Технологическая карта урока по литературному чтению для 4 класса. По теме «Е.Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Дедюхин Юрий Юрьевич

Класс: 4

Четверть: 2

УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Литературное чтение

Тема урока: «Е.Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении».

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: создать условия для ознакомления и анализа поэтического произведения каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с творчеством Е.А.Баратынского, провести целостный анализ поэтического произведения; формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки выразительного чтения, через анализ поэтического произведения; формировать навыки словесного рисования; показать целостность окружающего мира, через интеграцию поэтического, художественного и музыкального творчества.

Развивающие: развивать внимание к образным средствам языка, развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление.

Воспитательные: способствовать осознанию учащимися литературы как средства человеческого общения и явления национальной культуры, формирование позитивно-ценностного отношения к предмету «Литературное чтение».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_konspekt_uroka_chtenie_4_klass.docx42.21 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Четверть: 2

УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Литературное чтение

Тема урока: «Е.Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении».

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: создать условия для ознакомления и анализа поэтического произведения каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с творчеством Е.А.Баратынского, провести целостный анализ поэтического произведения; формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки выразительного чтения, через анализ поэтического произведения; формировать навыки словесного рисования; показать целостность окружающего мира, через интеграцию поэтического, художественного и музыкального творчества.

Развивающие: развивать внимание к образным средствам языка, развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление.

Воспитательные: способствовать осознанию учащимися литературы как средства человеческого общения и явления национальной культуры, формирование позитивно-ценностного отношения к предмету «Литературное чтение».


Этап урока

Образовательная задача

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

1.Организационно-мотивационный момент

Вызвать устойчивый интерес к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок чтения проведу у вас я. Проверьте вашу готовность к уроку. На парте у вас должны быть учебник, дневник, канцелярские принадлежности. Садитесь. Проконтролируйте себя, чтобы каждый сидел за партой правильно. (на слайде правильная посадка)

- Все готовы, тогда начнем.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Ф

Компьютер, проектор, презентация

Регулятивные: планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  одноклассниками,  прогнозирование  содержания  учебной  деятельности.

Коммуникативные:

восприятие информации. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу

Формирование  внутренней  позиции  учащегося на  уровне  положительного  отношения  к  уроку  

2. Актуализация знаний

Актуализировать исходные знания и опыт обучающихся, побудить к активной деятельности

Мотивирующий диалог (вызов знаний)

Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать (ответы на слайде). Отвечаем только по поднятой руке.

- Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

- В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

-Я раскрываю почки,

в зеленые листочки.

Деревья  одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня…..

Молодцы, ребята!

- А сейчас я вам прочитаю стихотворение:

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролѐтные стада

Кричат и весело и важно.

-О чём это стихотворение?  

- О весне сложено очень много литературных произведений.

- А кто ещё кроме поэтов, может создать образ весны?

Художники могут? Музыканты?

 Чем?

- Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент музыкального произведения норвежского композитора Кристиана  Синдинга «Шелест весны», а ваша задача, прослушав его, определить какую весну показал  в этом отрывке композитор. (прослушивание фрагмента)

Что вы представляли, когда слушали фрагмент?

- Какие звуки услышали?

 - А какие желания у вас возникли?

Подснежник

Ручеёк

Весна

О весне

Да. Художник кистью и красками, музыкант музыкой.

- Река разлилась, лёд потемнел, трава пробивается местами, светит яркое солнце, дует тёплый весенний ветерок.

- Река шумит, ветки шелестят, где-то петух кукарекает, воробьи чирикают.

- Хочется побегать по лесной полянке, покружиться, спеть песню и даже громко-громко покричать.

Ф

Компьютер, проектор, презентация.

Аудиофрагмент

Познавательные:

проводить   умозаключения

Коммуникативные:

умение строить речевое  высказывание

Регулятивные:

планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками

Развитие мышления, памяти, внимания, речи

3.Целеполагание и выход  на тему

Создание и фиксирование проблемной ситуации (вопрос, на который нужно найти ответ)

Проблемный диалог

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Верно. Сегодня мы с вами продолжаем изучение раздела, который называется «Поэтическая тетрадь». На прошлых уроках вы уже изучили произведения из этого раздела, посвященные различным временам года. Наша планета прекрасна в любое время года. У каждого времени года есть свои прелести. Кто-то любит весну, кто-то зиму, кого-то завораживает осенняя пора. Времена года, неизменно сменяющие друг друга, имеющие свою неповторимую особенность, всегда вдохновляли художников, музыкантов, поэтов, писателей. А мы поработаем со стихотворениями о весне, зиме.

Предположите, какую цель мы можем перед собой поставить?

Весна. Весеннее время года

Познакомиться с поэтом, который писал про весну, зиму и его произведениями.

Ф

Компьютер, проектор, презентация

Познавательные:

проводить   умозаключения

Коммуникативные:

умение строить речевое  высказывание

Регулятивные:

планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками

Развитие мышления, памяти, внимания, речи

4. Планирование

Планирование

Беседа

А что мы будем делать, чтобы добиться поставленной цели? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к слайду и прочтем, с чем мы познакомимся, чему научимся и чему будем учиться, изучая данный раздел.

Составление плана урока (на слайде)

1. Беседа о весне, зиме.

2. Изучение биографии Е.А.Баратынского.

3. Изучение стихотворений Е.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот моих лесов?».

4Анализ стихотворения Е.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот моих лесов?».

5. Выразительное чтение стихотворения Е.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот моих лесов?».

6. Оценивание прочтения.

В течении урока за активную работу на уроке я буду вам давать капельки, в конце урока мы посчитаем их и выставим оценки.

Читают со слайда:

- познакомимся с биографией поэта;

- проанализируем стихотворения;

- мы узнаем:

  • какие литературные приёмы используют авторы лирических произведений; 

- мы научимся:

  • наблюдать за развитием чувств переживания лирического героя, за словом, его красотой, многозначностью;

- мы сможем:

выделять в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения.

 Анализируют план.

Ф

Компьютер, проектор, презентация

Умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план

5.Реализация плана (изучение нового материала)

Введение изучаемого понятия, выделение существенных признаков

Частично-поисковый

А вы знаете, что и А.С. Пушкин, и Ф.И.Тютчев, и А.А.Фет, и Е.А.Баратынский посвящали стихотворения различным временам года. Скажите, пожалуйста, среди перечисленных мною авторов, есть тот, с произведениями которого вы еще не работали?

Сначала ознакомимся  с биографией Е.А.Баратынского, слушайте внимательно, после я буду задавать вопросы (в презентации).

- Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 г. в имении
Мара Тамбовской губернии. Сын отставного генерал-лейтенанта из ближайшего окружения императора Павла 1 и бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Получил домашнее образование. Мальчика отдали в Пажеский корпус, а в 1819 г.
Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк.

Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами
А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным. Скоро он стал
известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно самобытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные
раздумья.
Дивная природа окружала его с самого рождения, ведь село раскинулось в живописной местности, поэтому в лирике поэта тема природы занимает важное место. Наиболее известными стихотворениями у поэта считаются: «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот моих лесов?». Печатался в журнале «Европеец».

В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел
в отставку и поселился в Москве. В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное
путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от приступа лихорадки
(болезненное состояние, сопровождающееся жаром и ознобом). 

Какие самые известные стихи у Е.Баратынского?

В каком журнале печатался поэт?

Куда отправился путешествовать поэт?

Какая главная тема произведений Е.Баратынского?

Говоря об истории создания произведений Е.Баратынского, нужно вспомнить, что стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист…» написано поэтом весной 1832 года. Основой для него послужили личные впечатления, ведь любимым временем года автора была весна, Евгений Абрамович находил в природе вдохновение и утешение.

Откройте страницу учебника 143, где находится стихотворение.

Прослушайте внимательно актерское чтение, при этом следите пальцем по учебнику, отметьте непонятные слова, после мы

проанализируем стихотворение по предложенному плану (на слайде):

1. Автор и название стихотворения.

2. Тема стихотворения – о чем стихотворение?

3.  Настроение стихотворения.

4.Пунктуация.

5.Звукопись.

6.Средства выразительности.

Теперь давайте поработаем с текстом стихотворения и обсудим незнакомые слова (на слайде):

Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар.).

Очи – глаза (устар.).

Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый

Взвился – взлетел, поднялся, завертелся, закружился.

Незримый – недоступный зрению, невидимый, тайный.

Заздравный – исполняемый, провозглашаемый за чьё-нибудь

здоровье.

Ропот – невнятный и заунывный шум.

Дол – устаревшее поэтическое название долины.

Мгла – помутнение воздуха.

- Теперь перейдем к анализу.

– Определите тему стихотворения.

– Каким настроением наполнено стихотворение?

– Что чувствует поэт?

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

– Какой вам представилась весна?

– Какие запахи, звуки весны почувствовали, услышали?

Предлагает отдохнуть.

Физминутка:

Непоседа потянулся,

Влево-вправо повернулся,

Руки вытянул, согнул

И тихонько сел на стул.

- Продолжим работать.

– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?

– А как об этом сказано у Баратынского? Прочитайте.

 Обратите внимание на пунктуацию.

- Какие знаки препинания использует автор в своем произведении? Где?

- С какой целью автор использует данные знаки препинания?

(В случае затруднения оказывает помощь)

– Как система знаков препинания помогает раскрыть замысел автора? С какой интонацией нужно читать это стихотворение?

 Что мы слышим, читая стихотворение?

– С помощью чего автору удается донести до нас эти звуки?

– Да, при повторе одинаковых или близких звуков создается звуковой эффект.

– Аллитерация – повтор согласных звуков.

- Обратите внимание на звуки, которые использует поэт (В случае затруднения оказывает помощь):

- во второй строфе - [л]–6 раз. Для чего?

- в третьей строфе - [р] – 4 раза. С какой целью?

 Обратите внимание на выразительную систему стихотворения (В случае затруднения оказывает помощь):

- Найдем в тексте метафоры (переносное значение), олицетворение (неодушевленным предметам приписываются свойства человека. Олицетворение может входить в метафору).

- Эпитет («красивые» определения (прилагательные), т.е. добавляется выразительность, несвойственная предмету.

- Сделаем вывод (под руководством учителя).

- Прослушаем актерское чтение следующего стихотворения «Где сладкий шепот моих лесов?».

- Следите пальчиком по учебнику.

Проводит беседу после прослушивания (выборочно):

– Какие изменения произошли в природе?

– Обратите внимание на подчеркнутые слова. Как они помогают поэту сравнить зиму и лето?

– Каким настроением проникнуто произведение? Почему вы так думаете?

– Какие картины предстали перед вами?

– С каким чувством поэт говорит о зиме?

– Можно ли читать это стихотворение так же, как предыдущее?

– Как его следует читать?

- Теперь вы читаете стихотворение.

Сначала про себя, закрыв уши, если это необходимо, затем вслух.

Но для начала давайте вспомним правила выразительного чтения.

Вы их знаете?

1. Стихотворение читается спокойно, не торопясь.

2. Старайтесь голосом выделять все знаки препинания.

3. Читайте вдумчиво.

4. Старайтесь понять смысл стихотворения.

5. Читайте с душой, чтобы понять, какие чувства и эмоции вложил автор в него.

Проводит проверку (выборочно).

- Что ты чувствуешь при чтении стихотворения: радость, спокойствие, удивление, грусть, тревогу?

Почему?

Фамилия Пушкин, Тютчев, Фет знакома, а вот с произведениями Баратынского мы не работали.

«Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот моих лесов?».

«Европеец».

Путешествовал по Европе.

Тема природы

Автор произведения: Е.А.Баратынский. Стихотворение: «Весна, весна! Как воздух чист…».

– В стихотворении раскрывается тема природы, приход весны.

– Восторг, восхищение, полет души, радость, обновление

 

Выполняют движения.

Продолжают работать над анализом стихотворения.

Отвечают на вопросы. Работают с учебником.

- Знаки восклицания (10 знаков по всему тексту.

В середине стихотворной строки).

- Вопросительный знак (1 знак в последней строфе).

Многоточие (стихотворение заканчивается им).

- ! – Выражение восторга, радости, восхищения. Чувства переполняют настолько, что не хватает воздуха: делает вдох!

- ? – Обращение к себе, попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объяснить, что происходит «с моей душой».

- … – Герой многое еще мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе

 Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать это настроение и понять автора.

– Мы слышим журчание ручья, рев реки, шуршание ветхих листьев, песню жаворонка.

– Повторяя определенные звуки, автор может передать то, что слышит, и помочь нам услышать это же

- Передать нежность, ласку, мягкость.

- Передать перелив, журчание
ручья, рев реки, мощь.

- Крылья ветерка, хребёт реки, облака летают, ласкаясь, лист шумит

- Лазурь живая, торжествующий хребёт, гимн заздравный, вышина яркая

Вывод: используя выразительные средства, автор показывает свое отношение к природе. Он одушевляет ее. Его душа – это часть души природы. Он живет в природе и с природой. Испытывает те же чувства, что и природа. От этого он невыразимо счастлив.

- Слушают актерское чтение. Следят.

– Природа засыпает, так как пришла зима. Все цепенеет, уже не слышен сладкий шепот лесов.

– Подчеркнутые слова создают контраст между летом и зимой.

– Стихотворение проникнуто грустью. Автор грустит, потому что «ковер зимы покрыл луга».

Читают стих

Ответы детей

Ф, И

Компьютер, проектор, презентация, аудиозапись

Знакомство створчеством Е. А. Баратынского и содержанием его произведений «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»;

Умение видеть и понимать красоту природы в стихах Е. А. Баратынского, передавать свое отношение к прочитанному, выделяя важные по смыслу слова; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности.

Познавательные: соотносить с текстом изображение;

Регулятивные: фиксировать по ходу урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке; оценивать свои достижения и результаты в процессе работы;

Коммуникативные: строить связное высказывание по теме; строить диалог, задавать вопросы

Осмысливать настроение лирического произведения
Е. А. Баратынского; понимать назначение изобразительно-выразительных средств в произведении

6. Подведение итогов

Сопоставление собственного вывода с истинным ответом на проблемный вопрос

Беседа

Наш урок подходит к концу.

О каком времени года мы сегодня с вами говорили на уроке?

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Добились ли мы ее?

Что мы делали для этого?

Давайте вернемся к плану урока и посмотрим, все ли пункты мы выполнили?

Возникли ли у вас какие-нибудь трудности в течение урока? Какие?

Весна, зима

Познакомиться с поэтом, который писал про весну, зиму и его произведениями.

Да

Знакомились со стихотворениями Е.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот моих лесов?».

Да/нет

Ф

Умение ориентироваться в своей системе знаний
Умение соотносить полученный результат с поставленной целью

7. Домашнее задание

Домашним заданием для вас будет подготовить выразительное чтение стихотворений Е. А. Баратынского. Одно из стихотворений выучить наизусть.

Записывают домашнее задание в дневник

Ф

8. Рефлексия

Проводит оценивание.

Визуально просматривает количество капелек у детей, выставляет отметку за активную работу на уроке (отлично, хорошо, удовлетворительно).

- Оцените свою работу:

- большой палец вверх, если вы усвоили новый материал, вам все было понятно;

- Большой палец вниз, если вы материал не усвоили.

Проводят самоанализ

Ф

Умение фиксировать удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»Цели урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнени...

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Девочка на шаре"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Девочка на шаре»Цели урока: совершенствование навыков выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;Планируемые резу...

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме "Стихи о зиме".

В материале представлена технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".

В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Презентация к уроку по литературному чтению для 4 класса. По теме «Е.Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении»

Класс: 4Четверть: 2УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Литературное чтениеТема урока: «Е.Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении».Тип урока: отк...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок по теме " О братьях наших меньших"

урок литературного чтения 2 класс по теме "Общающий урок по теме "О братьях наших меньших".Содержит проверочную работу и презентацию...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс по теме И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. "Школа России"

Тема: И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.Тип урока: актуализация новых знаний.Цель: создать условия для ознакомления со стихотворением «Русь&r...