Рабочая программа Предмет «Литературное чтение» для начального общего образования
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Харитончук Юлия Николаевна

Литературное чтение. Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого, плани­руемых результатов начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie._1_klass._haritonchuk_yu.n.docx111.63 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

на заседании методсовета

Протокол №____________                                                                

от «__»_______2015 г        

Утверждено

Директор МАОУ СОШ №58 КГО

______________________  

С.А. Ремнева                                                                      

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 58

Камышловского городского округа

Рабочая программа

Предмет «Литературное чтение»

для начального общего

образования

                                                               

                           

                                               

                                                                              Составитель: учитель нач. кл.

1кв. категории

Харитончук Ю.Н.

                                                                         

Год разработки  2015

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

 Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение предмета «Литературное чтение» начального общего образования базового уровня направлено на достижение следующих целей:

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • помочь обучающимся в освоении общеучебных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге в целом;
  • помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
  • воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.

Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка к рабочей программе, общая характеристика курса, место курса в учебном плане, методы и формы обучения, планируемые результаты обучения, формы контроля и учета достижений обучающихся, содержание учебного курса, тематическое планирование, используемая литература.

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 уч. год на изучение данной программы выделено: 132 ч. (1 класс).

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
  • Концепции федеральных государственных  образовательных стандартов общего образования (под редакцией А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова), М.: «Просвещение», 2009 г.
  • Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, М.: «Просвещение», 2010 г.
  • Фундаментального ядра содержания общего образования  (под редакцией В. В. Козлова, А. М. Кондакова), М.: «Просвещение», 2009 г.
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков), М.: «Просвещение», 2010 г.
  • Образовательной программы МАОУ СОШ№58 КГО.
  • Примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого  (УМК «Перспектива»).

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Литературное чтение вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус.

Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.

Литературное чтение, обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Основными целями обучения литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • развивать коммуникативно-речевые умения и навыки, обеспечивающие потребность в чтении литературных произведений, их свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  • формировать уважительное отношение детей к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений; развивать внимание к слову как средству создания образа;
  • научить на практическом уровне различать художественные и научно-познавательные литературные произведения;
  • развивать интерес к литературному творчеству.

Начальным этапом изучения предмета «Литературное чтение» является курс «Обучение грамоте», который является органической частью учебного предмета «Русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Данный курс отвечает целям школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям. Особая роль связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения, который является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и успешность в обучении по другим школьным дисциплинам.

Место курса в учебном плане

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. На литературное чтение в 1 классе отводится 132 ч. (4 ч в неделю, 33 учебные недели). На обучение грамоте выделено 92 часа из часов учебного плана по литературному чтению. На уроки литературного чтения   отводится 40 часов (10 учебных недель, 4 часа в неделю), из них 34 часа включены в фазу постановки и решения системы учебных задач, в том числе 8 часов отводится на внеклассное чтение (уроки работы с книгой), 6 часов – на рефлексивную фазу учебного года.

Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.), т. к. читая и анализируя литературные произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведений, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно.

Методы и формы обучения

В курсе «Литературное чтение» используются разнообразные методы и формы обучения: уроки, внеурочная деятельность по предмету;  проводятся беседы, дидактические и ролевые игры, выполняются контрольные и практические работы, эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов. В зоне особого внимания находится анализ текстов, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов. Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что способствует реализации важных задач обязательного минимума — умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.). Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.

Результаты изучения учебного предмета. 1 класс

При изучении литературного чтения по учебнику «Литературное чтение» для четвертого класса авторов Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого достигаются следующие результаты (в соответствии с требованиями ФГОС).

Личностные  результаты

К окончанию 1 класса у обучающихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации; эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев; эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки; первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях; освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения; формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым; способность к самооценке своей работы  на основе совместно выработанных критериев; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).

Обучающиеся  получат возможность научиться: выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; стремиться к успешной учебной деятельности.

Метапредметные  результаты

Регулятивные:

Обучающиеся научатся: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя; составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом; принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

Обучающиеся  получат возможность научиться: понимать цель и смысл выполняемых заданий; самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи; самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся: слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу; принимать участие в обсуждении прочитанного; принимать различные точки зрения на прочитанное произведение; работать  в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

Обучающиеся  получат возможность научиться: задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению; следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению.

Познавательные

У обучающихся будут сформированы умения: работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений; читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои); определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь; представлять книги, группировать их на основе существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей; использовать знаково-символические средства, в том числе словесные  модели  для создания высказывания. 

Обучающиеся научатся: самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами; выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Предметные результаты

Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:

воспринимать  на слух чтение учителя и товарищей по классу; читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом); читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения; самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события); участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст подробно с опорой на картинный  план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста); представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).

Обучающиеся получат возможность научиться: читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом; самостоятельно определять главную мысль произведения; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Результатом формирования  предметных действий  (раздел «Круг детского чтения») будут являться  следующие  умения: называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе; находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).

Обучающиеся получат возможность научиться: участвовать в организации выставки книг в классе; находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Результатом формирования предметных действий  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения: ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма; различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение; различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка; находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).

Обучающиеся получат возможность научиться: определять особенности сказочного текста; характеризовать героя произведения; самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.

Результатом формирования предметных действий  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения: создавать небольшое  высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений; придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными; создавать свои собственные творческие  объекты: фотогазета, плакат и др.; иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение; разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться: придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств; инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

  • Текущий (индивидуальный или фронтальный устный опрос: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа).
  • Тематический контроль (тест, возможны небольшие по объему письменные работы, а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением и т.п.).
  • Итоговый контроль сопровождается анализом выполнения работы обучающимися (информация об элементах и уровнях проверяемого знания: знания, понимания, применения, систематизации).
  • Самооценка и самоконтроль (определение учеником границ своего «знания — незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности).
  • Портфолио учащегося.

Критерии оценивания

Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;  динамика результатов предметной обученности и формирования УУД.

Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантивных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

В 1-ом классе оценивание обучающихся в баллах не предусмотрено на основании положения о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений обучающихся первого класса образовательного учреждения, поэтому оценка усвоения знаний и умений осуществляется в процессе  повторения и  обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления  и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы и фиксируется в «портфеле достижений школьника» (портфолио) – папке, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих   оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих   оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Содержание учебного предмета представлено в программе

следующими разделами:

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса после обучения грамоте, параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка.

Содержание курса представлено следующими разделами:

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапную выработку навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приемов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя.

Содержание курса включает выработку умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Умение говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (подбор заглавий к тексту, полный пересказ прочитанного текста), а также решение различных коммуникативно-речевых задач.

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на совершенствование художественно-эстетической деятельности, нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети учатся различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, создавать собственные тексты.

Предусмотрено знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся должны научиться понимать и ценить художественное произведение.

В содержание литературного чтения включен элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез – анализ – синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, сопоставляя главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается изучение художественного образа (без терминологии), воплощенного в слове. Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Определены для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровне сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровне героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровне автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать свое отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание раздела включено совершенствование умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных.

С целью совершенствования стимулирования творческой активности учащихся вводятся приемы театральной драматизации произведений.  

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.).  

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также дает возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребенка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включенные в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе

(40 часов)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены

Книги — мои друзья (3 ч)

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель. Книги — мои друзья. С. Маршак. Новому читателю. Кто говорит молча? Загадки о книге. Пословицы о книге.

Возникновение письменности. Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков.

2. С. Михалков. Как бы жили мы без книг? Выставка книг. Герои детских книг. Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Тематические указатели. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению к поэме «Руслан и Людмила».

3. Самостоятельное чтение. В.Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Из книг К.Д. Ушинского. Нравственный смысл произведений К.Д. Ушинского.

4. Наш театр. К. Чуковский. Айболит. Инсценирование.

5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие — леность, честность — ложь, доброта — злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.

Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведении А.С. Пушкина. Читать, представляя себя в роли разных героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение

Радуга-дуга (4 ч)

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Песенки разных народов. Сравнение песенок разных народов. Выразительное чтение песенок. Самостоятельное чтение. Рифмы матушки-гусыни.

2. Загадки. Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки разных народов. Нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения. Мудрые мысли разных народов.

3. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Выставка книг.

4. Наш театр. Перчатки. Английская народная песенка. Подготовка спектакля по произведению.

5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки (какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов). Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать одну их прочитанных пословиц. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение

Здравствуй, сказка! (5 ч)

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой.

2. Жили-были буквы. Г. Юдин. Почему «А» первая? Т. Коти. Катя и буквы. Буквы — сказочные герои. По следам самостоятельного чтения. И. Гамазкова. Живая азбука.

Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят.

3. Русская народная сказка. Кот, лиса и петух. Главные герои сказки.

Л. Пантелеев. Две лягушки. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России.

4. Наш театр. С. Михалков. Сами виноваты. Инсценирование сказки.

5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

6. Семейное чтение. Три дочери. Два лентяя. Заяц и черепаха

Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 1—2 сказки народов России. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить нужную сказку в книге. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять героев произведения. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение

Люблю всё живое (6 ч)

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: общение, диалог. В. Лунин. Никого не обижай. Е. Благинина. Котёнок. Нравственный смыл произведений.

Семейное чтение. Л. Толстой. Пожарные собаки. Б. Житков. Вечер.

2. Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла. В. Бианки. Разговор птиц в конце лета.

3. Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. Всех угостила. С. Михалков. Зяблик. Герой стихотворения. По следам самостоятельного чтения. С. Маршак. В зоопарке. Общение с миром природы. Н. Сладков. Без слов. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу».

4. Мы идём в библиотеку. Книги о природе и животных. Л.Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных.

5. Наш театр. С. Маршак. Волк и лиса.

6. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Классифицировать книги на выставке по подтемам. Сравнивать научный и художественный тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Различать научный и художественный тексты.

Освоить приём звукописи как средство создания образа. Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков. Определять тему выставки книг, находить нужную книгу

Хорошие соседи, счастливые друзья (7 ч)

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа. С. Михалков. Песенка друзей. М. Танич. Когда мои друзья со мной. А. Барто. Сонечка. Выразительное чтение стихотворений.

2. Характеристика героя произведения. Сравнение произведений по теме, содержанию и главной мысли. Е. Пермяк. Самое страшное. В. Осеева. Хорошее. Э. Шим. Брат и младшая сестра.

3. Мы идём в библиотеку. Книги о детях.

4. Самостоятельное чтение. Е. Благинина. Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз… В. Лунин. Мне туфельки мама вчера подарила… Тема стихотворений.

5. Наш театр. М. Пляцковский. Солнышко на память. Ю. Мориц. Это — да! Это — нет! Чтение по ролям.

6. Семейное чтение. Л. Толстой. Не лениться. Косточка. Нравственно-этический смысл произведений. Главная мысль произведения.

7. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам.

Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов.

Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу. Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа.

Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение.

Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей. Распределять роли. Определять тему выставки книг

Край родной, навек любимый (9 ч)

1. Вводный урок. Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. П. Воронько. Лучше нет родного края.

2. Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. А. Плещеев. Весна. С. Есенин. Черёмуха. С. Дрожжин. Пройдёт зима холодная… И. Суриков. Лето. Н. Греков. Летом. А. Пушкин. За весной, красой природы…  А. Плещеев. Миновало лето… И. Суриков. Зима.

3. Репродукции картин И. Грабаря, И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина, В. Поленова, П. Кончаловского. Выразительное чтение. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи.

4. Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский. Четыре сестры. Сочинение сказки. В. Берестов. Любили без особых причин… Г. Виеру. Сколько звёзд на ясном небе! Н. Бромлей. Какое самое первое слово? А. Митяев. За что люблю маму.

5. Стихи для папы. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о своей семье.

6. Мы идём в библиотеку. Книги о Родине. Выставка книг.

7. Самостоятельное чтение. Е. Пермяк. Первая рыбка. Рассказ о своей семье.

8. Семейное чтение. И. Косяков. Всё она. Л. Толстой. Мальчик и отец. К. Ушинский. Лекарство. Объяснение смысла произведений.

9. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество».

Знать названия страны и города, в котором живешь. Выразительно читать стихи, посвященные столице. Объяснять смысл выражения «Родина-мать».

Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю.

Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: стихи, рифма. Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений.

Придумывать сравнения. Определять ритм стихотворения; читать на основе ритма. Чувствовать настроение автора к изображаемому в произведении. Сочинять сказки самостоятельно. Определять тему выставки книг

Сто фантазий (1 ч)

Основные понятия раздела: творчество.

Р. Сеф. Совершенно непонятно. В. Маяковский. Тучкины штучки. В. Викторов. Поэт нашел в себе слова…. Ю. Мориц. Сто фантазий. И. Пивоварова. Я палочкой волшебной… Г. Цыферов. Про меня и про цыпленка. Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории.

Объяснять значение понятия «творчество».

Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений

Резерв учебного времени — 4 ч

Программно-методическое обеспечение

образовательного процесса

  1. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Азбука. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева; Рос. акад. наук; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011 (с электронным приложением).
  2. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Обучение грамоте. Методические рекомендации. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева; Рос. акад. наук; Рос. акад. образования; изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011
  3. В.В. Никифорова, А.А. Короткова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. (В помощь школьному учителю) – М. : ВАКО, 2015. – 448 с.
  4. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий; Рос. акад. наук; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011.
  5. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Ф.Климанова; М.В. Бойкина; Рос. акад. наук; Рос. акад. образования; изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011.
  6. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 4 классы : пособие для учителей общеобразоват.  учреждений / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина.  М. : Просвещение, 2011.
  7. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. (В помощь школьному учителю) – М. : ВАКО, 2012. 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Информационно-коммуникативные и компьютерные

средства обучения

  1. Примерные программы начального общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/
  2. Демонстрационные таблицы:
  • Комплект таблиц «Портреты писателей и поэтов»

Технические средства обучения

  1. Классная (магнитная) доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  2. Экспозиционный экран.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Персональный компьютер


Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение».

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. «Азбука» учебник для 1 класса в 2-х частях. УМК «Перспектива»

4 часа в неделю

№ урока

п/п

Тема урока

Сроки

Планируемые результаты

предметные

личностные и метапредметные

Добукварный период

«Азбука», часть 1. «Давайте знакомиться»

  1. 1

Знакомство с учебной книгой – «Азбукой». Мир общения

(3-5)

Знание понятия «общение»; умение общаться; умение различать цель и результат общения.

Личностные: 

осознаёт   восприятие человека человеком (в частности, осознание себя и окружающих) в процессе вербального  общения; самостоятельно определяет и высказывает самые простые, общие для всех людей правила поведения.

Метапредметные:

Познавательные: осознает процесс, формы и способы общения; осознает общение как способ получения и передачи информации; формулирует ответы на вопросы, составляет рассказы, осознанно строит речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: слушает и вступает в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблемы, сотрудничает со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные: соотносит то, что уже известно, и то, что ещё неизвестно; контролирует свои действия по точному ориентированию в учебнике. 

  1. 2

Устная форма общения. Мы теперь ученики.  Книжки мои друзья

(6-9)

  1. 3

Роль слова в устном речевом общении.

Слова речевого этикета и роль в общении

(10-11)

Знакомство с целями и средствами общения через диалог литературных героев; осмысление роли слова в общении;

развитие умения быстро находить слова для обозначения окружающих предметов.

Личностные: 

осознаёт   восприятие человека человеком (в частности, осознание себя и окружающих) в процессе вербального  общения; самостоятельно определяет и высказывает самые простые, общие для всех людей правила поведения

Метапредметные:

Познавательные:  осознает общение как способ получения и передачи информации; формулирует ответы на вопросы, составляет рассказы, осознанно строит речевое высказывание в устной форме; строит логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные:  слушает и вступает в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблемы, сотрудничает со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные: соотносит то, что уже известно, и то, что ещё неизвестно; контролирует свои действия по точному ориентированию в учебнике.

  1. 4

Номинативная функция слова. Слова – названия предметов и слова с обобщенным значением

(10-11)

  1. 5

Помощники в общении: жесты, мимика, интонация

(14-17)

Знание понятия «жест» и его значения;

умение различать многозначность жеста; умение использовать жесты в речевом общении;

умение общаться;

знание формул речевого этикета;

умение составлять устный рассказ.

Личностные: 

осознаёт  важность использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром; присутствует положительное отношение к школе, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные:

Познавательные:  осознает связь между словом и знаком; формулирует ответы на вопросы и составляет рассказы, осознанные речевые высказывания в устной форме; владеет приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения.

Коммуникативные: использует в процессе общения  знаки  и символы как способы взаимодействия с окружающим миром;

слушает и вступает в диалог; выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: соотносит то, что уже известно, и то, что ещё неизвестно; контролирует свои действия по точному ориентированию в учебнике; принимает информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер.

  1. 6

Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. Общение без слов

(18-19)

  1. 7

Как понять животных? Язык животных, их движения, позы. Рассказы в картинках

(20-23)

  1. 8

Общение с помощью слов и предметов.

Разговаривают ли предметы? (24-27)

  1. 9

Предыстория письменной речи. Путешествие по городу   (28-29)

Знание условных знаков;

умение использовать условные знаки в повседневной жизни; умение классифицировать;

умение читать знаки; составлять рассказы; умение придумывать знаки.

Личностные: 

осознает важность использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром.

Метапредметные:

Познавательные: осознаёт   связь между словом и знаком; знает способы общения, возможные посредники общения; знает понятие «знак»; самостоятельно решает задания творческого характера; владеет приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; составляет несложные высказывания о героях, событиях, произведениях.

Коммуникативные:  использует знаки и символы как способы взаимодействия с окружающим миром; умеет объяснять свой выбор; слушает и вступает в диалог; выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:  осваивает способы использования знаков; осваивает способы ориентировки в пространстве (учебника, тетради);  принимает информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер.

  1. 10

В Цветочном городе. Знаки охраны природы

(30-33)

  1. 11

Как найти дорогу? Дорожные знаки

(34-37)

  1. 12

Оформление сообщений с помощью схем. Удивительная встреча. Звёздное небо. Загадочное письмо (38-41)

  1. 13

Мир полон звуков. Звуки в природы

(42-43)

Умение сопоставлять звуки окружающего мира со звуками человеческой речи;

знание о речевом аппарате и органах речи; о звуках речи;

умение слышать последовательность звуков в слове, записывать их с помощью условных и игровых схем;

умение делать простейший звуковой анализ слов.

Личностные: 

осознает значимость мира звуков для человека; присутствует интерес.

Метапредметные:

Познавательные:   выделяет  особенности звуков и их свойств; осознанно строит речевое высказывание; определяет основную и второстепенную информацию; ориентируется в учебнике,

находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выделяет главное, делает выводы в результате совместной работы класса.

Коммуникативные: умеет слышать и слушать; выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:  умеет соотносить то, что уже известно, и то, что ещё неизвестно; умеет выстраивать последовательность действий; умеет контролировать свои действия по точному плану действий, данных учителем.

  1. 14

Как звучат слова?

(44-45)

  1. 15

Гласные и согласные звуки (46-49)

  1. 16

Твердые и мягкие согласные(50-51)

  1. 17

Звучание и  значение  слова  

(52-53)

Умение определять количество звуков в слове, их последовательность;

определять гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие;

различать звуковую форму слова и его значение;

умение делать звуковой анализ слов.

Личностные: 

положительно относится к школе, осваивает роль «хорошего ученика», в  простых и ясных ситуациях ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и окружающих людей, регулирует своё поведение на основе усвоенных норм и правил.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно строит речевое высказывание; определяет основную и второстепенную информацию; ориентируется в учебнике, находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выделяет главное, делает выводы в результате совместной работы класса.

Коммуникативные: умеет слышать и слушать; выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: умеет соотносить то, что уже известно, и то, что ещё неизвестно; умеет выстраивать последовательность действий; умеет контролировать свои действия по точному плану действий, данных учителем.

  1. 18

Слова и слоги.  Ударение в слове.

 (54-57)

Знание о слоге как произносительной части слова; умение произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания; проводить звуковой анализ слов; заполнять схемы; умение читать слова по следам анализа.

Знание об ударении в слове; о значении ударения;  умение определять место ударения в слове; умение правильно произносить слово и ставить в нём ударение.

Личностные: 

осознает  значимость правильного произношения слов; положительно относится к школе, осваивает роль «хорошего ученика», в  простых и ясных ситуациях ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и окружающих людей, регулирует своё поведение на основе усвоенных норм и правил.

Метапредметные:

Познавательные:  осознает слоговую структуру слова; проводит несложные наблюдения по плану и делает самостоятельные выводы; выделяет главное, делает выводы в результате совместной работы класса.

Коммуникативные: использует интонацию для постановки смыслового ударения во фразе; умеет слышать и слушать; выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:  умеет соотносить то, что уже известно, и то, что ещё неизвестно; умеет выстраивать последовательность действий; умеет контролировать свои действия по точному плану действий, данных учителем.

  1. 19

Слово, предложение.

(58-61)

  1. 20

Повторение – мать учения.

(62-64)

«Азбука», часть 1,2. «Страна АБВГДейка»

«Страна АБВГДейка»

(61-67)

Умение выделять звуки; различать звуки;

умение обозначать эти звуки буквами;

умение проводить звуковой анализ слов;

писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова;

заполнять звуковые схемы;

сравнивать.

Личностные:  осознаёт связи между гласными звуками и буквами; положительно относится к школе, осваивает роль «хорошего ученика», в  простых и ясных ситуациях ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и окружающих людей; регулирует своё поведение на основе усвоенных норм и правил.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно устанавливает  соответствия между звуком и буквой, обозначающей его; анализирует написание письменных букв, опираясь на знание элементов этих букв; осознанно строит речевое высказывание; определяет основную и второстепенную информацию; ориентируется в учебнике, находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; устанавливает причинно-следственные связи; выделяет главное, делает выводы в результате совместной работы класса.

Коммуникативные: умеет слышать и слушать; выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умеет объяснять свои действия (способ написания); понимает возможность различных позиций других людей, отличных от собственной; умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умеет строить и задавать вопросы; умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; умеет строить монологическое высказывание.

Регулятивные:   принимает и сохраняет учебную задачу; планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывает правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимает оценку окружающих; оценивает результаты деятельности других.

Звук [а], буквы А,а

(68)

Звук [о], буквы О,о

(69)

Звук [у], буквы У,у

(70)

Закрепление изученного о гласных звуках

(71)

Звук [и], буквы И,и

(72)

Звук [ы], буква ы,

(73)

Звук [э], буквы Э,э

(74)

Закрепление изученного о гласных звуках. Самостоятельная работа.(75)

«Узелки на память»

(76)

«Узелки на память»

(77)

Звуки [м] — [м`]. Буквы М, м  (78)

Знание о согласных и их свойствах;

умение читать по схемам; отгадывать ребусы; умение анализировать;

умение проводить звуковой анализ слов;

умение объяснять значения слов;

умение выделять ударный слог;

умение читать тексты

Личностные:    

осознаёт связи между согласными звуками и буквами; положительно относится к школе, осваивает роль «хорошего ученика», в  простых и ясных ситуациях ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и окружающих людей; регулирует своё поведение на основе усвоенных норм и правил;  присутствует интерес, желание писать красиво и правильно; осознает значимость чтения.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно устанавливает  соответствия между звуком и буквой, обозначающей его; осознанно строит речевое высказывание; овладевает техникой чтения, приемами и понимания прочитанного.

Коммуникативные: умеет слышать и слушать; умеет формулировать собственное мнение и позицию; понимает возможность различных позиций других людей, отличных от собственной; умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; умеет строить монологическое высказывание.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимает оценку окружающих; оценивает результаты деятельности других.

Звуки [с] — [с`]. Буквы С,с (79)

Звуки [н] — [н`]. Буквы Н ,н   (80)

Звуки [л] — [л`]. Буквы Л, л  (81)

Чтение предложений и текста. Игры со слово (82-83)

Звуки [т] — [т`], буквы Т, т  (84-85)

Звуки [к] — [к`], буквы К, к (86-87)

Упражнение в чтении. Игры со словами(88-89)

Узелки на память.

(90-91)

Звуки [р] — [р`], буквы Р, р (92)

Звуки [в] — [в`], буквы В, в  (93)

Звуки [п] — [п`], буквы П, п (94-95)

Звуки [г] — [г`], буквы Г, г  (96-97)

Парные по глухости – звонкости звуки [г] — [к], [г`] - [к`] (98-99)

Упражнение в чтении. Игры со словами

(100-101)

Буква е в начале слова и после гласных

(102)

Буква ё в начале слова и после гласных(103)

Обозначение мягкости согласных буквами е, ё.

(104-105)

Чтение слов с изученными буквами(106-107)

Узелки на память. Игры со словами

(108-110)

Звуки [б] — [б`], буквы Б,б .  Парные по глухости – звонкости звуки [б] — [п], [б`] - [п`]

(4-5)

Звуки [з] — [з`], буквы З, з    (6-7)

Парные по глухости – звонкости звуки [з] — [с], [з`] - [с`]. Упражнение в чтении (8-9)

Повторение – мать учения (10-11)

Звуки [д] — [д`], буквы Д, д. Парные по глухости - звонкости согласные звуки [д] — [т],[д`] - [т`]   (12-13)

Звук [ж], буквы  Ж,ж. Правописание слов с сочетанием жи

(14-15)

Чтение рассказов. Мои первые книжки (16-17)

Загадки слов. Весёлые картинки

(18-21)

Узелки на память. Игры со словами

(22-23)

Буква Я в начале слова и после гласных.обозначение мягкости согласных с помощью буквы я

(24-26)

Составление рассказа по картинкам. Игра со словами (27-29)

Звуки [х] — [х`], буквы Х, х  (30-31)

Мягкий знак — показатель мягкости согласных

(32)

Мягкий знак — показатель мягкости согласных.(33)

Звук[й`], буквы  Й, й

(34-37)

Буква ю в начале слова и после гласных.

(38-39)

Обозначение мягкости согласных буквой ю. Приговорки, игры, загадки (40-43)

Узелки на память. Упражнение в чтении

(44-47)

Звук [ш], буквы Ш, ш. Правописание слов с сочетаниями жи– ши

(48-49)

Звук [ч`],буквы Ч, ч. Правописание слов с сочетаниями чу, ча

(50-51)

Звук [щ`], буквы Щ, щ.  Правописание слов с сочетаниями чу - щу, ча– ща (52-53)

Чтение текстов. Наблюдение над словами 

(54-55)

Звук [ц], буквы Ц,ц

(56)

Звуки [ф] - [ф`], буквы Ф, ф.   Парные по глухости - звонкости согласные звуки [в] — [ф], [в`] - [ф`].

(57-59)

Разделительные твёрдый и мягкий  знаки(60-63)

Узелки на память. Упражнение в чтении. Наблюдение за словами

(64-67)

Повторение – мать учения

(68-72)

Старинные азбуки и буквари

(72-73)

По страницам старинных азбук. (74-75)

Читаем сами. Народная пословица (76-77)

Обращение Л.Н. Толстого к учащимся Яснополянской школы (78)

Проверка читательских умений (74-78)

Упражнения в чтении

Послебукварный период. «Азбука», часть 2. «Про все на свете»

Про все на свете (80-81)

Умение выразительно читать; составлять рассказы.

.

Личностные:    положительно относится к школе, осознает значимость чтения.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно строит речевое высказывание; определяет основную и второстепенную информацию; ориентируется в учебнике,  находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; устанавливает причинно-следственные связи; выделяет главное, делает выводы в результате совместной работы класса; овладевает техникой чтения.

Коммуникативные: умеет слышать и слушать; формулирует собственное мнение и позицию; понимает возможность различных позиций других людей, отличных от собственной; умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умеет строить и задавать вопросы;  умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; умеет строить монологическое высказывание.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  учитывает правило в планировании и контроле способа решения;  адекватно воспринимает оценку окружающих; оценивает результаты деятельности других.

Общение. Позитивная модель общения.

С чего начинается общение?

(82-83)

Умеет ли разговаривать природа? (84-91)

Что, где, когда и почему? Удивительное рядом

(92-95)

Чтобы представить слово. Об одном и том же по-разному. (96-101)

Книга природы. Сравни и подумай.

(102-105)

Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. Считалки, сказки, загадки.

(106-117)

Семейное чтение

(118-126)

Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение».

Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. «Литературное» учебник для 1 класса в 2-х частях.                        УМК «Перспектива». 4 часа в неделю

№ урока

п/п

Тема урока

Сроки

Планируемые результаты

Страница учебника

предметные

личностные и метапредметные

Вводный урок (1 ч.)

1/1

Знакомство с системой условных обозначений.

Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические – совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче.

Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию.

3

Книги-мои  друзья (3 ч.)

2/1

Книги – мои друзья. С. Маршак. Новому читателю.

Сформировать представление о том, что такое книга, о значении книги в жизни человека, уметь обращаться с книгой.

Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические – совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче.

Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию.

4-12

3/2

С.Михалков Как бы жили мы без книг? Мои любимые писатели.

13-21

4/3

Наш театр. К. Чуковский. Айболит.

22-27

Радуга-дуга (4 ч.)

5/1

Песенки разных народов.

Сформировать понятие о малых фольклорных жанрах, об устном народном творчестве.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение принципом разгадывания загадок; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

28-35

6/2

Загадки. Пословицы и поговорки разных народов.

36-41

7/3

Мы идем в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

42-45

8/4

Наш театр. Перчатки. Английская народная песенка.

46-51

Здравствуй сказка! (5 ч.)

9/1

Здравствуй сказка! Жили-были буквы.

Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

52-61

10/2

Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят.

62-65

11/3

Русская народная сказка.  Лиса, заяц и петух. Л. Пантелеев. Две лягушки.

66-74

12/4

По следам семейного чтения. Сказки разных народов.

75-85

13/5

Наш театр. С.Михалков. Сами виноваты.

86-91

Люблю всё живое (6 ч.)

14/1

В. Лунин. Никого не обижай.

Е. Благинина. Котенок.

И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла.

В. Бианки. Разговор птиц в конце лета.

Развить умение слышать и слушать художественное произведение, проводить анализ художественного текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию;

участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

4-11

15/2

Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. Всех угостила.

 С. Михалков. Зяблик.

12-17

16/3

Н. Сладков. Без слов. С. Маршак. В зоопарке.

18-25

17/4

Семейное чтение. Л. Толстой. Пожарные собаки. Б. Житков. Вечер.

26-29

18/5

Наш театр. С. Маршак. Волк и лиса.

30-35

19/6

Контроль и проверка результатов обучения.

36-37

Хорошие соседи, счастливые друзья (7 ч.)

20/1

С. Михалков. Песенка друзей.            М. Танич. Когда мои друзья со мной. А. Барто. Сонечка.

Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.

Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

38-43

21/2

Е. Пермяк. Самое страшное.                В. Осеева. Хорошее.

Э.Шим. Брат и младшая сестра.

44-49

22/3

Мы идем в библиотеку. Книги о детях.

50-53

23/4

Е. Благинина. Паровоз. В. Лунин. Мне туфельки мама вчера подарила…

54-55

24/5

Наш театр. М. Пляцковский. Солнышко на память. Ю. Мориц.     Это – да! Это – нет!

56-59

25/6

Л. Толстой. Не лениться. Косточка.

60-61

26/7

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

62-65

Край родной, навек любимый (9 ч.)

27/1

Край родной, навек любимый.            П. Воронько. Лучше нет родного края.

Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов;

развивать умение сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; составление устных рассказов. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

66-69

28/2

Стихотворения русских поэтов о природе.

70-73

29/3

Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе.

74-79

30/4

Образ природы в литературной сказке.

80-83

31/5

В. Берестов. Любили без особых причин… Г. Виеру. Сколько звёзд на ясном небе! А. Митяев. За что люблю маму? В. Берестов. Стихи для папы.

84-88

32/6

Мы идем в библиотеку. Книги о Родине.

89

33/7

Е. Пермяк. Первая рыбка.

90

34/8

Семейное чтение. И. Косяков. Всё она. Л. Толстой. Мальчик и отец.                  К Ушинский. Лекарство.

91-92

35/9

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

93-94

Сто фантазий (1 ч.)

36/1

Р. Сеф. Совершенно непонятно. В Маяковский. Тучкины штучки.

Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях поэтов;

развивать умение сравнивать произведения.

Личностные: дают  объективную оценку своей деятельности по выполнению задания.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – формулирование ответов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного.                                         Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя.

95-97

Резервные уроки – 4 ч.

37/1

Ю. Мориц. Сто фантазий.

Личностные: осознают необходимость самосовершенствования, адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Метапредметные:

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием дополнительной литературы; использование знаково-символических средств для решения задания; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.   Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и учащихся.                          

Коммуникативные: уметь: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

98-99

38/2

И. Пивоварова. Я палочкой волшебной… Г. Цыферов. Про меня и про цыпленка.

100-103

39/3

Сочинение собственных историй на основе художественных текстов.

40/4

Сочинение собственных историй на основе художественных текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмет литературное чтение, 4 класс, авторы курса В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова

Планирование программы по литературному чтению, 4 класс, автор учебника Н. А. Чуракова (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса УМК Школа России ФГОСII

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для  2  класса на 2012 – 2013учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по литературному чтению, пр...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса

Рабочая программа  предмета «Литературное чтение» для 2 класса  составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  и программы УМК «Начальная...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» 3 класс (УМК " Школа России")

Рабочая программа по предмету Литературное чтение" для 3 класса разработана на основе авторской программы "Литературное чтение"  Л. Ф. Климановой,  М. В. Бойкиной....

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 1 класса

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе ФГОС по литературному чтению для программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого У...