

Мороз и солнце; день чудесный ! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Слайд 11

Мороз и солнце; день чудесный ! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Слайд 12

Мороз и солнце; день чудесный ! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Слайд 15

прелестный Еще чудесный я вись. негой Авроры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата".

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата"....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению 1(доп.) класс "Гласные буквы Ё,ё."

Создать условия для закрепления умения находить в словах букву ё, знать, какие звуки она обозначает, читать слова с этой буквой....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 3 "А"классе

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению  в  3 "А"классе. Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»(быль)....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе

Технологическая  карта открытого  урока  по литературному чтению в  4   классе ( к учебнику Л. Ф. Климановой, Горецкого В.Г., Головановой М.В «Литературное чте...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе ( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)

Предмет: литературное чтениеКласс: 4 В Тема урока: К. Г. ПаустовскийТип урока: урок – исследование.Цель урока:1. Провести исследовательскую работу над произведением;2. Учить выделять главное в с...