Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»

Цели урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

Планируемые результаты:

·        Предметные: развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

·        Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе;  учебно–познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Выполнила студентка 42 гр.

Ежикова Наталия

Проверил:

Отметка:

Дата:

Челябинск, 2016


Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»

Цели урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

Планируемые результаты:

  • Предметные: развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе;  учебно–познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока:

Оборудование: учебник лит-ры, презентация

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. момент

слушают

Личностные

Актуализация знаний.

– Откройте учебник на с. 102–103.

– Как называется раздел? Кто это мы? (Дети.)

– О чём мы будем читать произведения? (О семье, о взаимоотношениях детей и родителей.)

– Какие произведения из тех, что вы читали раньше, можно было бы включить в этот раздел? (1-й кл. В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Разлука», М. Зощенко «Глупая история» и т.д.)

– Какие пословицы о маме и папе вы знаете? (Если дети затрудняются их назвать, то 2–3 можно заучить на уроке, объяснив их смысл. Например: Доброта отца как гора велика, доброта матери как море глубока. Вся семья вместе, так и душа на месте.)

2. Чтение авторского текста (с. 104).

Предметные

Коммуникативные

Регулятивные

Развитие умений.

1. Работа со стихотворением «Всё в порядке».

1. Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите рисунок к стихотворению. Определите характер стихотворения. (Весёлый.)

– Когда говорят, что всё в порядке? Интересно, а при чём здесь слон?..

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельно про себя).

2. Выявление первичного восприятия.

– Вы предполагали, что о таком порядке пойдёт речь в стихотворении?

3. Повторное чтение по смысловым частям (комментированное чтение).

Эдуард Успенский

ВСЁ В ПОРЯДКЕ

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты, (Боты – короткая резиновая обувь.)

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом. (Интересно, что она увидит? Вопрос, не требующий ответа детей.)

– Был на квартиру налёт?

– Нет.

– К нам заходил бегемот?

– Нет. (Уже можете предположить, что увидела мама? Налёт – это… (нападение с целью грабежа или стремительное нападение, атака). Очевидно, в квартире полный разгром. А почему мама решила, что заходил именно бегемот? …Наверное, всё разбросано, перевёрнуто.)

– Может быть, дом не наш?

– Наш.

– Может, не наш этаж? (Мама не узнаёт свою квартиру! Но разговаривает она с кем? Скорее всего, со своим ребёнком.)

– Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко. (Вот и ответ на все мамины и наши вопросы: мальчики просто немножко поиграли!)

– Значит, это не обвал?

– Нет.

– Значит, слон у нас не танцевал?

– Нет. (А вот ответ на наш вопрос, при чём здесь слон.)

– Очень рада.

Оказалось,

Я напрасно волновалась! (Мама могла бы рассердиться, отругать детей, а она отнеслась к произошедшему с юмором. Как по-вашему, дети это поняли? Чем всё закончится? Скорее всего, они наведут в доме порядок.)

4. Беседа.

– Какой смысл вложил автор в заглавие стихотворения? (Автор улыбается и смотрит на эту ситуацию глазами детей. Они играли. У них всё в порядке. С позиции взрослых тоже всё в порядке: детям хорошо, они живы. Заглавие – это и продолжение стихотворения: дети наведут в доме порядок после игры.)

– Оправдались ли наши предположения о весёлом характере стихотворения? И всё-таки почему художник нарисовал слона?

5. Выразительное чтение по ролям.

2. Работа со стихотворением «Если был бы я девчонкой».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название стихотворения. Продолжите это предложение. (Задание выполняют мальчики.)

– Догадались, от имени кого написано стихотворение?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельно про себя).

2. Выявление первичного восприятия.

– Что вас рассмешило?

– Встречались ли вы в жизни с подобными ситуациями?

3. Беседа.

– О чём мечтает герой стихотворения?

– Что бы он тогда сделал?

– Согласны ли вы с мальчиком, что все эти дела девчоночьи?

– А сам он с собой согласен? (Нет.)

– В чём комичность ситуации? (Сделала бы все дела девочка, а хвалит мама сына, мальчика.)

– Почему мальчик только мечтает о помощи маме, её похвале? (Возможно, не умеет всё это делать, может быть, не хочет или стесняется.)

– Каков же характер стихотворения? (Весёлый, шуточный.)

– Понравилось ли стихотворение? Ожидали вы такую концовку? Что можно сказать об авторе, прочитав стихотворение? (Он непредсказуем, знает детский характер.)

4. Выразительное чтение по ролям.

5. Беседа об авторе стихотворений.

– Что нового вы узнали об Э. Успенском? (Он пишет весёлые и смешные стихи, но в них объясняет детям серьёзные вещи.)

– Верен ли себе автор? (Да.) Каким представляете себе автора Э. Успенского? (Весёлым, остроумным, находчивым человеком...)

Э. Успенский пишет не только стихи, сказки и пьесы, но и сценарии, ведёт передачи на радио и телевидении. Организовал издательство «Самовар», чтобы печатать хорошие книги.

3. Работа с текстами стихотворений после чтения.

Сравнение двух стихотворений Э. Успенского.

– Чем похожи эти стихотворения? (Герои – мама и сын; ситуации похожи – сын не очень-то любит помогать по дому; весёлые, с чувством юмора.)

– Как вы думаете, нужны ли детям такие стихи? (Конечно, они помогают посмотреть на себя со стороны: какой я? Развивают чувство юмора, незаметно и ненавязчиво воспитывают…)

– Что нового о себе каждый из вас узнал после чтения этих стихотворений? Послушаем сначала мальчиков.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Предметные

Регулятивные

Подведение итога урока

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Коммуникативные

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе (ПНШ) "Анализ стихотворений Ю.Мориц"Хвостики", "Букет".Поход в "Музейный дом"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" 4 четверть.План урока составлен в соответствиис требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: "Э. Успенский "Чебурашка" 2 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся с творчеством Э.Успенского «Чебурашка»; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение ставить вопросы по п...

Технологическая карта урока по литературному чтению для 4 класса. По теме «Е.Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении»

Класс: 4Четверть: 2УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Литературное чтениеТема урока: «Е.Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении».Тип урока: отк...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....