Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс по теме И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Сафаргалина Алина Ильшатовна

Тема: И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.

Тип урока: актуализация новых знаний.

Цель: создать условия для ознакомления со стихотворением «Русь» И.С. Никитина;

Задачи:

Образовательные: Формировать понятия о тоне, темпе, ритме стихов; Учить выделять логические ударения, указывать паузы для выработки навыка выразительной речи

Развивающие: Развивать красивую и связную речь; формировать интерес к предмету; развивать умение делать выводы; развивать познавательный интерес; развивать навык выразительного чтения, обогащать словарный запас, развивать читательский кругозор.

Воспитательные: Воспитание любви к русской поэзии; Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologichekaya_karta.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.

Тип урока: актуализация новых знаний.

Цель: создать условия для ознакомления со стихотворением «Русь» И.С. Никитина;

Задачи:

Образовательные: Формировать понятия о тоне, темпе, ритме стихов; Учить выделять логические ударения, указывать паузы для выработки навыка выразительной речи

Развивающие: Развивать красивую и связную речь; формировать интерес к предмету; развивать умение делать выводы; развивать познавательный интерес; развивать навык выразительного чтения, обогащать словарный запас, развивать читательский кругозор.

Воспитательные: Воспитание любви к русской поэзии; Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину

Планируемые результаты:

Предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание. Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания

личностные: формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Оборудование: учебник литературное чтение «Школа России» авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Голованова, Л.А. Виноградская, М.Б. Бойкина, презентация, проектор.

Ход урока:

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля, Самоконтроля

Организационный

Момент

(2 мин)

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Словесные

Беседа

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Алина Ильшатовна. И сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

Прозвенел уже звонок Начинается урок.

Будем грамотно читать, Чтобы много, много знать!

- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

Здороваются с учителем.

Слушают учителя

Ф

И

презентация

Контроль

Актуализация знаний

(5мин)

-организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний

Словесная

Беседа

- Урок мне хотелось бы начать с фрагмента песни в исполнении Н.Кадышевой «Россия! Русь».

- Давайте все вместе послушаем.

( Звучит песня « Россия! Русь!»).

- Какие чувства вы испытали, слушая эту песню?

- О чём и о ком эта песня?

- Какие слова схожие по значению прозвучали в этой песне?

- Как они называются?

- С чем ассоциируются у вас эти слова?

(Гордость, восхищение )

( О Родине, о защитниках нашей родины, об истории нашей Родины и т.д.)

(Русь, Россия, Отечество, Отчизна, Держава) .

(синонимы).

(богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской, мать, отец, русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая природа …

Ф

И

Ф

аудиозапись

Контроль

Наблюдение учителя

Постановка цели урока

(5 -7 мин)

организовать постановку цели урока;

Словесная

беседа

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока

- Сегодня мы будем говорить о Родине в стихотворении И.С.Никитина «Русь».

- Тема нашего урока: Образ Родины в поэтическом стихотворении «Русь».

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

( на уроке будем говорить о Родине)

Слушают учителя

1. Знакомиться с биографией поэта.

2. Работать с текстом

3. Анализировать

4. Вести дискуссию

5. Рассуждать

6. Делать выводы

Ф

Ф

презентация

Контроль наблюдение учителя

Открытие нового знания

( 10 -15 мин)

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Словесная

Беседа

Практическая работа

- Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин.

- Сейчас вы будете работать в парах . Перед вами лежит текст с биографией поэта. Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись в своим товарищем кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста.


1.

Где?

2.

Когда?

3.

Чем?

4.

Что?

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт - самоучка сразу стал знаменитым. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен. Его стихи переведены на языки разных народов мира .

- Давайте проверим, что у вас получилось.


1.

Где родился поэт?

г. Воронеже

2.

Когда родился?

3 октября 1824 году

3.

Чем занимался?

Писал стихи, выпустил сборник стихотворений, открыл книжный магазин и библиотеку.

5.

Что принесло известность поэту?

Стихотворение «Русь»

- Молодцы, ребята! Вот и познакомились Иваном Савичем Никитыным.

- А сейчас мы познакомимся с его стихотворение «Русь» как вы уже поняли именно это стихотворение принесло ему известность. Берем учебники, работаем аккуратно, открываем станицу 128. Следим за осанкой. Все открыли?

-Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»? Также обратите внимание на картинки, иллюстрации, они вам помогут ответить мой на вопрос.

- Верно, ребята. Давайте все таки прочитаем это красивое стихотворение «Русь» Ивана Саввича Никитина. Начнем с первой парты, читаем по две строчки и так каждый.

- Молодцы.

-Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

-Какие чувства вы испытали при прочтении ?

- В стихотворении были нам незнакомые слова. Давайте их разберем. Идем по стихотворению.

Нива - засеянное поле

Мурава - молодая трава

Зарево - отсвет пожара

Казна - деньги, имущество государства

Курган - холм

Полчище - огромное войско

Ляхи - польские воины

Кишит - шевелится

Православные - люди, христианской веры

Груда - большая куча

Держава – государство

Русь — Россия

Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами.

Грань – плоская часть поверхности.

Нужда – недостаток в необходимом, бедность.

Брань – война, битва

Мгла — непрозрачный воздух

- всем все понятно, еще есть слова которые вы не поняли, если нет.

Слушают учителя

Работают в парах.

Работают в парах

Работают в парах

Работают в парах

Проверяют заданием с учителем.

Открывают учебники.

О

красоте природе

О защитниках

О богатстве нашей Родины

О подвигах

Читают стихотворение

Ответы детей.

Ф

П

П

П

П

П

Ф

Ф

Ф

И

Ф

Ф

Ф

Ф

Презентация, учебник, раздаточный материал

Контроль

Наблюдение учителя

Физкультминутка

( 3 мин)

Давайте не много отдохнем, встаём ребята.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.

Делают физкультминутку

Ф

И

Контроль

Наблюдение учителя

Первичное повторение

(5 -7 мин)

-организовать усвоение учениками нового

Словесные

наглядные

- Давайте дальше поработаем с стихотворением.

– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает родину? Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси?

– О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»?

– Какими словами автор подчеркивает величие Руси?

– Перечитайте стихотворение, найдите, какими словами-синонимами Никитин заменяет слово «Русь».

– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? Почему вы так думаете?

- Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины.

- Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.

- Что в них заключено?

- Как надо читать эти строки, с какой интонацией?

- Ребята, Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.

- В каких строчках заключается главная мысль стихотворения?

- Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось?

(выразительным, ярким, образным, эмоциональным)

- Как вы думаете благодаря чему?

(благодаря выразительным средствам языка)

-Приведите примеры из текста?

- молодцы, вы очень внимательны.

– Восхищение вызывает необъятность
Родины.

– Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием.

– «Русь державная, в красе царственной».

– Русь (синонимы) – Родина, мама, современное: Отечество, Россия, Отчизна

Гляну к северу …

Посмотрю на юг …

( восхищение автора величием Руси)

(торжественно, гордо)

И в глухих степях …

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные

Бури севера

О них плакали!

(в двух последних четверостишиях)

И уж есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью…

Ответы детей

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

учебник

Контроль

Наблюдение учителя

Рефлексия

( 5 мин)

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Словесная беседа

- Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

- Какие чувства воспитывает стихотворение Ивана Саввича Никитина?

- Прочитайте пословицы.

- Можно сказать, что данные пословицы тесно связаны с темой нашего сегодняшнего урока?

-А как вы думаете можно взять эти пословицы для себя как девиз в жизни?

Слайд – пословицы.

1. Родина мать – умей за неё постоять.

2. Человек без Родины, что соловей без песни.

3. Для Родины своей ни жизни, ни сил не жалей.

- Поднимите «класс» кому было на уроке интересно и он все понял.

- Поднимите «вниз» кому было не понятно и не интересно.

- мне было очень приятно с вами работать, спасибо вам за урок. До свидания, до новых встреч!

Ответы детей.

Ответы детей

Да

Прощаются с учителем.

Ф

Ф

И

Ф

Презентация

Контроль

Наблюдение учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе на тему: "Поэтическая тетрадь 1"

4.Тема: Урок-викторина. Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь 1". 5.Цель:_повторить и закрепить знания о творчестве С. Черного, А. Блока, С. Есенина; развивать внимание и умен...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 13.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "ПНШ". Тема: "Овсей Дриз «Синий дом"" (2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы со стихотворением Овсея Дриза «Синий дом» и ознакомление с картиной Марка Шагала «Синий дом». Задачи урок...

Технологическая карта урока по литературному чтению "И. С. Никитин "Русь". Образ Родины в поэтическом тексте" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких ...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщающий урок по теме "Родина"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний обучающихся об истории ВОВ, о ее героях, последствиях и значении для русского народа.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания обучающихся по теме «Родина&raq...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....